Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:41, курсовая работа
Актуальность исследования агрессии человека определяется насущными проблемами общественной жизни. В современном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих на психику человека.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Агрессия………………………………………………………………….5
1.1. Понятие агрессии……………………………………………………………..5
1.2. Специфические особенности подросткового возраста…………………….9
1.3. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Исследование агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...21
2.1. Описание этапов, методов и методик исследования……………………...21
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…………..24
2.3. Рекомендации………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Но, в свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение.
Таким образом, результаты научного исследования доказывают, что нет однозначной точки зрения, агрессивность выступает не только как личностное образование, но и как социальное поведение человека.
Гипотеза, которая поставлена мной, в начале научной работы, опровергается.
2.3. Рекомендации
Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:
1. Необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
2. Не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
3. Представить последствия своего поведения;
4. Каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
5. Вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно;
6. Тренировать волю.
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
1. Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка;
2. Старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
3. Давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры;
4. Старайтесь лишний раз поощрять ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
5. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка (если они самые незначительные).
Заключение
Агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально - психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья - его союзники в решении внутренних проблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.
Таким образом, выдвинутая в начале в начале моего исследования гипотеза о том, что на протяжении подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование, в том числе и в подростковом возрасте, опровержена.
Список литературы:
1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
3. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
5. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
7. Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.
8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
10. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»//
11. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
[1] Семенюк Л.М. «Психологические
особенности агрессивного
[2] Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12
[3] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
[4] См.: Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999., с. 38 - 39
[5] См.: там же, с. 39
[6] См.: там же, с. 42
[7] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
[8] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999
[9] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
[10] См.: Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18., См.: Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999. и др.
[11] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
[12] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
[13] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
[14] Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
[15] Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
[16] Кон И. С. «Какими они себя видят?» // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева, М.: Педагогика, 1988, стр. 201-205
[17] Там же, стр. 202 -203
[18] Савина О.О. «Особенности
становления идентичности в
[19] Там же:
[20] Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае»// Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
[21] Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
Приложение
Опросник Басса-Дарки
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
"нет" =1, "да" = 0: 9, 7
Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
"нет" =1, "да" = 0: 26, 49
Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69
Негативизм:
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28
"нет" =1, "да" = 0: 36
Обида:
"да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне. (Басса – Дарка)
Опросник
1. Временами я не могу
справиться с желанием |
да |
нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
да |
нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь |
да |
нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню |
да |
нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено |
да |
нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
да |
нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
да |
нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести |
да |
нет |
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека |
да |
нет |
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами |
да |
нет |
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам |
да |
нет |
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его |
да |
нет |
13. Другие умеют почти
всегда пользоваться |
да |
нет |
14. Я держусь настороженно
с людьми, которые относятся ко
мне несколько более |
да |
нет |
15. Я часто бываю несогласен с людьми |
да |
нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
да |
нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
да |
нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
да |
нет |
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется |
да |
нет |
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор |
да |
нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба |
да |
нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня |
да |
нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
да |
нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
да |
нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
да |
нет |
26. Я не способен на грубые шутки |
да |
нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
да |
нет |
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались |
да |
нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
да |
нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне |
да |
нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня |
да |
нет |
32. Меня угнетает то, что
я мало делаю для своих |
да |
нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" |
да |
нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости |
да |
нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
да |
нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
да |
нет |
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть |
да |
нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
да |
нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям |
да |
нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
да |
нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
да |
нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
да |
нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
да |
нет |
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел |
да |
нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" |
да |
нет |
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю |
да |
нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
да |
нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
да |
нет |
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева |
да |
нет |
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться |
да |
нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
да |
нет |
52. Я всегда думаю о
том, какие тайные причины |
да |
нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
да |
нет |
54. Неудачи огорчают меня |
да |
нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
да |
нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
да |
нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
да |
нет |
58. Иногда я чувствую, что
жизнь поступает со мной |
да |
нет |
59. Раньше я думал, что
большинство людей говорит |
да |
нет |
60. Я ругаюсь только со злости |
да |
нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
да |
нет |
62. Если для защиты своих
прав мне нужно применить |
да |
нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
да |
нет |
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся |
да |
нет |
65. У меня нет врагов,
которые бы хотели мне |
да |
нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
да |
нет |
67. Я часто думаю, что жил неправильно |
да |
нет |
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки |
да |
нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей |
да |
нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня |
да |
нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
да |
нет |
72. В последнее время я стал занудой |
да |
нет |
73. В споре я часто повышаю голос |
да |
нет |
74. Я стараюсь обычно
скрывать свое плохое |
да |
нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
да |
нет |
Бланк ответов
Фамилия: _____________
Имя:__________________
Отчество:______________
Образование:___________
Пол:__________________
Возраст: ______________
Дата заполнения: _______
Информация о работе Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте