Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.
Задачи:
Раскрыть понятие тренинга, его задачи, характеристики;
Изучить, как СПТ применяется в процессе преподавания;
Определить теоретико-методические основы тренинга в образовательном процессе;
Понять суть разработки тренинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5
1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6
1.3. Уровни тренинга 7
1.4. Условия реализации тренинговых программ 8
1.5. Характеристики тренинга 9
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19
3.1 Метафоризация 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Реферат МАСПО.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии в образовании

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Методы активного социально-психологического обучения

 

Применение СПТ  в работе с участниками образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнители:

 

студенты 1 курса

 

заочного отделения

 

группы ПО-13Z

 

Ковальская А.С.

 

Шарая А.Е.

 

Чухарев В.В.

 

Научный руководитель:

 

к.п.н., доцент кафедры

 

Рыбакова Е.Н.


 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5

1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5

1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6

1.3. Уровни тренинга 7

1.4. Условия реализации тренинговых программ 8

1.5. Характеристики тренинга 9

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19

3.1 Метафоризация 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время, когда жизнь  требует переработки огромного  количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, часто изменяющимся условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности в образовательном  взаимодействии уже малоэффективны.

Психологический тренинг, являясь  системой специально организованного  интенсивного воздействия среди  других психологических методов, позволяет  реализовать необходимые условия  развития профессионального и личностного  самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение  и отношение к миру и другим людям. Профессиональный психолого-педагогический тренинг является главной предпосылкой того, чтобы привести в действие внутренние резервы педагога и психолога, актуализировать их способность к саморазвитию, самопознанию. Именно поэтому изучение применения СПТ в образовательном процессе — задача на сегодняшний день актуальная.

 Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие тренинга, его задачи, характеристики;
    2. Изучить, как СПТ применяется в процессе преподавания;
    3. Определить теоретико-методические основы тренинга в образовательном процессе;
    4. Понять суть разработки тренинга.

 

За последние 10-15 лет психологический  тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Новые формы образовательного процесса сосредоточены на предоставлении качественных знаний в сжатые сроки. При этом важным является возможность быстрого освоения и получения практических навыков. Самым распространенным образовательным предложением специалистов, которое совмещает в себе целый спектр востребованных характеристик, являются тренинги. При этом для получения образования не имеет значения, по какой специальности работает ученик: менеджмент или шахтер. Эта форма обучения сосредоточена на самообразовании и различается по тематикам. Поэтому практически любая сфера может быть изучена и эффективно реализована на практике. Основными направлениями тренингов являются психологические и профессиональные. Психологические тренинги сконцентрированы на личностном росте: раскрытию потенциала, качеств и скрытых талантов. Для преодоления созданных барьеров с общественным мнением предложено несколько методик: опросы, задания, анкеты, тесты. Широкий спектр возможностей профессионального и личностного роста позволит за короткое время в совершенстве освоить современные методики.

Сегодня нельзя представить  себе практической деятельности психолога  без различных видов групповой  работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

    

 

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

    1. Тренинг. Задачи тренинга

 

 

    Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Это – форма активного обучения, позволяющая человеку самому формировать навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

В задачи психологических тренингов обычно входят:

    • повышение самопонимания и понимания других;
    • познание локальной культуры группы;
    • развитие поведенческих навыков.

Тренинг можно понимать как  средство, которое позволяет обучать  специалистов навыкам, необходимых  для того, чтобы эффективно формировать  коммуникации в процессе трудовой деятельности. При подготовке современных специалистов с высшим образованием подобные навыки в более широком смысле слова необходимы для развития социальных компетенций, от которых будет зависеть эффективность деятельности специалиста, его умение строить отношения с коллегами и с руководством. Наконец, тренинг - одна из эффективных форм обучения, способствующего также развитию личности обучаемого.

Тренинг как часть педагогического процесса можно представить в виде следующих звеньев, связанных друг с другом:

1) определение потребности в обучении и развитии;

2) определение задач тренинга;

3) разработка плана действий  для достижения поставленных  задач;

4) реализация плана действий;

5) оценка соответствия  результатов поставленным задачам;

6) определение потребности  в обучении и развитии.

 

    1. О роли тренинга в образовательном процессе

 

Современные научные концепции  в психологии все больше уделяют  внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности.

Особо важную роль субъект-субъект взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольку именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект-субъект отношениях. Построение таких отношений между учителем и учащимся определяет эффективность педагогического труда и может способствовать развитию субъектности всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно найти способы построения полусубъектного взаимодействия учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы.

Острая необходимость  проектирования и прогнозирования  результатов психологического воздействия, прежде всего, связана с тем, что  отдельные стихийно возникающие  тренинги не всегда отвечают современным  научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности  общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования  и развития человека. 
В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия. 

 

    1. Уровни тренинга

 

Говоря о тренинговых  методах, мы должны подчеркнуть, что  в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым. 

Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому  сам ведущий фактически реализует  тренинговые методы на трех уровнях: 

1) в группе — с отдельным участником.  Обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;

2) с группой — как  единым целым.  Такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения); 

3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы. Внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности. 

Следовательно, при анализе  тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых  учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой - уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент".

Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия.

 

    1. Условия реализации тренинговых программ

 

Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения  тренингов в образовательный  процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ. 

Во-первых, необходимо обеспечить преемственность тренингов для  разных возрастов (младший школьник – младший подросток – подросток  – старшеклассник – студент). 

Во-вторых, ведущие тренинговых  групп должны пройти особую профессиональную подготовку. 

В-третьих, следует придерживаться специфической структуры занятий. 

В-четвертых, обязательно  необходимо проводить динамическое диагностическое сопровождение  тренингового процесса. 

В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует  чередовать индивидуальные и групповые  формы работы и способствовать созданию особой предметнопространственной  среды тренинга. 

И, наконец, принципиально  важно, чтобы позиция ведущего была динамичной, обеспечивающей поддержкой и творчеством. Проведение тренинговой  работы требует высокой квалификации ведущих, четкого соответствия содержания и методического оснащения занятий  поставленным целям и задачам  тренинга.

 

    1. Характеристики тренинга

 

Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно  считать изменение навыков и  умений человека, ведущее к его  развитию и более эффективной  адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков  и умений, говоря широко – навыков  самопознания и саморазвития.

Во-вторых, участники тренинга. Состав тренинговой группы в процессе занятий обычно остается более или  менее неизменным. В некоторых  случаях это является обязательным требованием, в других – группа «открыта», однако основной костяк все равно  сохраняется. Классическая тренинговая  группа имеет в своем составе  от четырех – до двадцати человек. Это в среднем. Оптимальное число  участников – двенадцать человек.

Информация о работе Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса