Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:12, контрольная работа
Бихевиоризм (поведение) — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Существует две основные формы бихевиористского обучения: классическая условная рефлексия; метод проб и ошибок.
Понятие «конфликт» характеризуется
исключительной широтой содержания и
употребляется в разнообразных значениях. Самым
общим образом конфликт понимается как
предельный случай обострения противоречий.
Социальные психологи также подчеркивают,
что трудно разрешимое противоречие связано
с острыми эмоциональными переживаниями.
Реальный конфликт представляет собой
социально-психологический процесс. Социальные
психологи предлагают определять конфликт
как возникающее в сфере общения столкновение,
вызванное противоречивыми целями, способами
поведения, установками людей, в условиях
их стремления, к достижению каких-либо
целей.
Конфликты следует отличать от других
форм конфронтации в обществе, которые
могут быть следствием:
1. отсутствия согласия между участниками
дискуссии,
2. противоречия интересов,
3. коллизии,
4. соперничества,
5. соревнования.
Важно подчеркнуть, что конфликт - это
столкновение интересов различных социальных
субъектов, происходящий публично. Часто
конфликт имеет политическое измерение
(так как социальный конфликт задевает
управленческие системы) - социальный
конфликт чреват политическим конфликтом.
Накопление конфликтов в обществе называется
кризисом. Политический конфликт связан
с взаимоотклонением ответственности
и власти.
Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые
виды борьбы между индивидами, цель которых
- достижение либо сохранение средств
производства, экономической позиции,
власти или других ценностей, пользующихся
общественным признанием, а также завоевание,
нейтрализация или устранение действительного
либо мнимого противника.
Понятие социального конфликта
Для начала дадим обобщенное современное определение социальному конфликту. Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.
Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс.
Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей. Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:
1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,
2. противоречия интересов,
3. коллизии,
4. соперничества,
5. соревнования.
Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично.
Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.
Классификация конфликтов
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения.
В. И. Сперанский предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты: межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных и т. д. конфликтах.
По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:
1). Внутриличностный конфликт, который
выражается борьбой
2). Межличностный конфликт. Этот
тип конфликта самый
3). Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
4). Межгрупповые конфликты часто
возникают из-за отсутствия
Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами. По формам конфликты можно разделить на:
- полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.
- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).
Конфликты по протеканию делятся на:
- кратковременные (предмет конфликта
исчерпывается в процессе
- продолжительные (затянувшиеся процессы
по отношению к ожиданиям
По природе возникновения выделяют конфликты: - деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.
- эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.
По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.
Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические - с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников.
Рис .1 Признаки, типы и виды конфликтов.
Структура и динамика конфликта
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:
1 - Предконфликтная стадия.
2 - Собственно конфликт.
3 - Разрешение конфликта.
4 - Послеконфликтная стадия.
Предконфликтная ситуация -- это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной напряженности:
Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей.
Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях.
Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.
Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.
Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы "справедливыми" методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.
Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование "образа врага" и установка на борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Он может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом "чужом" конфликте.
Авторы книги "Внимание: конфликт!" Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру возникновения:
Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).
Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).
Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).
Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон); например, одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:
Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс.
Одна из сторон делает вид, что "ничего особенного не произошло" (уход от конфликта).
Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.
Каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии развития:
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.
Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.
Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.
Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.
На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
борьба идет до полного поражения одной из сторон;
борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;
стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
Функции социальных конфликтов
Информация о работе Представление о человеке в основных направлениях психологии