Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа
Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т.п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
При этом перечень альтернатив может быть качественного характера: «Что Вас привлекает в Вашей работе? – Работа разнообразная, интересная; работа требует смекалки, заставляет повышать технические знания; престижность работы; хороший заработок; физически легкая работа; хорошая организация труда».
Перечень альтернатив может быть количественного характера (вопросы с оценкой, при помощи которых измеряют интенсивность мнений): «Довольны ли Вы своей работой? Очень доволен; доволен; не совсем доволен; не доволен; очень не доволен».
Э кспертное оценивание
Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.
В психологическом исследовании экспертное
оценивание может рассматриваться
как в качестве самостоятельного
метода познания, так и в виде
существенного компонента процедур
наблюдения, опроса, эксперимента, анализа
продуктов деятельности, словом, везде,
где имеет место
Более того, те или иные разновидности экспертизы применяются на любом этапе исследования: в определении его целей и задач, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации понятийного аппарата, для обоснования адекватности используемого инструментария, в процессе выработки рекомендаций и т.д.
Велика роль мониторной группы, деятельность которой в экспертном оценивании обычно включает в себя формулирование исследовательской задачи, подбор компетентных специалистов, их иструктаж, разработку оценочных параметров, обеспечение работы экспертов (техническое, математико-статистическую обработку данных, логико-семантическое оформление суждений). Это своеобразные «эксперты по организации экспертиз».
Недостатки в осуществлении мониторной деятельности самым пагубным образом сказываются на качестве оценочных процедур. Дело в том, что рассматриваемый нами метод относится к категории субъективных. Это, напомним, означает признание факта, что результаты экспертного оценивания в значительной мере зависят не только от обьекта исследования, но и от характеристик тех лиц, которые это исследование выполняют.
Иногда эксперта сравнивают с измерительным «устройством», к сожалению, не всегда способным к точной работе. С одной стороны, это может быть связано с теми или иными его качествами (некомпетентностью, предвзятостью, недобросовестностью, незаинтересованностью в успехе дела, неуверенностью в себе и т.д.), с другой стороны, быть следствием целого ряда просчетов мониторной группы (например, таких, как нечеткость в определении целей работы, осуществление экспертного опроса без специально разработанной программы, невнятность инструкций по оценке, недостаточный учет влияния факторов искажения достоверности результатов экспертизы, поверхностность в обработке суждений экспертов).
Следует заметить, что основной задачей мониторной деятельности является максимальное приближение оценок экспертов к истине. Субъективность метода вовсе не означает его неэффективности. Экспертное оценивание становится способом получения недостоверной информации только в тех случаях, когда плохо подобраны специалисты и некачественно организована их работа.
К онтент–анализ
Контент–анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение) – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала , включает в себя:
- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);
- отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.п. – (единиц анализа);
- статистическую обработку данных.
Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно принимается в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.
К числу его несомненных достоинс
По сути, контент–анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.
Наряду с этим следует помнить, что контент–анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.
Кроме того, далеко не всякий материал
поддается необходимой
В современной психологической практике контент–анализ находит свое применение в трех разновидностях:
- в качестве основного метода исследований;
- как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;
- в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.
В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.
В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реализуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).
Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени суток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения исследователя, самочувствия испытуемого и пр.).