Причины непонимания людьми друг друга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Психология и педагогика изучают чрезвычайно многогранные и специфические явления и процессы. Поскольку психика многообразна в своих формах и прояв¬лениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т. е. его ощущения и восприятия, внима¬ние и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контро¬лируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействий с другими людьми.

Содержание работы

I.Введение: Что изучает наука «Психология и педагогика».
II. Понятие о личности в психологии.
1. Человек - как индивид.
2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей.
III. Причины непонимания людьми друг друга.
1. Взаимопонимание людей и причины непонимания
2. Общая характеристика взаимоотношений людей.
3. Специфика взаимопонимания между людьми
IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат_психология1.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Московская  государственная академия приборостроения 

и информатики

Факультет: «Управление  и право»

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А  Т 
на тему:

 

«Причины непонимания людьми друг друга»

по дисциплине: «Психология и педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса специальности ФЗДО 062100

                        Реферат сдан:

 

«23» января 2006 г.

 

 

 

Москва

2006

План

 

 

 

I.Введение: Что изучает наука «Психология и педагогика».

 

II. Понятие о личности в психологии.

1. Человек - как индивид.

2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей.

 

III. Причины непонимания людьми друг друга.

1. Взаимопонимание людей и причины непонимания

2. Общая характеристика взаимоотношений людей.

3. Специфика взаимопонимания между людьми

 

IV. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Психология и педагогика изучают чрезвычайно многогранные и специфические явления и  процессы. Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействий с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе  труда. Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное представляет собой форму отражения действительности,  в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека  как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия, а также поведение людей вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.

 

 

 

 

 

II. Понятие личности в психологии

 

1. Человек  - как личность.

 

В психологической  науке существует несколько понятий для обозначения человека: субъект, индивид, личность.

Во-первых, психология всегда рассматривает человека в  качестве субъекта (участника, исполнителя) исторического и общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Во-вторых, психология рассматривает  человека как индивида, являющегося отдельным представителем человеческой общности, имеющим присущие только ему особенности психики и поведения.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают  человека как существо своеобразное.

В-третьих, психологическая  наука рассматривает человека как личность. В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т, е. создает человека природа, а формирует его общество.

Личность  человека как члена общества находится  в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также и в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности. На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В тоже время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности.

Развитие личности обусловлено  разными факторами. К ним обычно относят своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьёзное влияние: как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия. В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, приводит к развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься вo внимание, чтобы понимать причины непонимания людей друг друга..

Важнейшими  факторами формирования личности выступает окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Факторы формирования личности и особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее психологическую характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

 

2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей.

 

Общество  не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга, получившие название взаимодействия.

С точки зрения психологии взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Под взаимодействием в психологии обычно понимается влияние людей друг на друга и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный стиль взаимодействия — неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности. Неправильно понятый или принятый стиль взаимодействия является одной из причин непонимания людей друг друга.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:

  1. Характер активности в позиции партнеров (а продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктивном — «над 
    партнером»).
  2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле — 
    партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние 
    цели; в непродуктивном — доминирующий партнер выдвигает 
    только близкие цели, не обсуждая их с партнером).
  3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; 
    в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).
  4. Характер отношений, возникающих между партнерами 
    (в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие; в не 
    продуктивном стиле — агрессия, обида, раздражение).
  5. Характер функционирования механизма идентификации- 
    обособления между партнерами.

Психика людей  познается и проявляется в их взаимоотношениях и общении. Взаимоотношения и общение — это важнейшие формы существования людей. В их процессе люди устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют совместные действия и испытывают взаимные переживания. В таком взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимоотношения людей в обществе — это взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Взаимоотношения, как взаимодействие, кроме того, и систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

 

 

III. Причины непонимания людьми друг друга.

 

1.Взаимопонимание людей и причины  непонимания

 

Общие устремления  людей вместе могут привести к  столкновениям в процессе согласования позиций. В результате, люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

В это время  происходит постоянное согласование мыслей, 
чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на 
друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. 

Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание людей  — такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия, общения).

Для взаимопонимания  недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. Социальное восприятие — процесс восприятия и оценки людьми друг друга.

Процесс социального восприятия представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социального восприятия складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Информация о работе Причины непонимания людьми друг друга