Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.
Задачи:
Раскрыть понятие тренинга, его задачи, характеристики;
Изучить, как СПТ применяется в процессе преподавания;
Определить теоретико-методические основы тренинга в образовательном процессе;
Понять суть разработки тренинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5
1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6
1.3. Уровни тренинга 7
1.4. Условия реализации тренинговых программ 8
1.5. Характеристики тренинга 9
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19
3.1 Метафоризация 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Реферат МАСПО.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, игра является целенаправленным организованным процессом, содержание и методика которого определяются вышеперечисленными требованиями и  целями тренинга. Компоненты, составные  части этого процесса не могут  носить случайного характера, а должны представлять собой определенную систему  деятельности участников и ведущего тренинговой группы. Игры учат работать в группе, коллективно трудиться, принимать коллегиальное решение. Они учат: умению слушать собеседника, слышать себя в разговоре, рефлексии  своей деятельности, способам работы над собой; т.е. дают возможность  заняться самоанализом. На эмоциональном  фоне игровой деятельности происходит и самосовершенствование умений, личностных качеств, необходимых в  педагогической деятельности. Фактором, стимулирующим активность, увлеченность игрой участников тренинга, является сама игровая группа.

В содержание лекционного  курса должны входить концептуальные положения о личности, деятельности, общения, в том числе об особенностях педагогического общения. Содержательной основой ПППТ должны являться игры, дискуссии, упражнения, в которых  отражаются типичные ситуации, формы  и условия профессиональной деятельности будущих педагогов и психологов.

Установление обратной связи  даст нам возможность определить наиболее эффективные методы: дискуссии, игры и упражнения. Кроме того, обратная связь даст нам возможность установить и компетентность действия ведущего ПППТ, на основе тех изменений, которые произошли в общении участников.

Таким образом, установление обратной связи является лишь од ним  из условий обеспечения эффективности  тренинговых занятий. Второе условие - планомерность обратной связи, которая  включает в себя ряд действий:

1) систематическое изучение  участников в процессе их общения;

2) проектирование перспективного  развития личностных качеств,  умений каждого участника, значимых  в его общении с учетом особенностей, способностей, а также недостатков  на основе полученной обратной  связи и самооценки;

3) выбор наиболее эффективных  методов тренинга, направленных  на выполнение заданного "проекта";

4) определение ценностей  общения каждого участника, учитывающих  их профессиональную деятельность;

5) создание более продуманной  и целесообразной системы тренинговых  занятий для будущих педагогов  и психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА

 

 Ключевые  стадии разработки тренинга включают:

1) разработку идеи тренинга,

2) определение потребностей  участников тренинга,

3) разработку программы  тренингового занятия (или занятий),

4) подготовку материалов  для проведения тренинга,

5) организацию программы  тренинга,

6) оценка и анализ результатов  действий участников.

 

Каждый этап подготовки и  проведения тренинга включает упорядоченный набор действий.

Разработка идеи тренинга. На начальной стадии только разрабатывается идея, поэтому необходимо изучить ряд возможностей и вопросов такого характера:

  • будет ли программа открытой,
  • будет ли программа проводиться внутри всей организации, или только внутри небольшой группы лиц,
  • действительно ли нужен тренинг, или достаточно инструктажа,
  • есть ли потребность в этой программе,
  • является ли проведение тренинга верным решением?

 

Определение потребностей участников тренинга. Лучше всего при определении потребностей участников тренинга использовать непосредственный контакт. Это может быть в виде беседы с заказчиком.  Необходимо выявить следующее:

  • в чем нуждаются участники, по их собственному мнению, каковы цели деятельности организации;
  • каким образом тренинг поможет организации достигнуть этой цели;
  • какие тренинги уже проводились;
  • что необходимо развить, улучшить;
  • какие новые знания и навыки требуются;
  • кто должен посетить тренинг;
  • какая информация об участниках.

 

Разработка программы  тренингового занятия (или занятий). Для составления программы необходимо полностью опираться на вопросы, поставленные в определении потребностей клиента.

Подготовка материалов для проведения тренинга. Материал, подготовленный к тренингу, должен включать в себя теоретическую и практическую части, информация в которых должна соответствовать и решать все ранее поставленные цели и задачи.

Организация программы  тренинга. При организации программы следует выделять и выполнять следующие этапы:

1) сбор ожиданий участников;

2) выдача теоретического материала;

3) закрепление полученного  теоретического материала на практике;

4) сбор обратной связи.

Давая теоретический материал необходимо полностью опираться  на ожидания участников. Оценка и анализ результатов действий участников. На данном этапе анализируются результаты тренинга, их соответствие с установленными ранее потребностями клиента, с  ожиданиями участников тренинга, проводится анализ ошибок, допущенных в результате проведения тренинга, поиск способов их ликвидации и предупреждения в  будущем.

В педагогическом процессе подготовки специалистов с высшим образованием сейчас применяются различные виды тренингов, в зависимости от их целей  и содержания.

3.1 Метафоризация

 

Психолого-педагогическая практика настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосознания как  основного условия развития ученика  и учителя, их становления как  субъектов саморазвития. В процессе преподавания психологии в школе  могут быть реализованы такие  технологии, как метафоризация.

Для применения приемов метафоризации  в преподавании могут быть использованы специально созданные психологические  сказки.   Через понимания метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают  воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение  от литературных текстов, косвенным  путем приобретают представление  о нормах поведения и нравственных ценностях.

Опыт ребенка, связанный  с познанием собственного внутреннего  мира, как и опыт взрослого человека, составляет основу для огромного  разнообразия метафор, в котором  психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества.

Имеется много особенностей метафоры, которые придают ей свойства строить «мосты взаимопонимания». Укажем две особенности, наиболее очевидные.

Во-первых, метафора обладает «свойством преломления» в восприятии мира. Она позволяет увидеть не только изменения формы и размера, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах. Это происходит за счет того, что в метафорическом образе уже по определению помимо его самого есть и еще «нечто», что он скрыто несет. Иными словами, богатство смыслов – и смыслов  неочевидных, но   подразумеваемых  – придает сказочной метафоре в наших глазах особую ценность; а поскольку подлинной ценности мы не знаем, то никто и ничто не может нам помешать черпать из метафоры то содержание, которое нужно именно нам в силу специфики нашего семантического пространства.

Во-вторых, метафора является носителем тех смысловых содержаний, которые отчасти сознательно, отчасти  бессознательно вложил в нее психолог (ее создатель или просто рассказчик), вложил, рассчитывая на благотворное психологическое воздействие в  отношении слушателя (ребенка). И  эти самые «авторские» смыслы находятся среди множества других смыслов конкретного образа и  «вычерпываются» слушателем вместе с прочими. Возникает понимание  и основа для общего семантического пространства.

Особенности метафоры, которые  нужно учитывать применяя ее во взаимодействии психолога-тренера и членов группы как необычное средство перевода смыслов. Во-первых, метафоры лежат в основе мышления и могут быть применены для развития мышления. Во-вторых, метафора является великолепным средством связи различных областей знания и перевода с языка одного человека на язык другого. В-третьих, метафора является эффективным средством развития самосознания и субъективности учащихся.            В-четвертых, метафора обладает качеством «смягчения», облегчения восприятия болезной информации. В-пятых, метафора транслирует от одного человека другому скрытые смыслы. В-шестых, метафоры пробуждают творческие ресурсы воображения. В-седьмых, метафоры сближают образы мира, имеющиеся у преподавателя и учащихся. Возникает возможность не только понимания (в когнитивном аспекте), но и взаимопроникновения в систему трудновербализируемых смыслов, что сочетается с принятием, сопереживанием, открытиями. Наполняя содержание занятий по психологии яркими, красивыми метафорами, преподаватель психологии дает возможность учащимся открыть новые смыслы и психологии, и своей собственной жизни через использование близких им и интуитивно понятных образов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологический тренинг  — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

Для того чтобы применение тренингов в учебном процессе было эффективным, важно помнить, что  их содержание должно быть строго связано  с целями обучения и развития личности специалиста. Кроме того, применение тренингов полезно дополнять  другими средствами активизации  познавательной деятельности обучающихся (деловые и ролевые игры).

Анализ источников дает понимание  тренинга как упражнения, использующего  способы саморегуляции, а также  как основу освоения нового, обеспечивающего  развитие активности, творчества, интуиции, высокой работоспособности, конструктивности мышления, уменьшения стрессируемости. Поэтому тренинг необходим в  профессиональной деятельности будущих  педагогов и психологов, требующей  высокого уровня физической, психической  и социальной культуры.

Таким образом, профессиональный психолого-педагогический тренинг, как средство подготовки будущих педагогов и психологов к педагогическому общению создает реальные условия зарождения потребности в знаниях и их практическом применении, способствует самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию в сфере общения. В этой связи тренинг рассматривается нами как система упражнений, которая положительно меняет позиции студентов, в овладении основами педагогического общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Битянова М.А. Журнал “Первое сентября” №13, 14, 17. 2000г.
    2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.: Питер, 2002г.
    3. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М. изд-во Ось-89 2008г. – 207с.
    4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2005г. — 256 с.
    5. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. - СПб.: Речь, 2004г. - 272 с.
    6. Данилова, Ж.Л. Диалогический подход в педагогическом межличностном взаимодействии // Актуалогенез: эмпирические структуры личности. Сборник научных статей. – Витебск, 2006г. - С. 81-84.
    7. Емельянов Ю.Н. “Активное социально-психологическое обучение” Л. 1985г.
    8. Емельянов Ю.Н. Дискуссионные методы в социальной психологии. Игровые методы в социально-психологической практике. Сенситивный тренинг // Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М.: Междунар. пед. академия, 1994г.
    9. Кабаченко, О.С. Психологическое воздействие как феномен и проблема психологической безопасности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2005г. - 514 с.
    10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во МГУ, 1988г.- 168с.
    11. Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
    12. Розин В.М. «Психология: теория и практика» М. 1998г.
    13. Справочник по психологии и психотерапии, С.-Пб. 2000г.
    14. http://studyspace.ru/ekonomika/treningi-v-obrazovatelnom-protsesse-prakticheskoe-primenenie.html
    15. http://kirrsmirnov.livejournal.com/8137.html

Информация о работе Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса