Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:42, реферат
Цель: использование СПТ в работе с участниками образовательного процесса для обеспечения более высокого уровня преподавания.
Задачи:
Раскрыть понятие тренинга, его задачи, характеристики;
Изучить, как СПТ применяется в процессе преподавания;
Определить теоретико-методические основы тренинга в образовательном процессе;
Понять суть разработки тренинга.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 5
1.1. Тренинг. Задачи тренинга 5
1.2. О роли тренинга в образовательном процессе 6
1.3. Уровни тренинга 7
1.4. Условия реализации тренинговых программ 8
1.5. Характеристики тренинга 9
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА 11
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА 19
3.1 Метафоризация 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
В-третьих, соблюдение специальных
правил групповой работы. Это необходимо,
прежде всего, для создания благоприятного
климата психологической
В-пятых, определенная пространственная организация – как правило, круг. Это простейшая возможность оказаться всем лицом к лицу. Это наиболее удобная для общения форма.
В-шестых, активное
общение участников и внимание
к взаимоотношениям. Большинство
специалистов полагают, что тренинги
наиболее успешны, когда
В-седьмых, межличностная обратная связь. Указанная характеристика напрямую связана с предыдущей. Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и о его восприятии поведения субъекта. В тренинге под обратной связью понимают механизм взаимопонимания, заключающийся в получении информации о том, какое воздействие он оказал на других, и какое впечатление о нем сложилось у его партнеров по общению, и корректировке стратегии дальнейших коммуникаций. В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, то есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. Создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний. В группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.
В-восьмых, сочетание формирования навыков и умений с развитием самосознания. Наличие в тренинге ключевой и ведущей идеи: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.
В-девятых, специально подготовленный ведущий. В тренингах, имеющих явно выраженный обучающий характер, требования к уровню квалификации ведущего весьма высоки.
Подготовка будущих педагогов и психологов к педагогическому общению - сложный многосторонний процесс, предполагающий ориентир на целостное развитие личности педагога и психолога. Эта проблема рассматривается в исследованиях многих ученых. В одних работах объектом исследования становится процесс формирования и развития основ педагогического общения. В других работах внимание исследователей акцентируется на содержании, формах и методах подготовки к педагогическому общению в системе профессионального обучения. Разные подходы к исследованиям обусловили и разные результаты, взаимодополняющие друг друга. Так, при первом подходе результатом исследования является перечисление знаний, умений и личностных свойств будущих педагогов и психологов, которые обеспечивают оптимальное педагогическое общение. При втором - теоретическая разработка различных путей и средств подготовки к педагогическому общению и их возможности в системе вузовского и послевузовского образования.
В то же время, по данным И.П. Глинской, 80% опрошенных учителей испытывают потребность в пополнении знаний по проблемам общения с учащимися. Анализ литературы и опыт показывают, что это обусловлено несколькими причинами:
По Ю.Н. Емельянову, повышение компетентности в общении следует рассматривать исходя из таких основных источников ее приобретения человеком как жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и социальные научные методы. Чтобы профессиональное психолого-педагогическое общения было успешным, необходимо профессиональное освоение его на теоретическом уровне, развитие способностей к общению, формирование умений и их реализация в процессе общения. Ни один из этих компонентов сам по себе, в отрыве от других не гарантирует будущим педагогом и психологом успешного взаимодействия во взаимоотношениях с учащимися, ибо он и работает лишь во взаимодействии с другими составляющими основ педагогического общения. Следовательно, для выявления этих компонентов и их совершенствования необходимо разработать соответствующую технологию.
В системе вузовского образования традиционными методами подготовки к педагогическому общению являются лекционные, семинарские и лабораторно-практические занятия. Но наряду с ними, с 70-х годов ХХ века, исследователи многих стран стали разрабатывать различные системы интенсивного группового обучения компетентному общению, рассматриваемые как активные методы обучения, т.е. тренинги. Профессиональный психолого-педагогический тренинг является главной предпосылкой того, чтобы привести в действие внутренние резервы педагога и психолога, актуализировать их способность к саморазвитию, самопознанию. Анализ источников дает понимание тренинга как упражнения, использующего способы саморегуляции, а также как основу освоения нового, обеспечивающего развитие активности, творчества, интуиции, высокой работоспособности, конструктивности мышления, уменьшения стрессируемости. Поэтому тренинг необходим в профессиональной деятельности будущих педагогов и психологов, требующей высокого уровня физической, психической и социальной культуры. При этом значительная интенсификация подготовки к педагогическому общению обеспечивается за счет интеграции теоретических положений общей психологии, педагогики, социальной и педагогической психологии, а также за счет интерактивных, организационно-дидактических возможностей обучения.
В настоящее время содержание системы интенсивного обучения общению и ее методические основы разрабатываются на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельяновым, С.И. Макшановым, Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко, А.П. Ситниковым, Х.Т. Шерьяздановой, А.Р. Ерментаевой и другими учеными.
Разновидностями тренингов являются социально-психологический тренинг (Б.С. Девятко, Л.А. Петровская и др.), учебно-тренировочные группы (Ю.Н. Емельянов), активное социальное обучение (Г.А. Ковалев), видеотренинг (Х. Миккин), активное социально-психологическое обучение - АСПО (Т.С. Яценко), профессионально-педагогический тренинг (С.Б. Елканов, В.А. Кан-Калик, В.В. Кузнецов, А.А. Леонтьев, А.Р. Ерментаева и др.), акмеологический тренинг (А.П. Ситников) и др. Все эти психотехнологии группового обучения представляют собой один и тот же подход, направленный на достижение и под держание высокого интеллектуального познания, развитие личностных качеств и обогащение опыта общения. Хотя в каждом отдельном случае используется свое название, определяющее организационно-методическую аранжировку обучения, каждая из этих методик опирается, прежде всего, на внутренние творческие возможности личности. Задачи тренинга могут быть различные, но в силу целостного характера процесса общения они всегда взаимозависимы, взаимообусловлены. В то же время при организации тренинговых занятий одна из этих задач должна быть ведущей; выбор такой задачи определяет содержание обучения компетентному общению, развитие определенных его компонентов, значимых в общении. В соответствии с этим для активных методов обучения общению характерна вариативность.
Профессионально-педагогическое общение специфически обусловлено характером взаимодействия и взаимоотношения учителя и ученика с предписанными ролевыми позициями. Поэтому при организации тренинга для студентов педвузов приходится прибегать к особым ситуациям общения, в которых бы воспроизводятся аспекты поведения из реальной практики и общения учителя с учащимися и окружающими. В тренинговой группе студент пробует реализовать свои возможности в различных ситуациях взаимодействия, взаимоотношения, приобретает отдельные умения в общении. Таким образом, профессиональный психолого-педагогический тренинг, как средство подготовки будущих педагогов и психологов к педагогическому общению создает реальные условия зарождения потребности в знаниях и их практическом применении, способствует самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию в сфере общения. В этой связи тренинг рассматривается нами как система упражнений, которая положительно меняет позиции студентов, в овладении основами педагогического общения.
Между тем анализ работ, посвященных проблеме применения тренингов, показывает, что отсутствуют исследования об их специфических особенностях при реализации в определенной национальной студенческой группе. Это накладывает свой отпечаток на характер подготовки к педагогическому общению будущих педагогов и психологов с казахским языком обучение.
В целях более детального исследования проблемы мы использовали работы, с помощью которых имеем возможность проанализировать различные формы, методы, средства интенсивного обучения компетентному педагогическому общению в системе "учитель-ученик". Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская в своих исследованиях раскрыли сущность социально-психологического тренинга. Авторы считают, что восприятие, понимание человеком другого в процессе общения являются сердцевиной тренинга и определяют основные задачи, организационную процедуру и конечный эффект. В их исследованиях подробно рассмотрена проблема обратной связи как важнейшей составляющей тренинга, обеспечивающей его эффективность. Обратная связь в тренинге, т.е. те сведения, которые получает человек от других участников группы относительно своего поведения, достигает своей цели при соблюдении следующих условий:
При применении тренинга важным является: способность самого человека к активной самоперестройке, самопознанию и самосовершенствованию.
В соответствии с целями и задачами педагогического общения и его условиями на современном этапе разрабатываются система понятий и технология их ведения в ПППТ. Например, Г.Е. Филатова определяет психологические и дидактические основы использования социально-психологического тренинга в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Определенный интерес представляет для нас разработанная автором методика деловых игр и групповых дискуссий, которые используются на практических занятиях по психотехнологиям, практикуму по специальности и психологии личности. Кроме того, Г.Е. Филатова предпринимает попытку особо расширить психокоррекционную возможность социально-психологического тренинга.
Особенности саморегуляции
поведения в сфере общения, активизация
ее с целью повышения
Содержание тренинговых занятий для будущих учителей и особенности их применения рассмотрены в работах С.Б. Елканова. По его мнению, с помощью тренинга совершенствуются, во-первых, умение овладеть кинестезией, культурой движения: умение расслаблять или напрягать нужные мышцы, успокаивать или взбадривать нервную систему и т.д., что способствует мобилизации педагогического восприятия, мышления и воображения; во-вторых, владение течением внутреннего видения, мысли, чередование чувственных образов, произвольными переключениями; в-третьих, освоение так тики и стратегии педагогического мышления.
В современной литературе, как правило, выделяют три типа базовых методов интерактивного обучения:
Необходимо отметить, что такое деление методов тренинга достаточно условно. Эти группы методов взаимопроникают друг в друга, взаимодополняют друг друга. Например, при тренировке эмпатийности эффективно использовать метод группового обсуждения или игровое моделирование.
Информация о работе Применение СПТ в работе с участниками образовательного процесса