Причины и формы школьной неуспеваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:54, реферат

Описание работы

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки на детей, как в условиях семьи, так и школы.
Переход к школьному обучению означает для детей, с одной стороны, переход к систематическому накоплению знаний и, с другой, предъявляет повышенные требования к аффективной сфере ребенка. Начиная с 60-х годов, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. [1, стр. 15] Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной проблемой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих. По различным данным число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и характеристика школьной неуспеваемости
1.1. Понятие школьной неуспеваемости……………………………….4
1.2. Виды неуспеваемости……………………………………………….11
1.3. Типология неуспевающих школьников…………………………….11
Глава 2. Причины школьной неуспеваемости
2.1 Педагогические причины неуспеваемости…………………………..15
2.2. Психофизиологические причины неуспеваемости…………………16
2.3. Издержки семейного воспитания…………………………………….19
Глава 3. Пути преодоления неуспеваемости школьников
3.1 Диагностика неуспеваемости. Методики на выявление школьной неуспеваемости……..20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Отношение учащихся к процессу учения, к его трудностям и их преодолению непосредственно связано с оценкой своих достижений. Значение этого аспекта в процессе обучения подчеркивается специалистами. А. И. Липкина пишет о необходимости «учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные опосредования умственной работы ребенка, личностные характеристики, которые в концентрированной форме выражены в его самооценке».

Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.

Из рассмотренных выше положений может быть построена система показателей успеваемости. Выполнение этих требований несет наибольшую информацию об успеваемости:

первое – делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;

второе – применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;

третье – стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

четвертое – активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

пятое – стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

В качестве показателей  неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении  содержанием обучения:

1) не владеет минимально необходимыми  операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

2) не стремится получать новые  знания теоретического характера;

3) избегает трудностей творческой  деятельности, пассивен при столкновении  с ними;

4) не стремится к оценке своих  достижений;

5) не стремится расширять свои  знания, совершенствовать умения и навыки;

6) не усвоил понятий в системе.

Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.

Неуспеваемость характеризуется наличием всех перечисленных показателей творческой деятельности. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные элементы неуспеваемости, они-то и предстают как отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. [14, стр. 305]

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она - итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Для ответа на вопрос - почему возможно отставание, мы должны, прежде всего, разобрать факторы успеваемости. Неуспеваемость может быть связана с процессом обучения.

Изучение соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости:

требования к учащимся, вытекающие из целей школы;

психофизические возможности учащихся;

социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, используя программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процесса.

Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля. Важно также отметить, что способы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.

Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помотает.

Отбор признаков отставаний тесно связан со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения. [4, стр. 46-67]

Дадим описание признаков  отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки.

1. Ученик не может сказать, в  чем трудность задачи, наметить  план ее решения, решить задачу  самостоятельно, указать, что новое  получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на  вопросы по тексту, сказать, что  нового он из него узнал. Эти  признаки могут быть обнаружены  при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов  по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается  в те моменты урока, когда идет  поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки  могут быть замечены при решении  задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи  и неудачи, не может дать оценки  своей работе, не контролирует  себя.

5. Ученик не может объяснить  цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести  определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не  понимает текста, построенного на  изученной системе понятий. Эти  признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Все вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую   связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.       

 

 

 

 

 

1.2. Виды неуспеваемости

 

 Материал по этому вопросу  имеется в целом ряде работ.  А.А. Бударный различает  два вида  неуспеваемости. Он указывает, что  неуспеваемость есть понятие  условное, конкретное содержание  которого зависит от установленных  правил перевода учащихся в  следующий класс. Поскольку в  школе переводят в следующий  класс тех, кто удовлетворяет  минимуму требований, соотносящихся  с баллом «3», то неуспеваемость  выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая «относительная» неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

 Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов  и устойчивости отставания:

Общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время;

Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному-трем   наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

Неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету.

Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет ввиду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит  тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок». [5, стр. 56-59]

По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский.  Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

 

1.3. Типология неуспевающих  школьников

 

Как путь проникновения  в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.

 Хотя неуспевающие школьники  имеют общие черты, они существенно  отличаются друг от друга. В  практике работы с ними в  каждом конкретном случае неуспеваемости  встречаются совершенно новые особенности, требующие поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типичные  проявления.  Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности,  сложившихся  в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной деятельности. [18, стр. 9]

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные   ими   причины      неуспеваемости.   Так    поступает, в частности,

Л.С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу  неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие учиться [16, стр. 57].  Тот же метод  используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и некоторые другие авторы.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить  у П.П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих:

«Плохой работник»:

- задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов  учителю не задает, разъяснений  не просит;

-  работает пассивно (постоянно  нуждается в стимулах для перехода  к очередным видам работы);

-  не подмечает своих неудач  и трудностей;

-  не имеет ясного представления  цели, не планирует и не организует  свою работу;

-  либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

-  индифферентно относится к  результатам работы.

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.

«Патологический» - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.[3, стр. 123]

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский [10, стр. 30-45]: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьника:

Мыслительная деятельность, связанная с обучаемостью.

Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

Учащиеся с относительно высоким уровнем  развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиций школьника.

Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиций школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

 

Первый тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Информация о работе Причины и формы школьной неуспеваемости