Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:19, контрольная работа
Контрольная работа содержит этапы развития представлений о предмете психологии, принципы и отрасли психологии, методы психологических исследований, мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
Вопрос 1. Этапы развития представлений о предмете психологии…………...3
Вопрос 2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований………………………………………………………………………7
Вопрос 3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования………………………………………………………………………18
Вопрос 4. Практическая часть………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………28
Вопрос 3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
Содержание психики определяется реальной действительностью, которая отражается в этом содержании в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических явлений.
Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Как правило, они имеют чёткое начало, определённое течение и ярко выраженный конец.
В целом психический процесс существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т. д.).
Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:
• познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, общение, сознание);
• эмоциональные (эмоции и чувства);
• волевые (воля).
Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. Они определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.
Психическое состояние - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической активности, имеющий повышенный или пониженный характер.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий; могут быть кратковременными (ситуативными) и устойчивыми (личностными).
Все психические состояния
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
3. Волевые состояния - инициативности, целеустремлённости, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека, её развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним следует относить приобретённые знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
Психические свойства – это наиболее устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Они представляют собой сложные структурные образования и не существуют отдельно друг от друга. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?) и способности (что может человек?). Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени.
Социально-психологические явления — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определённым социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т. д.).
Психические процессы, состояния, свойства и образования человека и социально-психологические явления выделяются только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.
Вопрос 4. Практическая часть.
Владимир Михайлович Бехтерев - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.
В истории отечественной
Бехтерев выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и регистрации, определяется Бехтеревым как основной метод исследования в созданных им науках, получивших названия объективная психология и рефлексология.
Резкое противопоставление принципов объективной психологии господствовавшему в тот период времени интроспекционистскому пониманию психики и путей её изучения, а также конкретный теоретико-методологический уровень разработки психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания (как главных объектов интроспекционистской психологии) и сведение задач психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной деятельности без учета опосредствующих её психических процессов.
Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого - начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изучение.
В своей непосредственно исследов
Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, Бехтерев явился одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология.
Если при рассмотрении природы
психических и социально-
Указывая на неприменимость методов субъективного анализа, самонаблюдения для изучения коллективной или «собирательной личности», он создавал коллективную рефлексологию на основе объективного метода исследования, предполагающего, в первую очередь, изучение внешних форм поведения людей в зависимости от внешних же воздействий. Данное положение обосновывалось им посредством двух утверждений. Это, во-первых, мысль о том, что всё внутреннее выражено вовне, и поэтому в исследовании психики необходимо и достаточно изучить совокупность имеющихся в распоряжении исследователя внешних объективных данных, и, во-вторых - это указание на отсутствие необходимых методических средств для выявления и распознавания внутренних, субъективных переживаний людей.
Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих её лиц. Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе деятельности коллектива. Проявления собирательной личности подчиняются такой же закономерности, какая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности.
Постановка проблемы совокупного или собирательного субъекта (субъекта коллективной деятельности) как предмета социально-психологического исследования в трудах Бехтерева заслуживает пристального внимания как чрезвычайно актуальная и для социальной психологии сегодняшнего дня. Ведь, по сути, здесь находит отражение взгляд на социальные общности (группы и коллективы) не как на механическую сумму, а как на нечто единое и целостное, что соответствует современным системным представлениям о природе сложноорганизованных объектов.
Бехтерев формулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов». При этом он подчеркивал, что рассматривает коллективную рефлексологию как попытку построения части социологии (в то время этот термин ещё использовался в общественных науках, позже он надолго ушёл из языка советских обществоведов). Бехтерев разводил понятия организованного и неорганизованного коллектива и критиковал Тарда1 за смешение двух этих типов сообществ и распространение психологии толпы (неорганизованной группы) на все виды групп.
В основном интерес Бехтерева
Позиция Бехтерева, будучи во многом механистической, тем не менее предвосхитила многие современные вопросы психологии малой группы.
Таким образом, в начале XX в. в российском гуманитарном знании сложилась довольно сложная, противоречивая, но содержательно перспективная ситуация для вычленения и формирования самостоятельной научной дисциплины - социальной психологии.
Заключение.
Анализ исторического пути развития психологии показывает, что её уникальность и ценность как науки, заключаются именно в её межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в её проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.
Во все времена человечество интересовали вопросы о том - что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности её становления?
Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Ещё древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились ещё в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.