Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:41, курсовая работа
Актуальность исследования агрессии человека определяется насущными проблемами общественной жизни. В современном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих на психику человека.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Агрессия………………………………………………………………….5
1.1. Понятие агрессии……………………………………………………………..5
1.2. Специфические особенности подросткового возраста…………………….9
1.3. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Исследование агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...21
2.1. Описание этапов, методов и методик исследования……………………...21
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…………..24
2.3. Рекомендации………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
(ВятГГУ)
Исторический факультет
Кафедра общей и специальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте
Выполнил
студент I курса, группы ПОИСО-11
очной формы обучения
Будин Д.Ю.
___________________ /подпись/
Научный руководитель
к. психологических наук
Кузьмина В.П.
___________________/подпись/
Киров
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Агрессия…………………………………………………………
1.1. Понятие агрессии…………………………………………………………
1.2. Специфические особенности подросткового возраста…………………….9
1.3. Причины агрессивного
поведения в подростковом
Глава 2. Исследование агрессивного
поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………
2.1. Описание этапов, методов
и методик исследования……………………
2.2. Характеристика выборки
и анализ результатов
2.3. Рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования агрессии человека определяется насущными проблемами общественной жизни. В современном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих на психику человека.
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют но психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно оказалось в этот период подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершенно летних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.) Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущий за собой тяжёлые телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
По статистике МВД России, ежемесячно несовершеннолетние совершают 80-90 тысяч преступлений разного характера. Около 15% попадают под категорию насильственных (убийство, изнасилование, разбой), 5% преступлений считаются тяжкими и особо тяжкими.
Однако стоит предположить, что в подростковом возрасте человек не до конца может отдавать отчёт о своих действиях. Иначе как объяснить такое количество преступлений, совершаемых подростками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы причины агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования – изучить причины агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования – агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования – психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Гипотеза – на протяжении подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование, в том числе и в подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи –
1. Изучить состояние проблемы
по психолого-педагогической
2. Определить причины
агрессивного поведения в
3. Выполнить экспериментальную
проверку агрессивности в
4. Разработать методические рекомендации по устранению причин агрессивности у подростков.
Глава 1. Агрессия
1.1 Понятие агрессии
Для начала надо понять, что же такое агрессия и агрессивность? Что означают данные понятия.
С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведов дают два толкования слову агрессия:
1. Незаконное с точки
зрения международного права
применение вооруженной силы
одним государством против
2. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.
Данный словарь, также даёт определение слову агрессивный:
1. Наступательно-захватнический.
2. Враждебный и вызывающий.
3. Оказывающий вредное воздействие (спец.)
В психологическом словаре под редакцией В.П. Зипченко и Б.Г. Мещеряковой даётся определение:
Агрессия - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
1. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Л. Бендер)
2. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Х. Дельгадо)
3. Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (А. Басс)
4. Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Э. Уилсон) [1]
5. Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.[2]
Данные определения можно разделить на 2 группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба[3].
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения. Р. Бэрон и Д. Ричардсон[4] дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
- агрессия подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, реализующуюся в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения[5].
В 1939 г. Доллардом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что[6]:
1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В свете теории социального
научения, предложенной Бандурой, агрессия
рассматривается как некое
Итак, рассмотрев основные теоретические концепции агрессии, примем следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия
— это любая форма поведения,
нацеленного на оскорбление
Это
определение подчеркивает, что агрессия
— это модель поведения, а не
эмоция или мотив. Хотя агрессия
часто ассоциируется с
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Индивидуальные свойства агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.
1.2. Специфические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.
Информация о работе Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте