Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:42, реферат
Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.
Задачи:
Раскрыть понятие тренинга, его задачи, характеристики;
Изучить, как СПТ применяется в процессе преподавания;
Определить теоретико-методические основы тренинга в образовательном процессе;
Понять суть разработки тренинга.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5
1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6
1.3. Уровни тренинга 7
1.4. Условия реализации тренинговых программ 8
1.5. Характеристики тренинга 9
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19
3.1 Метафоризация 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Таким образом, игра является
целенаправленным организованным процессом,
содержание и методика которого определяются
вышеперечисленными требованиями и
целями тренинга. Компоненты, составные
части этого процесса не могут
носить случайного характера, а должны
представлять собой определенную систему
деятельности участников и ведущего
тренинговой группы. Игры учат работать
в группе, коллективно трудиться,
принимать коллегиальное
В содержание лекционного
курса должны входить концептуальные
положения о личности, деятельности,
общения, в том числе об особенностях
педагогического общения. Содержательной
основой ПППТ должны являться игры,
дискуссии, упражнения, в которых
отражаются типичные ситуации, формы
и условия профессиональной деятельности
будущих педагогов и
Установление обратной связи даст нам возможность определить наиболее эффективные методы: дискуссии, игры и упражнения. Кроме того, обратная связь даст нам возможность установить и компетентность действия ведущего ПППТ, на основе тех изменений, которые произошли в общении участников.
Таким образом, установление
обратной связи является лишь од ним
из условий обеспечения
1) систематическое изучение
участников в процессе их
2) проектирование перспективного
развития личностных качеств,
умений каждого участника,
3) выбор наиболее эффективных
методов тренинга, направленных
на выполнение заданного "
4) определение ценностей
общения каждого участника,
5) создание более продуманной
и целесообразной системы
Ключевые
стадии разработки тренинга
1) разработку идеи тренинга,
2) определение потребностей участников тренинга,
3) разработку программы
тренингового занятия (или
4) подготовку материалов для проведения тренинга,
5) организацию программы тренинга,
6) оценка и анализ результатов действий участников.
Каждый этап подготовки и проведения тренинга включает упорядоченный набор действий.
Разработка идеи тренинга. На начальной стадии только разрабатывается идея, поэтому необходимо изучить ряд возможностей и вопросов такого характера:
Определение потребностей участников тренинга. Лучше всего при определении потребностей участников тренинга использовать непосредственный контакт. Это может быть в виде беседы с заказчиком. Необходимо выявить следующее:
Разработка программы тренингового занятия (или занятий). Для составления программы необходимо полностью опираться на вопросы, поставленные в определении потребностей клиента.
Подготовка материалов для проведения тренинга. Материал, подготовленный к тренингу, должен включать в себя теоретическую и практическую части, информация в которых должна соответствовать и решать все ранее поставленные цели и задачи.
Организация программы тренинга. При организации программы следует выделять и выполнять следующие этапы:
1) сбор ожиданий участников;
2) выдача теоретического материала;
3) закрепление полученного теоретического материала на практике;
4) сбор обратной связи.
Давая теоретический материал необходимо полностью опираться на ожидания участников. Оценка и анализ результатов действий участников. На данном этапе анализируются результаты тренинга, их соответствие с установленными ранее потребностями клиента, с ожиданиями участников тренинга, проводится анализ ошибок, допущенных в результате проведения тренинга, поиск способов их ликвидации и предупреждения в будущем.
В педагогическом процессе подготовки специалистов с высшим образованием сейчас применяются различные виды тренингов, в зависимости от их целей и содержания.
Психолого-педагогическая практика настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосознания как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития. В процессе преподавания психологии в школе могут быть реализованы такие технологии, как метафоризация.
Для применения приемов метафоризации
в преподавании могут быть использованы
специально созданные психологические
сказки. Через понимания метафоры,
через расшифровку и построение
метафорических образов дети развивают
воображение, интуицию, мышление, учатся
получать эстетическое наслаждение
от литературных текстов, косвенным
путем приобретают
Опыт ребенка, связанный с познанием собственного внутреннего мира, как и опыт взрослого человека, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в котором психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества.
Имеется много особенностей метафоры, которые придают ей свойства строить «мосты взаимопонимания». Укажем две особенности, наиболее очевидные.
Во-первых, метафора обладает «свойством преломления» в восприятии мира. Она позволяет увидеть не только изменения формы и размера, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах. Это происходит за счет того, что в метафорическом образе уже по определению помимо его самого есть и еще «нечто», что он скрыто несет. Иными словами, богатство смыслов – и смыслов неочевидных, но подразумеваемых – придает сказочной метафоре в наших глазах особую ценность; а поскольку подлинной ценности мы не знаем, то никто и ничто не может нам помешать черпать из метафоры то содержание, которое нужно именно нам в силу специфики нашего семантического пространства.
Во-вторых, метафора является
носителем тех смысловых
Особенности метафоры, которые нужно учитывать применяя ее во взаимодействии психолога-тренера и членов группы как необычное средство перевода смыслов. Во-первых, метафоры лежат в основе мышления и могут быть применены для развития мышления. Во-вторых, метафора является великолепным средством связи различных областей знания и перевода с языка одного человека на язык другого. В-третьих, метафора является эффективным средством развития самосознания и субъективности учащихся. В-четвертых, метафора обладает качеством «смягчения», облегчения восприятия болезной информации. В-пятых, метафора транслирует от одного человека другому скрытые смыслы. В-шестых, метафоры пробуждают творческие ресурсы воображения. В-седьмых, метафоры сближают образы мира, имеющиеся у преподавателя и учащихся. Возникает возможность не только понимания (в когнитивном аспекте), но и взаимопроникновения в систему трудновербализируемых смыслов, что сочетается с принятием, сопереживанием, открытиями. Наполняя содержание занятий по психологии яркими, красивыми метафорами, преподаватель психологии дает возможность учащимся открыть новые смыслы и психологии, и своей собственной жизни через использование близких им и интуитивно понятных образов.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
Для того чтобы применение тренингов в учебном процессе было эффективным, важно помнить, что их содержание должно быть строго связано с целями обучения и развития личности специалиста. Кроме того, применение тренингов полезно дополнять другими средствами активизации познавательной деятельности обучающихся (деловые и ролевые игры).
Анализ источников дает понимание тренинга как упражнения, использующего способы саморегуляции, а также как основу освоения нового, обеспечивающего развитие активности, творчества, интуиции, высокой работоспособности, конструктивности мышления, уменьшения стрессируемости. Поэтому тренинг необходим в профессиональной деятельности будущих педагогов и психологов, требующей высокого уровня физической, психической и социальной культуры.
Таким образом, профессиональный психолого-педагогический тренинг, как средство подготовки будущих педагогов и психологов к педагогическому общению создает реальные условия зарождения потребности в знаниях и их практическом применении, способствует самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию в сфере общения. В этой связи тренинг рассматривается нами как система упражнений, которая положительно меняет позиции студентов, в овладении основами педагогического общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса