Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:42, реферат
Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.
Задачи:
Раскрыть понятие тренинга, его задачи, характеристики;
Изучить, как СПТ применяется в процессе преподавания;
Определить теоретико-методические основы тренинга в образовательном процессе;
Понять суть разработки тренинга.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5
1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6
1.3. Уровни тренинга 7
1.4. Условия реализации тренинговых программ 8
1.5. Характеристики тренинга 9
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19
3.1 Метафоризация 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психологии в образовании
РЕФЕРАТ
Методы активного социально-
Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса
Исполнители: | |
студенты 1 курса | |
заочного отделения | |
группы ПО-13Z | |
Ковальская А.С. | |
Шарая А.Е. | |
Чухарев В.В. | |
Научный руководитель: | |
к.п.н., доцент кафедры | |
Рыбакова Е.Н. |
Екатеринбург, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5
1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6
1.3. Уровни тренинга 7
1.4. Условия реализации тренинговых программ 8
1.5. Характеристики тренинга 9
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19
3.1 Метафоризация 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, часто изменяющимся условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности в образовательном взаимодействии уже малоэффективны.
Психологический тренинг, являясь
системой специально организованного
интенсивного воздействия среди
других психологических методов, позволяет
реализовать необходимые
Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.
Задачи:
За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.
Новые формы образовательного процесса сосредоточены на предоставлении качественных знаний в сжатые сроки. При этом важным является возможность быстрого освоения и получения практических навыков. Самым распространенным образовательным предложением специалистов, которое совмещает в себе целый спектр востребованных характеристик, являются тренинги. При этом для получения образования не имеет значения, по какой специальности работает ученик: менеджмент или шахтер. Эта форма обучения сосредоточена на самообразовании и различается по тематикам. Поэтому практически любая сфера может быть изучена и эффективно реализована на практике. Основными направлениями тренингов являются психологические и профессиональные. Психологические тренинги сконцентрированы на личностном росте: раскрытию потенциала, качеств и скрытых талантов. Для преодоления созданных барьеров с общественным мнением предложено несколько методик: опросы, задания, анкеты, тесты. Широкий спектр возможностей профессионального и личностного роста позволит за короткое время в совершенстве освоить современные методики.
Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Это – форма активного обучения, позволяющая человеку самому формировать навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.
В задачи психологических тренингов обычно входят:
Тренинг можно понимать как средство, которое позволяет обучать специалистов навыкам, необходимых для того, чтобы эффективно формировать коммуникации в процессе трудовой деятельности. При подготовке современных специалистов с высшим образованием подобные навыки в более широком смысле слова необходимы для развития социальных компетенций, от которых будет зависеть эффективность деятельности специалиста, его умение строить отношения с коллегами и с руководством. Наконец, тренинг - одна из эффективных форм обучения, способствующего также развитию личности обучаемого.
Тренинг как часть педагогического процесса можно представить в виде следующих звеньев, связанных друг с другом:
1) определение потребности в обучении и развитии;
2) определение задач тренинга;
3) разработка плана действий для достижения поставленных задач;
4) реализация плана действий;
5) оценка соответствия
результатов поставленным
6) определение потребности в обучении и развитии.
Современные научные концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности.
Особо важную роль субъект-субъект взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольку именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект-субъект отношениях. Построение таких отношений между учителем и учащимся определяет эффективность педагогического труда и может способствовать развитию субъектности всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно найти способы построения полусубъектного взаимодействия учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы.
Острая необходимость
проектирования и прогнозирования
результатов психологического воздействия,
прежде всего, связана с тем, что
отдельные стихийно возникающие
тренинги не всегда отвечают современным
научным (в том числе теоретико-
В связи с этим нам кажется, что последние
достижения теоретической психологии
дают возможность изменить сложившуюся
ситуацию, вооружить практических психологов
новым взглядом на психологический тренинг,
что в конечном итоге приведет к формированию
новой методологии осуществления тренингового
воздействия.
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.
Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам ведущий фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:
1) в группе — с отдельным участником. Обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;
2) с группой — как единым целым. Такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения);
3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы. Внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности.
Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой - уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент".
Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия.
Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения тренингов в образовательный процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ.
Во-первых, необходимо обеспечить
преемственность тренингов для
разных возрастов (младший школьник
– младший подросток –
Во-вторых, ведущие тренинговых групп должны пройти особую профессиональную подготовку.
В-третьих, следует придерживаться
специфической структуры
В-четвертых, обязательно необходимо проводить динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса.
В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует чередовать индивидуальные и групповые формы работы и способствовать созданию особой предметнопространственной среды тренинга.
И, наконец, принципиально
важно, чтобы позиция ведущего была
динамичной, обеспечивающей поддержкой
и творчеством. Проведение тренинговой
работы требует высокой квалификации
ведущих, четкого соответствия содержания
и методического оснащения
Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – навыков самопознания и саморазвития.
Во-вторых, участники тренинга. Состав тренинговой группы в процессе занятий обычно остается более или менее неизменным. В некоторых случаях это является обязательным требованием, в других – группа «открыта», однако основной костяк все равно сохраняется. Классическая тренинговая группа имеет в своем составе от четырех – до двадцати человек. Это в среднем. Оптимальное число участников – двенадцать человек.
Информация о работе Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса