Причины и формы школьной неуспеваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:54, реферат

Описание работы

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки на детей, как в условиях семьи, так и школы.
Переход к школьному обучению означает для детей, с одной стороны, переход к систематическому накоплению знаний и, с другой, предъявляет повышенные требования к аффективной сфере ребенка. Начиная с 60-х годов, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. [1, стр. 15] Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной проблемой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих. По различным данным число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и характеристика школьной неуспеваемости
1.1. Понятие школьной неуспеваемости……………………………….4
1.2. Виды неуспеваемости……………………………………………….11
1.3. Типология неуспевающих школьников…………………………….11
Глава 2. Причины школьной неуспеваемости
2.1 Педагогические причины неуспеваемости…………………………..15
2.2. Психофизиологические причины неуспеваемости…………………16
2.3. Издержки семейного воспитания…………………………………….19
Глава 3. Пути преодоления неуспеваемости школьников
3.1 Диагностика неуспеваемости. Методики на выявление школьной неуспеваемости……..20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

Из всего перечисленного выше можно сделать вывод:  все это  тормозит  совершенствование  процесса обучения, создает предпосылки для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость.

 

Глава 3. Пути преодоления неуспеваемости школьников

3.1 Диагностика неуспеваемости. Методики на выявление школьной неуспеваемости.

 

Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвития ребенка является диагностика. Цель  – выявить основные трудности в обучении школьников. Реализация этой цели может быть эффективно осуществлена с помощью различных методов: рисуночные тесты, комплексное тестирование, психодиагностика, анкетирование учеников и их родителей. Наиболее эффективными методами педагогической и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи  неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители  помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости  и устранения ее.

Возможно проведение различных методик, помогающих выявить уровень неуспеваемости.

 

Заключение

 

Школьная неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие  подготовки учащихся  обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развития умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение устранение всех ее элементов.

Выдвигается понятие «отставание», которое взаимосвязано  с понятием «неуспеваемость». Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости.

В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она – итог процесса отставания.  Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

В работе с различных позиций рассматриваются виды неуспеваемости:

В соответствии с минимумом требований, которые предъявляются для перевода в следующий класс – это «абсолютная» неуспеваемость.

В соответствии с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся – это «относительная» неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

В зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

общая и глубокая неуспеваемость  (по многим или всем учебным предметам длительное время);

частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам);

эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету).

педагогических, психофизиологических и социальных (издержки семейного воспитания).

 Основная педагогическая причина  – это несовершенство методов  преподавания. Не умея достаточно  хорошо дифференцировать  причины  неуспеваемости, учителя используют  скудный и далекий от совершенства  набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды помощи сводятся к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как и на уроке) методы обучения и оказание мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

 

Литература

 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. –  М., 1998

Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972

Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные  педагогические произведения - М., 1961

Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 1977

Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993

Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: пособие для школьного психолога. – СПб., 1988

 

 

Интернет-ссылки:

http://vsetesti.ru/446/

http://vsetesti.ru/342/

http://vsetesti.ru/439/

 

 

 

 


 



Информация о работе Причины и формы школьной неуспеваемости