Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования агрессии человека определяется насущными проблемами общественной жизни. В современном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих на психику человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Агрессия………………………………………………………………….5
1.1. Понятие агрессии……………………………………………………………..5
1.2. Специфические особенности подросткового возраста…………………….9
1.3. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Исследование агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...21
2.1. Описание этапов, методов и методик исследования……………………...21
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…………..24
2.3. Рекомендации………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине психология.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

Выделяют различные типы и виды агрессии.

Различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

 Наиболее важно различение  враждебной и инструментальной  агрессии. Целью первой является  главным образом нанесение вреда  другому, в то время как вторая  направлена на достижение цели  нейтрального характера, а агрессия  используется при этом лишь  в качестве средства (например, в  случае шантажа, воспитания путем  наказания, выстрела в захватившего  заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

         Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие[10]:

1.Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2.Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

3.Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4.Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

5.Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

1.Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

2.Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки[11].

Именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение[12]: пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться.

Удовлетворение, приносимое достигнутым результатом в ходе агрессии:   Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

Самооценка: процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование агрессивного поведения в подростковом возрасте

2.1. Описание этапов, методов  и методик исследования

Испытуемые (респонденты).

В экспериментальной части принимали участие, учащиеся 8 класса средней школы №2 п.Восточный (возраст 14-15 лет), пол мужской и женский. В опроснике принимало участие 12 человек.

Используемые методики.

Методы исследования –

1. Опросник Басса –  Дарки

2. Методика «Личностная  агрессивность и конфликт» 

    (Е.П. Ильин и  П.А. Ковалёв)

Опросник Басса – Дарки

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1 шт). Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

Косвенная  агрессия -  окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам.

При составлении опросника использовались принципы:

1.Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Методы обработки.

1. Методика Басса –  Дарки.

При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как ответы «ДА»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «НЕТ»).

Название шкалы

Поправочный 
коэффициент

Ключ

1

ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

11 

1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+

2

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-

3

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

13 

2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+

4

НЕГАТИВИЗМ

20 

4+, 12+, 20+, 28+, 36-

5

РАЗДРАЖЕНИЕ

3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+,64+, 69-,72+

6

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

11 

6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-

7

ОБИДА

13 

5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

8

ЧУВСТВО ВИНЫ

11 

8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.


 

Суммарные показатели:

— Индекс агрессивности ИА=(«1»+«2»+«З»):3;

— Индекс враждебности ИВ=(«6»+«7»):2.

— Уровень агрессивной мотивации  УАМ = «1»+«2»+«5»  (мах = 34 б.)

— Конструктивная или деструктивная направленность агрессивности = ИА + ИВ (мах = 50б.)

Указанные показатели вычисляются без учета поправочного коэффициента.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Нормой ИА является величина, равная 21±4, а ИВ — 6,5-7 ±3.

Необходимо учитывать, что УАМ≈ ИА

Если УАМ > ИА, то имеется потенциал агрессии.

Если УАМ < ИА, то идет подавление личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика выборки  и анализ результатов исследования

Таблица результатов исследования.

 

Абсолютное значение

                   %

1. Потенциал агрессии

11.чел.

90%

2. Подавление личности

1.чел.

10%


 

Из таблицы видно,  что в классе где проводилась данная методика, у 11 человек был выявлен потенциал агрессии, у 1 человека подавление агрессии.

Потенциал агрессии -  определенная сила данной характеристики.

-  процесс, устранения  из сознания неприемлемых представлений, аффектов.

Таким образом можно сделать вывод, что в классе преобладает характеристика (потенциал агрессии). Это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.

Так как показатели, которые были получены, ниже нормы.

 

Обсуждение результатов.

Результаты, полученные мной в экспериментальной части, указывают на следующее.

Период, с 10-11 до 14, можно назвать критическим и переходным. Именно в это время происходит гормональное изменение организма, и перестройка отношений с родителями и сверстниками. И как следствие могут возникать агрессивные формы поведения. В тоже время провозглашается сознательность своего бытия. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам.

Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Информация о работе Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте