Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа
Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т.п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
Принципы и методы изучения психики
В целом методология (от греч. methods – путь исследования, познания ; logos – учение) определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:
1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа природы и сущности психических явлений при рассмотрении последних во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий, являясь при этом детерминантой поведения и деятельности человека.
2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, которое выражается в том, что сознание и вообще все психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выявить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.
3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
Методологические принципы воплощаются в специальных эмпирических (от греч. empeiria – опыт) методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации проявлений психических явлений в поведении на основе их непосредственного восприятия.
Невозможно наблюдать
Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:
- р ечевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);
- экспрессивные реакции (
- положение тел в пространстве
(перемещения, неподвижность,
- физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).
При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.
Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
- целенаправленност ью ; наблю
- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
- планомерносгью, т . к . следоование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
- регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшигь тем самым субъективизм выводов и обобщений;
- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны.
« + » |
« – » |
1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков); 2. Сохранена естественность условий деятельности; 3. Допустимо использование
разнообразных технических 4. Необязательно получение
предварительного согласия |
1. Субьективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя); 2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их скажений; 3. Вследствие пассивности
наблюдателя требует |
Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.
До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют 2 вида наблюдений:
- включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;
- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».
Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.
Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:
- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, т . е . его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);
- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.
Далее, в зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу 2 вида:
- внешнее, за поведением других людей;
- интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психолигии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.
По времен нóму характеру исследования различают наблюдение:
- однократное, единичное, производимое только один раз;
- периодическое, осуществляемо
- лонгитюдное (от англ. «долгота»), характеризующеся особой протяженностью, постоянством контакта исслсдователя и объекта в течение длительного време н и.
По
характеру регистрации данных н
- констатирующее, где задача исследователя – четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм, поведения, собрать факты;
- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
И, наконец, по степени стандартизированности процедур выделяют:
- свободное или поисковое набл
- структурированное или станда
Традиционно выделяют следующие этапы наблюдения:
1. Определение цели наблюдения (для чего оно осуществляется?)
2. Выбор объекта исследований (какой
индивид или какого рода
3. Уточнение предмета
4. Планирование ситуаций
5. Подбор способа наблюдения, наименее
влияющего на объект и в
наибольшей степени
6. Установление
7. Выбор способов регистрации
исследуемого материала (как
8. Прогнозирование возможных
9. Осуществление сеанса
10. Исправление программы
11. Этап проведения наблюдения;
12. Обработка и интерпретация полученной информации
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации исследования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяснить причины их появления.
В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.
« + » |
« – » |
1. Обеспечивается высокая точность результатов; 2. Создаются оптимальные
условия для исследований 3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными; 4. Возможны повторные
исследования в аналогичных |
1. Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным; 2. Испытуемые знают о
том, что они являются |
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.
Естественный эксперимент, напрапленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим.
Значительный вклад в методику
организации такого рода экспериментов
внес отечественный ученый А.Ф.
- измерение проявлений
- социально-педагогическое
- повторное измерение
- сравнение результатов первого и второго измерений;
- выводы об эффективносги осуществленных воздействий как педагогических приемов, приведших к зафиксированным результатам.
По
характеру действий исследователя различают конста
Первый из них предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.