Причины конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представления о способе их достижения.

Содержание работы

1) Причины конфликта……………………………………………………………2
2) Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения
конфликтов………………………………………………………………………...6
3) Практическое задание………………………………………………………...11
4) Список литературы…………………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1) Причины конфликта……………………………………………………………2

2) Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения

конфликтов………………………………………………………………………...6

3) Практическое задание………………………………………………………...11

4) Список литературы…………………………………………………………...12 
                                                Причины конфликта.

 

В психологии конфликт определяется,  как столкновение противоположно

направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании

отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или

межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с

отрицательными эмоциональными переживаниями.

   Как следует  из этого определения, основу  конфликтных ситуаций в группе 

между отдельными людьми составляет столкновение между

противоположными интересами, мнениями, целями, различными

представления о способе  их достижения.

Первая трудность —  это разногласия из-за несовпадения «ваших»

рассуждении с рассуждениями  другой стороны. Люди склонны видеть то, что 

хотят видеть. Из массы фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши

взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или

ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши

представления. Однако следует  иметь в виду, что понять точку  зрения

другого — это еще  не значит согласиться с ней. Это  может помочь лишь

сузить область конфликта.

Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой

стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные  эмоции.

Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение, и у

нас возникает желание  компенсировать свой психологический  проигрыш,

ответив обидой на обиду. Снисходительное отношение, категоричность,

подшучивание, напоминание  о какой-то проигранной ситуации и т.п. — все

это вызывает отрицательную  реакцию у окружающих и служит питательной

средой для возникновения конфликтной ситуации.

Следующая трудность, которая  возникает в процессе общения и может

оказывать влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень

часто разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и 

прямо, вас могут не услышать. Как часто вам кажется, что люди не обращают

внимания на ваши слова. Столь же часто и вы не в состоянии повторить то,

что они сказали, так как в этот момент можете быть заняты обдумыванием

контраргумента и т.п. Кроме того то, что говорит один, другой может не так 

понять. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и

трудности в управлении им.

   В любом конфликте присутствуют его участники - "конфликтанты". Они

обладают волей, сознанием, способны понимать значение своих действий и 

нести ответственность  за них. Значит, каждый из них является субъектом,

причем это может  быть как отдельная личность, так  и группа - от малой 

контактной до макросоциальных  объединений. Противодействующие

субъекты являются оппонентами  друг друга. Помимо них в конфликте  могут 

принимать участие и  другие субъекты. Это могут быть посредники,

наблюдатели, которые  являются противоборствующей стороной, а

выполняют миротворческие функции. Однако они легко могут  превратиться

в оппонентов.

   То, или за что борются между собой оппоненты, составляет предмет

конфликта. Это может  быть конкретная вещь, имущество, территория, иные

материальные блага. Предмет конфликта зачастую очевиден. Но не так уж

редко, особенно при продолжительных  конфликтах, выделить его бывает

непросто, поскольку он обрастает многими дополнительными 

обстоятельствами. Иногда случается и такое: выясняется, что  у данного 

конфликта нет предмета! Такие конфликты называются беспредметными.

Они могут быть следствием заблуждений, ошибок субъектов или  хотя бы

одного из них. Однако если ситуация не проясняется, то рано или поздно

оппоненты своими враждебными  действиями причиняют друг другу ущерб,

предмет привносится  в конфликт. Хотя и с опозданием.

   Начало конфликта может быть выражено в виде первых актов

противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются 

три совпадающих условия:

   Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому

участнику (действием  может быть как физическое движение, так и передача

информации). Второй участник (оппонент) осознает, что указанные  действия

направлены против его  интересов. В связи с этим оппонент предпринимает 

ответные действия против первого участника.

   Если один из субъектов предпринимает агрессивные действия, а второй

занимает пассивную  позицию, то конфликт не имеет места. Конфликт

отсутствует и в том  случае, когда одна из сторон замышляет  конфликтное 

взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

   Чаще возникают такие четыре типа конфликтов:

• внутриличностные, которые возникают на уровне одной личности

(например на уровне  непосредственно преподавателя  или студента);

• межличностные (эмоциональным, возникающие между двумя личностями

(например между двумя  студентами.

• внутригрупповые (интрогрупови), которые возникают внутри группы, в 

частности между конкретным лицом и группой;

• межгрупповые (Интергрупа), возникающие между социальными группами,

причем как внутри организации, так и за ее взаимодействия с окружением

(например, между двумя  подразделениями в организации.

   Конфликты, которые разворачиваются в организациях, характеризуются

объективно субъективной природой возникновения: с одной стороны, они

обусловлены внешними, объективными факторами (социально-

политической и экономической  ситуацией в обществе, состоянием развития

и материально-технического обеспечения отрасли, особенностями 

функционирования конкретной организации и т.п.), а с другой –

внутренними, субъективными  факторами (психологическими

характеристиками участников конфликта, их потребностями, интересами,

степени значимости для  них конфликтной ситуации, особенностями 

характера и т.д.).

   По причинам возникновения внутриличностные, межличностные,

внутригрупповые и межгрупповые конфликты можно классифицировать

следующим образом:

• конфликты ролей - Столкновение различных социальных ролей,

выполняемых одним человеком  или несколькими людьми (группами);

• конфликты желаний - Столкновение нескольких желаний в сознании одного

человека или столкновения сознаний нескольких людей (групп) по поводу

того самого желания;

• конфликты норм поведения - Столкновение ценностей, норм поведения,

жизненного опыта при  взаимодействии и общении людей (групп).

 

Общие причины конфликтов

Конкретизация причин различных  типов конфликтов

Причины внутриличностных конфликтов

Причины межличностного, внутригруппового и межгруппового  конфликтов

 

 

Конфликт ролей

Ожидания от человека неадекватных ролевых действий (со стороны общества, конкретной организации, управленческого персонала)

Неадекватное выполнение социальных ролей участниками совместной деятельности и управленческого  взаимодействия (разное отношение к  деятельности, разные цели деятельности)

 

 

Конфликт ролей

Столкновения различных  желаний (потребностей, интересов и  т.п.) в сознании одного человека, которые  могут иметь личный характер или  быть связанными с деятельностью  организации

Столкновение сознаний разных людей (групп) относительно какого желания, личного или связанного с целями организации (распределение ограниченных ресурсов, достижения цели в процессе конкурентной борьбы)

Конфликт норм поведения

Столкновение ценностей, норм поведения, жизненного опыта в  сознании одного человека

Столкновение ценностей, норм поведения, жизненного опыта людей (групп) в процессе общения и социального  взаимодействия


 

 

Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

 

   Способы разрешения конфликтов имеют несколько видов решения:

1) Уход (или уклонение о конфликта).

   Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации.,

отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход = просто откладывание

конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам

проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения. Уход имеет

отрицательные стороны: накапливается недовольство друг другом.

Положительные стороны: конфликтующий остывает.

   Уклоняться от конфликта может та и другая стороны.

   Пример: жена узнает об измене мужа, но молчит.

   Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет

конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов одной или

обеих сторон.

2) Сглаживание (ответчик) проявляется в системе извинений, обещаний,

оправдания.

   Сглаживание – демонстрация покорности, согласия с предъявляемой

претензией. Но “сглаживатель” не вникает в суть проблемы, не пытается

осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания,

он апеллирует к потребности в солидарности (“не стоит сердиться, мы же так

любим друг друга”, “все мы одна команда”), в результате может наступить

мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.

   Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния – основная

цель – предотвратить конфликт ==> снятие эмоционального напряжения.

   Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при

сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет

себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему

(оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к

ее обострению).

3) Компромисс – это согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок.

Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел.

Компромисс – открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на

поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон.

Компромисс – один из наиболее эффективных способов разрешения

конфликта. Преимущество компромисса состоит

● в легализации претензий

● в устранении возникшего противоречия (решение проблемы);

● в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось

добровольно, при активном участии обеих сторон.

4) Принуждение – используется инициатором конфликта, так как это

подавление своего партнера, игнорирование его мнения.

«Я сказал!» Использование власти, подчинение партнера своей воле.

Эти эффективные способы разрешения конфликта – у инициатора. У

ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить ==>

напряжение все равно остается.

Принуждение оправдано:

● при дефиците времени;

● в экстренных ситуациях;

● при субординации.

Пример: родители – дети; авторитарный начальник – подчиненный.

Принуждение – самый неблагоприятный для сохранения дружеских

отношений способ разрешения конфликта.

5) Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый

настаивает на своем.

   Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться ==> конфликт

заходит в тупик ==> необходима 3-я сторона – посредник, который

попробует примирить.

    Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения,

не заинтересованы друг в друге. И когда это принципиальный вопрос.

6) Сотрудничество – такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый

выигрывает, каждый получает то, что хочет.

   Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения

конфликта.

● обсуждение позиций;

● выбор альтернатив.

   Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает

для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

   Еще одним из ведущих способ разрешения конфликтов являются

переговоры.

   Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для

разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами

конфликты.

   В ситуации конфликта его участники оказываются перед выбором: либо

ориентироваться на односторонние  действия (и в этом случае каждая из

сторон строит свое поведение  независимо друг от друга), либо - на

совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить

конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

   В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения

конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

1) в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие

сторон;

2) участники конфликта имеют возможность максимально контролировать

различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно

устанавливать временные  рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс

переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

3) переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое

соглашение, которое удовлетворило  бы каждую из сторон и позволило 

избежать длительного  судебного разбирательства, которое может

закончиться проигрышем одной из сторон;

4) принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет

Информация о работе Причины конфликтов