Причины непонимания людьми друг друга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Психология и педагогика изучают чрезвычайно многогранные и специфические явления и процессы. Поскольку психика многообразна в своих формах и прояв¬лениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т. е. его ощущения и восприятия, внима¬ние и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контро¬лируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействий с другими людьми.

Содержание работы

I.Введение: Что изучает наука «Психология и педагогика».
II. Понятие о личности в психологии.
1. Человек - как индивид.
2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей.
III. Причины непонимания людьми друг друга.
1. Взаимопонимание людей и причины непонимания
2. Общая характеристика взаимоотношений людей.
3. Специфика взаимопонимания между людьми
IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат_психология1.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от этих представлений субъект социального восприятия прогнозирует и свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Наиболее значимыми  факторами восприятия людьми друг друга являются:

1)психологическая  чувствительность, представляющая собой 
повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;

2)знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятностных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, их опыте взаимоотношений;

3)навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие 
людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.

Качество  восприятия обусловлено и таким  важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальное восприятие. Среди них: расстояние, которое разделяет общающихся; время, в течение которого длятся контакты; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем,

а также социальный фон общения {наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы.

Существуют  определенные функции социального  восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс, стереотипизации. Под социальным стереотипам понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Идентификация — это социально-психологический процесс 
познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором 
осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками. Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает 
элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния. 

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри друтого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний чувств познающего человека, но как положительное отношение к партнеру. 

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Это позволяет сократить причины непонимания людей друг друга.

 

2.Общая характеристика взаимоотношений людей.

 

В процессе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода отношения, в основе которых, как уже говорилось, лежит их взаимодействие друг с другом. В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Характер и содержание последних во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые он и занимают в обществе.

Все виды общественных отношений  пронизывают психологические отношения людей (взаимоотношения), т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения — живая человеческая ткань любых общественных отношений.

Разница между  общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей.

Психологические же отношения  — результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделенных определенными особенностями, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т. е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми в группами.

Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.

Общим критерием  разделения межличностных отношений (взаимоотношений) на виды выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатии-антипатии и притяжение-отталкиванне.

Симпатия-антипатия  представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим человеком.

Притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение-отталкивание в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда связано с переживанием симпатий-антипатий (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает в случае популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».

Можно также  говорить и о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских родственных, деструктивных отношениях. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности, в выборе партнеров, функции отношений.

Главным критерием  является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий — степень избирательности при выборе партнеров  для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства.

Третий критерий - различие функций отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии: их содержания, психологического смысла для партнеров.

Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Существует  определенная динамика развития взаимоотношений людей. Начав правильно формироваться и развиваться, они во многом зависят от целого ряда факторов; от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующего формирования контактов и результатов совместной деятельности.

Первоначально завязываются контакты между людьми, представляющие собой начальную стадию реализации социальных связей между ними, первичный акт социального взаимодействия. Оттого, как они происходят, зависит восприятие и оценка людьми друг друга. На основе первичных контактов осуществляется восприятие и оценка людьми друг друга — непосредственная предпосылка возникновения общения и развития взаимоотношений между ними. В свою очередь общение представляет собой обмен информацией и является основой развития взаимоотношений между людьми. Оно позволяет достигать взаимопонимания между индивидами или сводит последнее на нет.

Так происходит зарождение содержания отношений между людьми, которое закрепляет социализированные связи между ними, способствует развитию их продуктивной совместной деятельности. От того, как происходит этот процесс, зависит эффективность совместной деятельности и взаимопонимание. В окончательном итоге на этой основе формируются устойчивые отношения между людьми — высшая форма их социального взаимодействия. Они придают стабильность социальной жизни в обществе, способствуют его развитию, облегчают совместную деятельность индивидов, придают ей стабильность и продуктивность.

 

 

 

 

3.Специфика взаимопонимания между людьми

Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:

- согласовании индивидуального осмысления предмета общения;

-взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:

-понимание речи взаимодействующей личности;

-осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;

-выявление влияния наличность ситуации взаимодействия 
с партнером;

-выработка соглашения и практическое его выполнение по 
установленным правилам.

Соблюдение  условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т. е. согласовывать совместные усилия людей, и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации 
равноправного положения индивидов. 

Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения к взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему.

Можно прогнозировать взаимопонимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими строить предположения о возможном взаимопонимании, выступают:

-предположения каждого участника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности;

-прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его значимости для обеих сторон;

- рефлексия: осмысление су6ъектом того, что партнер (партнеры) воспринимают его; 

-оценка психологических качеств партнеров по общению и 
взаимодействию.

В то же время  всегда существует вероятность присутствия  непонимания между людьми. Причинами недопонимания могут быть:

-отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;

- различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

-дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

-умышленное или случайное искажение передаваемой информации;

-отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить 
данные;

-отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных 
качеств партнера, контекста его речи и поведения;

-нарушения  правил взаимодействия в процессе выполнения 
конкретной задачи;

-потеря или перенос на другую цель совместных действий  и др.

Информация о работе Причины непонимания людьми друг друга