Предмет, принципы, отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит этапы развития представлений о предмете психологии, принципы и отрасли психологии, методы психологических исследований, мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.

Содержание работы

Вопрос 1. Этапы развития представлений о предмете психологии…………...3
Вопрос 2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований………………………………………………………………………7
Вопрос 3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования………………………………………………………………………18
Вопрос 4. Практическая часть………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Психология занимает центральное  место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все  эти данные наук, и в свою очередь  влияет на них, становясь общей моделью  человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретённых знаний.

Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает общая психология. Она не является ветвью психологической науки, которую можно поставить в один рад с другими: это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией. В задачи общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

В психологии существуют специальные методы, с помощью  которых выявляются существенно  важные факты, закономерности и механизмы  психики.

Метод – это основной путь или способ изучения психологических явлений.

Рассмотрим следующие основные методы психологии:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Метод эксперимента — главный метод психологического исследования; отличается тем, что исследователь специально создаёт обстоятельства, стимулирующие проявление определённого психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Бывает  лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Так, для определения объёма внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать  общие математико-статистически  достоверные закономерности развития психических явлений.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент это:

- массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

- длительный, пролонгированный эксперимент;

- эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определённой области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

- эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия.

Наблюдение – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определённой теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение:

- несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определённых условиях;

- систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

- в "сплошном" наблюдении исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

- в выборочном наблюдении исследователь обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться  непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств  фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото - и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация  результатов наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надёжность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включённое наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например, ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

Есть  два варианта включённого наблюдения:

  1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки);
  2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально  важные качества. При открытом наблюдении через определённое время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьёзные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включённое наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьёзные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и (или) когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Диалог между двумя  людьми, в ходе которого один человек  выявляет психологические особенности  другого, называется методом беседы.

Психологи различных школ и направлений широко используют её в своих исследованиях.

Существуют следующие  виды бесед:

    • непринуждённая беседа;
    • интервью;
    • опросники;
    • психологическое анкетирование.

Содержание бесед можно  протоколировать полностью или  выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых  условий проведения беседы, включая  сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным  средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространённых исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

- анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;

- анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;

- анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет; 

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет. 

Между этими тремя типами анкет  не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Метод тестирования — метод испытаний, установления определённых психических качеств человека.

Тест — это кратковременное, одинаковое для всех задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определённых психических качеств и свойств. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надёжны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

В последние годы в целях психологической  диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и её интерпретации.

Информация о работе Предмет, принципы, отрасли психологии