Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:12, контрольная работа
Бихевиоризм (поведение) — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Существует две основные формы бихевиористского обучения: классическая условная рефлексия; метод проб и ошибок.
Бихевиоризм (поведение) — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Существует две основные формы бихевиористского обучения: классическая условная рефлексия; метод проб и ошибок.
Бихевиористские теории учения
характеризуются тем, что рассматривают
обучение человека аналогично дрессуре
животного. Животное в процессе дрессуры
овладевает некоторым репертуаром поведения,
создающим иллюзию разумности. В действительности
же это чисто механистичное поведение,
несколько расширяющее его природный
бессознательный инстинкт. Это поведение
известный российский физиолог И. П. Павлов
назвал условным рефлексом. Образуется
этот рефлекс по очень простой формуле
ведущей в бихевиризме:
S – R – стимул – реакция
или более сложной:
стимул – реакция – подкрепление
В качестве основных законов образования
и закрепления связи между стимулом и
реакцией указывается закон эффекта, закон
повторяемости (упражняемости) и закон
готовности.
Попытки построить все обучение
на базе бихевиоризма оказались безуспешными,
так как только небольшой объем человеческого
опыта можно формировать таким путем.
При попытках формирования осознанного
и разумного поведения без ущерба для
развития других интеллектуальных компонент
структуры личности: логического, лингвистического,
аналитического, синтезирующего, наконец,
социального и морального обойтись не
удается.
Психика, с точки зрения З.Фрейда состоит
из трёх частей: ид, эго и супер-эго. Ид
или ОНО, наиболее примитивная и недоступная
сознанию часть психической жизни. Именно
здесь находятся инстинкты . Эго или
Я руководствуется принципом реальности,
служа своеобразным посредником между
ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы,
идущие от ид, находит косвенные пути их
удовлетворения. ЭГО тесно связано с ИД,
он получает из него энергию и служит удовлетворению
идущих от ИД стремлений, влечений. Супер
–эго развивается из ЭГО в процессе воспитания
и усвоения норм поведения и ценностей.
Три основные функции СУПЕР-ЭГО – нравственное
сознание, формирование идеалов и самонаблюдение.
Ид полностью относится к сфере бессознательного.
Эго и супер –эго частично относятся к
сфере сознания, а частично - к сфере
бессознательного. ЭГО становится борьбой
между влечениями, идущими от ИД, требованиями
совершенства от супер-эго и необходимостью
соответствовать реальности. Когда ситуация
становится напряженной, внутренний конфликт
приобретает травматический характер.
Концептуальная таблица
Направление психологии |
Предмет исследования |
Метод исследования |
Основные положения |
Структурализм (В. Вундт) |
Физиологическая психология |
Интроспекция (Наблюдение) |
Для изучения сознания его необходимо расчленить на отдельные элементы-ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. |
Функционализм (У Джеймс) |
Действия и функции психики |
Интроспекция (Наблюдение) |
Роль сознания в приспособлении человека к окружающему миру. |
Психоанализ (З. Фрейд) |
Теория личности, личностной структуры развития |
наблюдение |
Динамика отношений между бессознательным и сознанием |
Аналитический подход (К. Юнг) |
Теория личности |
наблюдение |
Понимание психики как автономной саморегулирующейся системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного. |
Индивидуальная психология (А. Адлер) |
Теория личности |
наблюдение |
Уникальность индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению целей |
Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм) |
Теория личности |
наблюдение |
Влияние социальных факторов на развитие личности |
Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) |
поведение |
Наблюдение и эксперимент |
сознание недоступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма |
Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл) |
поведение |
Наблюдение и эксперимент |
поведение это функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности можно адекватно описать поведение |
Гештальтпсихологи(Кафка, Келлер, Вертгеймер) |
Психика с точки зрения целостных структур |
наблюдение |
Окружающее воспринимается не как отдельные объекты, а как организованное целое. |
Когнитивная психология (Нейсер, Брунер, Дж.Келли, А.Бандура) |
Знание, познание |
Наблюдения, эксперимент |
Зависимость поведения от имеющихся познавательных схем |
Генетическая психология (Пиаже) |
Теория развития интеллекта |
Наблюдения, эксперимент |
Развитие в процессе адаптации. |
Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Ханхаузен) |
Развитие личности |
Наблюдения, эксперимент |
Вера в творческие возможности и силы каждого человека. Человек выбирает свою судьбу и строит свою жизнь сам. |
Трансперсональная психология (С. Гроф, К. Юнг) |
|||
Культурно-историческая теория (Л. Выготский) |
процесс онтогенетического развития психики |
Наблюдения, эксперимент |
источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре |
Теория деятельности (А.Н. Леонтьев) |
Деятельность человека |
Наблюдения, эксперимент |
Активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей |
Благодаря сознанию мир предстаёт перед человеком в знаковой форме, которую Выготский называл своеобразным "психологическим орудием". "Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделён от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством" (там же, с. 146). Кроме того, знак - это средство связи между людьми: "Всякий знак, если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире - средство связи известных психических функций социального характера. Перенесённый на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе". Взгляды Выготского имели важное значение для психологии и педагогики воспитания и обучения.
Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. "Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития"
Главные положения этой теории:
● основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;
● всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;
● исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;
● психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
● существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;
● важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.
Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животное сознанием не обладает. Оно не может целенаправленно контролировать себя, давать оценку своим действиям. Животным присуще инстинктивное поведение.
Деятельность (большой психологический словарь) – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно возникающий и удовлетворяющий свои потребности.
Деятельность (И.В. Дубровина Психология) под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит.
Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобрапзования или поддержания ими жизненно значимых связей со средой. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положения в ней организма.
Личностный смысл – осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем – уровень действий; следующий – уровень операций; наконец, самый низкий – уровеньпсихофизиологических функций.
Психологическая теория деятельности называется так, потому что выполняя какую либо деятельность человек создает сознательный образ результата (или ставит определённую цель) и этот образ удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие.
Знахарь не тратил времени даром. Он заперся в избе, с лихорадочной поспешностью разложил возле головы Марыси на столе инструменты, поставил поближе лампы, после чего очень остороджно уложил безвольное тело Марыси в удобное положение. Перекрестился и приступил к операции.
Он протянул руку, взял узкий острый нож на длинной ручке. Из первого надреза брызнула темная кровь, тут же впитавшись в полотняные куски. Второй, третий, четвертый….
Он продолжал оперировать. У него не было времени на прослушивание пульса. Он не отрывал глаз от раны, не видел, что за окнами.
Укол! Сверкнуло в мозгу. Он быстро вынул из саквояжа коробочку с ампулами и шприц.
После нового укала сердце начало биться отчетливее. Тогда Антоний Косиба опустился на скамью, тяжело уронил голову на руки и заплакал.
Вид деятельности – хирургическая операция.
Личностный смысл – спасение жизни девушки.
Мотивационно – потребностная деятельность в данном примере, осознание того, что девушка находится на грани жизни и смерти, и если не сделать ей операцию, то она погибнет.
Операционно – техническая деятельность - какие действия произвести, с помощью каких инструментов можно сделать операцию, чтобы сохранить жизнь девушке.
Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего. Вероятен и положительный перенос чужого опыта. Все это присуще лишь человеку, потому представляется возможным говорить о сознании как специфической данности человека.
Наиболее качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения.
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости:объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.
Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и то-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия. (Л. Рубинштейн)
Информация о работе Представление о человеке в основных направлениях психологии