Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:01, доклад
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свои видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта , мира и насилия всегда были одним из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений и искусства .
К объективно- субъективным условиям предупреждения конфликтов относятся организационно-управленческие факторы. Рассмотрим их разновидности.
· Структурно-
организационные условия
связаны с оптимизацией структуры цеха, завода, фирмы, с одной стороны, как организации, с другой- как социальной группы. Максимальное соответствие формальной и неформальной структуры коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами организации, и уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками.
· Функционально-организационные условия связанны с оптимизацией
функциональных взаимосвязей структурных элементов организации и работников. Это способствует предупреждению конфликтов между сотрудниками, поскольку функциональные противоречия, как правило, в конце концов, порождают противоречия межличностные.
Соответствие работника
· Ситуативно-управленческие условия связаны, прежде всего, с принятием
оптимальных
управленческих решений и
Важнейшим системообразующим
Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а так же последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Взаимодействовать
на проблемную ситуацию
1.Умение определить, что общение
стало предконфликтным, и
предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение на лице, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющий спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы , а в чем – то ваш оппонент, что кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким- то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра(когда эмоция угаснет).
2.Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если
нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
Это субъективное
условие предупреждения
3. Терпимость к инакомыслию.
Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с партнером и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.
4.
Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
Это субъективное условие предупреждение предупреждения конфликтов. Социально- экономическая среда, в которой россиянин вырос, нынешняя социально- экономическая ситуация способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношений человек с окружающими, повышенная его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат на работе, в семье и т.п.
5.Управлять своим текущим
психическим состоянием, избегать
предконфликтных ситуаций при
переутомлении или
Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. – все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.
6.В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению
возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.
Окружающие так же , как и мы обладают своими интересами имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновения интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий путем конфликтов.
7.В ходе общения с партнером желательно хотя бы изредка улыбаться.
Улыбка выполняет четыре позитивные функции. Она показывает, что у вас все в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего, это связанно с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует бесконфликтому решению проблем. По закону эмоционального заражения улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций, если они есть у улыбающегося.
8.
Не нужно ждать от окружающих слишком многого.
Негативные эмоции- один и основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций. Желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий и быть готовым к нему. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотношения с партнерами. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что- либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.
9. Общаться с людьми,
проявляя искреннюю
Эта рекомендация способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним. Такой стиль общения особенно необходим в деятельности социального работника, конфликтолога.
10. Развитие
Конфликтоустойчивость- способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологические- проявляющихся в эмоционально – волевой устойчивости; когнитивных- проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных- проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально- психологических – отражающих социально- психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.
2.5 Предупреждение конфликтов и стресс.
Стресс- психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с тем, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса является важнейшим условием профилактики социальных и внутриличностных конфликтов.
Психологический стресс- реакция человека на трудную для него ситуацию. Но трудность- понятие субъективное.
Психологические факторы нормализующие стресс.
1. Основным в
жизни должно быть
Человек- существо социальное, поэтому ему в течение всей жизни свойственно соревноваться с окружающими. Начиная уже с младенческого возраста. Он оценивает свое положение, свою жизнь, сравнивая ее с положением и жизнью других людей. Но свою естественную потребность в развитии, в самооценке можно удовлетворять и другим способом, Можно соревноваться с самим собой. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой. Мы не знаем возможность окружающих, а они могут быть гораздо выше наших возможностей. Ведь мы всегда стремимся достичь уровня тех, кто живет лучше нас, а не тех, кто хуже.
2.
Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в нашей жизни, уменьшает стресс от неудач.
Каждый человек по- разному оценивает свои возможности по управлению собственной жизнью. Один считает, что именно от него зависит, то что с ним происходит. Другой полагает, что очень многое зависит от судьбы, конкретных обстоятельств и других объективных факторов. Из этих двух человек стресс скорее всего испытывает, тот, кто полагает , что практически полностью определяет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Ответственность за все неудачи , которые с ним, как и с любым человеком, происходят , он возлагает в основном на себя и переживает это. Высокое чувство ответственности- положительное качество человека. Однако суперответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу. Нет ничего абсолютно хорошего, так же как нет ничего абсолютно плохого.
Информация о работе Причины возникновения и развития конфликтов