Представление о человеке в основных направлениях психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Бихевиоризм (поведение) — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Существует две основные формы бихевиористского обучения: классическая условная рефлексия; метод проб и ошибок.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу;

Сознание – мысли и чувства, которые индивид осознаёт в любой данный момент.

Самосознание личности – Высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях. Самосознание личности можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связано со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания – попытка найти смысл собственной деятельности, что нередко трансформируется в поиск смысла жизни.

Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.

Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д. Образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека.

Рефлексия – Мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий,  поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим, своих задач, назначений и др.

Произвольное поведение – это действия, которые производится автоматически, не задумываясь.  Научившись ходить,  человек не задумывается как сделать шаг, грамотный человек пишет автоматически, читает не задумываясь, как составить слово по слогам. Но если задумываемся, то можем объяснить свои действия.

Проанализировав статью, позволю себе не согласиться с автором. Только человек  может иметь убеждения и предпочтения, и  на какие действия он запрограммирует машину, те действия она и выполнит. Машина самостоятельно не выберет собеседника, хотя может  автоматически  преобразовать язык общения, но опять таки программу составляет человек. Машина не сможет  самостоятельно сделать выводы, высказать мнение, которое может быть верным или нет.

 

                                                      Самостоятельная работа №5

 

  Личность — это конкретный  человек с индивидуально проявленными  своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась  в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда. Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Направленность  личности – устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определённых  (главных, ведущих) мотваций. Сложность операционализации этого конструктора связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых) факторов, во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых.  Направленность личности и личностная зрелость человека тесно связаны между собой тем, что личность, достигшая полного развития характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Такой человек  способен действовать не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями.

Личность является вершиной структуры психологических свойств, а индивидуальность глубиной личности. Если индивидуальность направлена на себя, то личность связана с обществом о социумом. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, они могут быть социально значимы и социально нейтральными. Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Субъективность личности – это субъективный мир переживаний, который оказывает главное влияние на поведение личности, отсутствие объективности. Так же направлено на одного человека и не может распространяться на общество.

Глоссарий

Активность - свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность - личность в ее своеобразии.

Интерес - одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Направленность - совокупность устойчивых мотивов ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Самооценка - оценка личностью самого себя.

Уровень притязаний - стремление человека к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным.

Ценностные ориентации - система отношений личности к социальным и нравственным нормам общества.

 

                                                    Самостоятельная работа №6

 

Ощущение – простейший психический процесс, сосотоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при напосредственном воздействии раздрожителей на органы чувств.

Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекса.

Зрительные ощущения:  видим свет, различаем цвет, определяем расстояние.

Слуховые ощущения: звуки речи, шумы, различаем по звуку половую принадлежность

Обонятельные ощущения: запах цветов, опасность (дым,гарь, газ), повышает аппетит (запах еды).

Вкусовые ощущения: различаем  вкус еды, опасность,

Кожные ощущения: ощущаем холод и тепло, выражаем чувства,

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

ИЛИ

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами:

  • Предметность – отнесенность образов восприятия предметами и явлениями окружающего мира (соответствие образа и реального предмета).
  • Целостность – законченная, оформленная структура на основе общения знаний о всех свойствах предмета, получаемых в виде различных ощущений. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. 
  • Осмысленнсть – связь с мышлением, сознательно  воспринимать предмет, значит мысленно называть его, относить его к определенной группе, классу предметов. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами.
  • Структурность – некая обощенная структура, которая формируется в течении некоторого времени. 
  • Константность - относительное постоянство некоторых  свойств предметов при изменение его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечном многообразном и изменчивом мире. 
  • Апперцепция – обусловленность восприятия человека, зависит от содержания его психической жизни, прошлого опыта, особенностями эмоционального состояния и особенностями познавательной сферы в целом.
  • Избирательность - человек не может воспринимать все, что на него воздействует, он воспринимает то, что необходимо, в данный момент.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции и необходимы для достижения цели данного действия. В дальнейшем могут быть забыты. 

Кратковременная память - определенная фаза памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. Длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. 
     Различия наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления

наглядно-действенное

наглядно-образное

1. Опирается   на

непосредственное восприятие предметов, реальное  преобразование  в  процессе действий с предметами.

1. Характеризуется опорой на

представления и образы.

2. Вид этого мышления  направлено  на  решение  задач  в условиях   производственной,   конструктивной,   организаторской   и    иной практической деятельности людей.

2. Функции образного мышления связаны с  представлением

ситуаций и изменений в них, которые  человек  хочет  получить  в  результате своей  деятельности,  преобразующей  ситуацию. 

3. Характерными  особенностями  наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание  к

деталям,  частностям  и  умение  использовать  их  в  конкретной   ситуации,оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро  переходить

от размышления к действию и обратно

3. Очень   важная   особенность

образного  мышления  –  установление  непривычных,   невероятных   сочетаний

предметов и их свойств. В отличие от наглядно  –  действенного  мышления   преобразуется лишь в плане образа.

 


 

 

                                                     Самостоятельная работа № 7

 

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. 
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным. 
 
В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.  
 
Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.  
 
В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.  
 
Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности. 
 
Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных. 
 
                 Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем. 
 
Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным. 

Информация о работе Представление о человеке в основных направлениях психологии