Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа
Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т.п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
Формирующий эксперимент предполагает
активное, целенаправленное воздействие
исследователя на испытуемом для
того, чтобы выработать определенные
свойства или качества. Это позволяет
раскрыть механизмы, динамику, закономерности
образования психических
Далее, в зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:
- поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в мало исследованной области. Так эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;
- уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методики, объекты исследования;
- критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;
- воспроизводящие, предусматри
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведеннй о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез ( от лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Беседа экспериментатора как самостоятельный
метод изучения личности наиболее часто
применяется в самом начале знакомства
после изучения его документов. В
этом случае она совпадает с собиранием
анамнеза об истории развития изучаемой
личности и дополняется анализом
документов. Впоследствии более часто
метод беседы используется в процессе
наблюдения и параллельно с ним.
Наиболее эффективен метод беседы в
изучении мотивов поведения, поступков
и действии человека. Однако при
выяснении мотивов следует
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Предпочтительно получать в ходе беседы необходимые сведения косвенными приемами. Например, при исследовании интересов учащихся значительно больших результатов можно добиться не постановкой прямого вопроса: «Чем вы интересуетесь?», а косвенным путем, организовав, например, беседу о том или ином жизненном факте, о просмотренной кинокартине, спектакле или прочитанной книге. Важен не только ответ, но и поведение испытуемого: особенности его речи, жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям.
Существенным в ходе проведения беседы является умение исследователя уточнить интересующие его факты во время непосредственной беседы, не прибегая к ее протоколированию. Запись зачастую лишает беседу непринужденности, настораживает человека, делает его ответы искусственными, надуманными, поэтому ответы обычно фиксируются после проведения беседы.
Беседы целесообразно
Интервьюирование
Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.
В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору иформации, обработку полученных результатов
Возможность применения данного метода в широком диапапазоне исследовательских целей позволяет говорить о его универсальности, а многообразие собираемых психологических фактов свидетельствует о значительном потенциале устного опроса. Не случайно интервьюирование издавна используется в работе представителями совершенно различных научных направлений и школ. Более того, трудно назвать сколько-нибудь значимое исследование не только в психологии, но и в любой науке о человеке, где бы ни оказалась пригодной информация, полученная со слов опрашиваемых лиц.
Вто же время интервьюирование с полным основанием считается одним из наиболее субъективных методов в современном арсенале научного познания. В нем чрезвычайно велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения.
В зависимости от условий проведения данная
процедура может быть единичной или многократно
По цели организации, помимо собственно исследовательского интервью, выделяют – диагностическое – используемое на ранних этапах пспхотерапии как средство проникновения во внутренний мир клиента и понимания его проблем, и клиническое – являющееся терапевтической беседой, способом оказания психологической помощи в осознании человеком внутренних затрудненний, конфликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности.
По форме общения интервью подразделяются на свободные, стандартизированные и полустан
Свободное интервью представляет собой беседу,
в которой исследователь имеет возможность
самостоятельно изменять направленность,
порядок и структуру вопросов, добиваясь
необходимой эффективности процедуры.
Характеризуется гибкостью тактики построения
диалога в пределах заданной темы, максимальным
учетом индивидуальных особенностей респондентов,
сравнительно большей естественностью
условий опроса.
Существенным его недостатком является
затрудненность сопоставлений всех полученных
результатов, обусловленная широкой вариативностью
задаваемых вопросов. Преимущество же
свободного интервью заключается в предоставлении
респондентам наилучших возможностей
для формулирования собственных точек
зрения и более глубокого выражения своих
позиций.
В силу указанных особенностей
свободное интервью обычно используется
на начальных стадиях
Стандартизированное интервью предусматривает проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешаается изменять формулировки или порядок вопросов, а также задавать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы.
Как следствие, обеспечивается высокая степень сопоставимости всех иидивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность (релиабильность) итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество людей, используя для обработки информации средства статистики.
Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.
Полустандартизированное интервью основано на использоваиии двух видов вопросов. Одни из них – обязательные, основн ые – д олжны быть заданы каждому опрашиваемому, другие – «подвопросы», уточняющие – применяются в беседе или исключаются из нее интервьюером в зависимости от ответов на основные вопросы.
Тем самым достигается
определенная вариативность опроса,
возможность учета
Деятельность опрашиавающего при проведении полустандартиз и рованного интервью до некоторой степени напоминает общую схему функционирования компьютерных программ (если ... , то ... , в противном случае ). Если респондент сказал (или не сказал) что-либо или проявил (не проявил) какую-либо поведенческую реакцию, то ему задается предусмотрительный вопрос. Если он повел себя как-то иначе, то ему задается другой вопрос и т.д.
Виды вопросов интервьюера
По отношению к цели
исследования обычно выделяют 2 вида вопросов: процедурные (или функциональные), направленные
на оптимизацию хода опроса (в том числе
выявляющие степень информированности
респондента об условиях его проведения,
знания цели интервью, а также способствующие
установлению и поддержанию контакта
с интервьюером) и вопросы тематические, информац
По своему содержанию вопросы подразделяются на:
- выявляющие фактическую
информацию о социальном
- выясняющие субъективные
мнения опрашиваемого, мотивы
его поведения, жизненные
- уточняющие интенсивность мнений, отношений эмоциональных реакций.
В зависимости от характера ответов вопросы могут предполагать получение кратких, односложных, нераспространенных ответов или распространенных, пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов.
А нкетирование
При использовании данного метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкции о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статистических методов обработки материалов.
Положительным качеством анкетного метода является то, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».
Отрицательным же в этом методе является то, что обычно бывает затруднен качественный анализ данных анкет и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.
Обычно анкета представляет собой некоторую совокупность вопросов, которые рекомендуется располагать в определенном порядке:
- сначала вопросы нейтральные,
нацеленные на получение какой-
- затем наиболее трудные
- заключительную часть образуют
вопросы, касающиеся
Такой порядок вопросов обусловлен необходимостью преодолеть психологический барьер, возникающий у опрашиваемого в процессе опроса.
Все вопросы анкеты в зависимости от их содержания можно условно разделить на 2 большие группы:
1) вопросы о фактах, действиях
в прошлом и настоящем, а
также о продуктах
2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов.
Если при помощи первой группы вопросов исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, то при помощиІ второй он может узнать, что думает опрашиваемый, каково его мнение по поводу того или иного явления, что он намеревается делать и почему.
К первой группе относятся демографические вопросы, выявляющие статус опрашиваемого, события его жизни и деятельности. Ко второй группе относятся вопросы, нацеленные на выяснение мотивов, оценок, мнений опрашиваемых.
Поскольку эти вопросы касаются
внутреннего мира человека, то именно
здесь психолог сталкивается с наиболее
сильным психологическим
По форме различают следующие типы вопросов: прямые (лобовые), ко
Что собой представляют прямые и косвенные вопросы, видно из вышеприведенного примера. Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Если же в формулировке вопроса содержатся варианты возможных ответов (перечень определенных альтернатив) и опрашиваемый должен остановить свой выбор на каком-то одном или нескольких из них, то вопрос называется закрытым.