Причины возникновения и развития конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:01, доклад

Описание работы

Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свои видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта , мира и насилия всегда были одним из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений и искусства .

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

               К объективно- субъективным условиям  предупреждения конфликтов относятся организационно-управленческие факторы. Рассмотрим их разновидности.

 

·        Структурно- организационные условия предупреждения конфликтов

 

 

связаны с оптимизацией структуры  цеха, завода, фирмы, с одной стороны, как организации, с другой- как социальной группы. Максимальное соответствие формальной и неформальной структуры коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами организации, и уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками.

 

·        Функционально-организационные  условия связанны с оптимизацией

 

 

функциональных  взаимосвязей структурных элементов  организации и работников. Это  способствует предупреждению конфликтов между сотрудниками, поскольку функциональные противоречия, как правило, в конце концов, порождают противоречия межличностные.

 

         Соответствие работника максимальным  требованиям , которые может предъявить  к нему занимаема должность,  составляет личностно функциональные  условия предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. Назначая на должность компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников, мы тем самым предотвращаем возникновение многих межличностных конфликтов.

 

·        Ситуативно-управленческие условия  связаны, прежде всего, с принятием

 

 

 оптимальных  управленческих решений и грамотной  оценкой результатов деятельности  других работников, особенно подчиненных.  Некомпетентные решения провоцируют  возникновение у руководителей  конфликтов с теми, кто будет  их исполнять и видит их непродуманность. Поэтому принятие  оптимальных управленческих решений является важнейшим условием предупреждения конфликтов всех уровней- от внутриличностных  до межличностных. Решение будет более обоснованным и менее конфликтогенным,  если при его подготовке и принятии реализуются следующие этапы: максимально глубоко, разносторонне и объективно оценивается состояние объекта управления; выявляются эволюционные и динамические тенденции его развития; вскрывается система факторов причин в силу действия которых управляемый объект оказался в таком состоянии, определяются движущие силы его развития;  дается вариативный прогноз изменений в объекте управления; строится модель целей управления; строится модель целей управления; принимается содержательное решение, определяется, что делать; принимается технологическое, определяется, какими силами, средствами, временем мы располагаем для выполнения содержательного решения; осуществляется пробное выполнение решения; оцениваются результаты пробного выполнения решения; производится оптимизация решений; выполняется оптимизированное решение; делается текущая оценка результатов деятельности; оперативно корректируются решения и действия; оцениваются итоговые результаты деятельности; принимается решение о завершении деятельности.

 

       Важнейшим системообразующим фактором  всех без исключения моделей,  разрабатываемых при обосновании  и принятии решений по управлению  социальными социотехническими  объектами, является человек.  Основные психологические причины  необоснованных конфликтогенных решений: крайне низкое качество их подготовки; выражений технократический подход к управлению социальными и социотехническими системами; волюнтаризм, заключающийся в радикальных преобразованиях плохо изученных объектов и игнорировании интересов других людей, выступающих субъектами или объектами управленческой деятельности.

Для предупреждения конфликтов важно  знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а так же последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

 

      Взаимодействовать  на проблемную ситуацию взаимодействия  можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

 

1.Умение определить, что общение  стало предконфликтным, и вернуться  из 

 

предконфликтной ситуации к нормальному  взаимодействию, а не пойти на конфликт.

 

       Предконфликтная  ситуация возникает обычно не  внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать  допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение на лице, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющий спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы , а в чем – то ваш оппонент, что кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким- то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра(когда эмоция угаснет).

 

2.Умение понимать партнера по  взаимодействию и не идти на конфликт, если

 

нет уверенности в том, что партнером  его мотивы правильно поняты.

 

     Это субъективное  условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая вам партнером информация  может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не дейстительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

 

3.     Терпимость к инакомыслию.

 

Это также может предотвратить  возникновение конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более  глубоко по сравнению с партнером  и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно  делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

 

4.    

Забота человека о снижении своей  относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

 

Это субъективное условие предупреждение предупреждения конфликтов. Социально- экономическая среда, в которой  россиянин вырос, нынешняя социально- экономическая ситуация способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношений человек с окружающими, повышенная его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат на работе, в семье и т.п.

 

  5.Управлять своим текущим  психическим состоянием, избегать  предконфликтных ситуаций при  переутомлении или перевозбуждении.

 

Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. – все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.

 

6.В общении с окружающими  нужно быть внутренне готовым к решению

 

возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

 

Окружающие так же , как и мы обладают своими интересами имеют право  отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновения интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно.  Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий путем конфликтов.

 

      7.В ходе общения  с партнером желательно хотя  бы изредка улыбаться.

 

  Улыбка выполняет четыре  позитивные функции. Она показывает, что у вас все в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего, это связанно с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует бесконфликтому решению проблем. По закону эмоционального  заражения улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций, если они есть у улыбающегося.

 

8.    

Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

 

Негативные эмоции- один и основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций. Желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий и быть готовым к нему. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотношения с партнерами. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что- либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

 

9.     Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность.

 

Эта рекомендация способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним. Такой стиль общения особенно необходим в деятельности социального работника, конфликтолога.

 

10.  Развитие конфликтоустойчивости.

 

Конфликтоустойчивость- способность  человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое  условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологические- проявляющихся в эмоционально – волевой устойчивости; когнитивных- проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных-  проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально- психологических – отражающих социально- психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

2.5 Предупреждение конфликтов и  стресс.

 

  Стресс- психофизиологическое  состояние человека, возникающее  в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с тем, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость,  обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса является важнейшим условием профилактики социальных и внутриличностных конфликтов.

 

     Психологический стресс- реакция человека на трудную  для него ситуацию. Но трудность-  понятие субъективное.

 

     Психологические факторы   нормализующие стресс.

 

1.       Основным в  жизни должно быть соревнование  с самим собой, а не с окружающими.

 

Человек- существо социальное, поэтому  ему в течение всей жизни свойственно  соревноваться с окружающими. Начиная  уже с младенческого возраста. Он оценивает свое положение, свою жизнь, сравнивая ее с  положением  и  жизнью других людей. Но свою естественную потребность в развитии, в самооценке можно удовлетворять и другим способом, Можно соревноваться с самим собой. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой. Мы не знаем возможность окружающих, а они могут быть гораздо выше наших возможностей. Ведь мы всегда стремимся достичь уровня тех, кто живет лучше нас, а не тех, кто хуже.

 

2.      

Понимание относительности любых  оценок событий, происходящих в нашей  жизни, уменьшает стресс от неудач.

 

Каждый человек по- разному оценивает свои возможности по управлению собственной жизнью. Один считает, что именно от него зависит, то что с ним происходит. Другой полагает, что очень многое зависит от судьбы, конкретных обстоятельств и других объективных факторов.  Из этих двух человек стресс скорее всего  испытывает, тот, кто полагает , что практически полностью определяет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Ответственность за все неудачи , которые с ним, как и с любым человеком, происходят , он возлагает в основном на себя и переживает это. Высокое чувство  ответственности- положительное качество человека. Однако суперответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу. Нет ничего абсолютно хорошего, так же как нет ничего абсолютно плохого.

Информация о работе Причины возникновения и развития конфликтов