Принципы и методы изучения психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т.п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Файлы: 1 файл

Принципы и методы изучения психики.docx

— 43.46 Кб (Скачать файл)

При этом перечень альтернатив может  быть качественного характера: «Что Вас привлекает в Вашей работе? – Работа разнообразная, интересная; работа требует смекалки, заставляет повышать технические знания; престижность работы; хороший заработок; физически  легкая работа; хорошая организация  труда».

Перечень альтернатив может  быть количественного характера (вопросы  с оценкой, при помощи которых  измеряют интенсивность мнений): «Довольны  ли Вы своей работой? Очень доволен; доволен; не совсем доволен; не доволен; очень не доволен».

Э кспертное оценивание

 

Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.

В психологическом исследовании экспертное оценивание может рассматриваться  как в качестве самостоятельного метода познания, так и в виде существенного компонента процедур наблюдения, опроса, эксперимента, анализа  продуктов деятельности, словом, везде, где имеет место нестандартизированный переход от признаков к выводам.

Более того, те или иные разновидности  экспертизы применяются на любом  этапе исследования: в определении  его целей и задач, в построении и проверке гипотез, при выявлении  проблемных ситуаций, в ходе интерпретации  понятийного аппарата, для обоснования  адекватности используемого инструментария, в процессе выработки рекомендаций и т.д.

Велика роль мониторной группы, деятельность которой в экспертном оценивании обычно включает в себя формулирование исследовательской задачи, подбор компетентных специалистов, их иструктаж, разработку оценочных параметров, обеспечение работы экспертов (техническое, математико-статистическую обработку данных, логико-семантическое оформление суждений). Это своеобразные «эксперты по организации экспертиз».

Недостатки в осуществлении  мониторной деятельности самым пагубным образом сказываются на качестве оценочных процедур. Дело в том, что  рассматриваемый нами метод относится  к категории субъективных. Это, напомним, означает признание факта, что результаты экспертного оценивания в значительной мере зависят не только от обьекта исследования, но и от характеристик тех лиц, которые это исследование выполняют.

Иногда эксперта сравнивают с измерительным  «устройством», к сожалению, не всегда способным к точной работе. С одной стороны, это может быть связано с теми или иными его качествами (некомпетентностью, предвзятостью, недобросовестностью, незаинтересованностью в успехе дела, неуверенностью в себе и т.д.), с другой стороны, быть следствием целого ряда просчетов мониторной группы (например, таких, как нечеткость в определении целей работы, осуществление экспертного опроса без специально разработанной программы, невнятность инструкций по оценке, недостаточный учет влияния факторов искажения достоверности результатов экспертизы, поверхностность в обработке суждений экспертов).

Следует заметить, что основной задачей мониторной деятельности является максимальное приближение оценок экспертов к истине. Субъективность метода вовсе не означает его неэффективности. Экспертное оценивание становится способом получения недостоверной информации только в тех случаях, когда плохо подобраны специалисты и некачественно организована их работа.

К онтент–анализ

Контент–анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение) – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала , включает в себя:

- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

- отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.п. – (единиц анализа);

- статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е  гг. в американской журналистике как  средство количественно-качественного  изучения содержания прессы. В настоящее  время активно принимается в  социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и  пропаганды.

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надежность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент–анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент–анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить  данный метод, скажем, к описанию поведения  лирического героя поэтического произведения.

В современной психологической  практике контент–анализ находит свое применение в трех разновидностях:

- в качестве основного метода исследований;

- как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

- в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой  предварительная проверка достоверности  анализируемого текста или устного  сообщения, а также установление степени надежности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

В зависимости от задач конкретного  исследования методы психологии воплощаются  в частные методики (например, метод  наблюдения реализуется различным  образом в ходе исследования трудового  коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени суток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения  исследователя, самочувствия испытуемого  и пр.).


Информация о работе Принципы и методы изучения психики