Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:16, доклад

Описание работы

Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Файлы: 1 файл

1-10(Пересмотри).doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании

13 января 2011 г. № 243-З

Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года 
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года

 

Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;

2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;

2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

 

Принципы законодательства об образовании

Законодательство об образовании  основывается на следующих принципах:

соответствие  Конституции Республики Беларусь;

соответствие  общепризнанным принципам международного права;

обеспечение реализации права граждан на образование;

обеспечение доступности образования;

обеспечение качества образования;

установление  ответственности за несоблюдение законодательства об образовании.

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования

13 января 2011 года Президент Республики  Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Кодекс предусматривает  создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма  правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.

При этом нормы Кодекса  обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений.

Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.

Закреплена сложившаяся  на практике система образования. Согласно Кодексу, образование подразделяется на основное образование (включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования), дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых), специальное образование.

Документом  определены субъекты образовательных  отношений, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации  и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности (в том числе названы образовательные области, где они могут осуществлять такую деятельность), установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений.

Кодексом дано определение педагогических работников (профессорско-преподавательского состава) и установлены предъявляемые  к ним требования. При этом предусмотрено, что педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, установленных законодательными актами.

Определены  общие условия возникновения  образовательных отношений, а также общие требования к порядку приема лиц для получения образования. При этом правила приема лиц для получения среднего специального образования, высшего образования I ступени, послевузовского образования будут утверждаться Президентом Республики Беларусь, а для получения профессионально-технического и высшего образования II ступени – Правительством.

Также установлены  меры социальной защиты обучающихся, касающиеся в том числе пользования учебниками, обеспечения питанием, охраны здоровья, выплаты стипендий, обеспечения местами в общежитиях, предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, транспортного обеспечения.

Регламентированы  условия и основания привлечения  обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление).

Кодексом закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого  вида образования (требования по продолжительности  учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие).

Определены  основания для изменения и  прекращения образовательных отношений, а также регламентирована процедура  восстановления лиц, отчисленных из учреждений образования.

Кроме того, документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для  прохождения военной службы.

Определены  четкий перечень документов об образовании  и об обучении, а также особенности  выдачи документов об образовании особого  образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании – диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре).

Также закреплены условия и порядок распределения  выпускников.

Кодекс Республики Беларусь об образовании  вступит в силу с 1 сентября 2011 года (с нового учебного года) и позволит завершить процесс кодификации законодательства об образовании, обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений.

 

  1. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней

Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. 
       Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание. 
       В соответствии со ст. 14 закона "Об образовании в Республике Беларусь" все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики принадлежат к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:

  1. дошкольное образование (сад, ясли);
  2. начальное <9 классов;
  3. базовое общее = классов;
  4. общее среднее образование = 11классов;
  5. внешкольные формы образования;
  6. начальное профессиональное =ПТУ;
  7. среднее профессиональное = техникум;
  8. профессионально-техническое образование;
  9. среднее специальное образование;
  10. высшее образование;
  11. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  12. повышение квалификации и переподготовку кадров;
  13. самостоятельное образование граждан.

 

       В систему образования  Республики Беларусь входят различные  типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и  средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. Непрерывный характер системы образования, ее структура, уровни обучения и типы образовательных учреждений 
       В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/ республики, исполнение законов - Кабинет Министров), а также местные органы управления. 
       Министерство  образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее оpганизационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи. 
       Система высшего образования Республики Беларусь включает в себя 39 государственных высших учебных заведений (ВУЗов), Академию управления при Президенте Республики Беларусь и 20 негосударственных ВУЗов: 
       Система среднего специального образования Республики Беларусь включает в себя 146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе, 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа. 
       Система среднего образования Республики Беларусь включает в себя 4808 дневных общеобразовательных школ, 98 специальных школ и школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития, 25 санаторных школ-интернатов, 82 вечерние школы и 242 профессионально-технические училища, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки . Кроме того, в республике действуют 15 школ и 10 профессионально-технических училищ, находящихся в подчинении других министерств и ведомств.

 

  1. Анализ состояния современной системы образования РБ.

Формирование и развитие образовательной  системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребёнка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих её деятельность. 
 
Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: 
 
•          подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира; 
 
•          обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения; 
 
•          воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе. 
 
В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет: 
 
•          усиления дифференциации содержания основного и дополнительного образования; создания специализированных школ и классов, гимназий, лицеев; 
 
•          включения в содержание обучения новых дисциплин (экологии, экономики, основ права и др.); 
 
•          применения новых форм и технологий обучения и воспитания.  
 
В системе профессионально-технического и среднего образования юноши и девушки получают профессии и специальности соответствующего уровня. 
 
В вузах учет потребностей и интересов обучающихся обеспечивается внедрением двухступенчатой подготовки специалистов, вариативных и гибких учебных планов и программ, развивающих образовательных и информационно-компьютерных технологий, что представляет новые возможности для личности при выборе профессии, достижении более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда. 
 
Мировые образовательные тенденции.  
 
Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни международного сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции развития мирового образования. 
 
Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в ведущих государствах, грозит обострением проблемы преодоления технологической отсталости во многих других регионах планеты, что может привести к возникновению серьезных неконтролируемых противоречий между развитыми и развивающимися странами. 
 
От решения проблем образования, которые в развивающихся странах в последние десятилетия еще более усугубились в связи с бурным ростом информационных технологий, зависят как перспективы социально-экономического развития этих стран, так и возможность преодоления отсталости в мире в целом. 
 
Трансформация понятия образования. В современных условиях образование все в большей степени перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Функции образования выполняют не только школы и вузы, но и различные социальные институты, предприятия. 
 
Неформальное образование направлено на компенсацию недостатков и противоречий, которые формальное образование устранить не в состоянии. Его индивидуализированный характер позволяет учитывать возможности конкретного человека и способствовать его саморегуляции и развитию. 
 
Концепция непрерывного образования. Последние десятилетия характеризуются ускорением процесса обновления технологий и знаний в различных сферах деятельности. Среднего и даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации "Дженерал Моторс" говорит об этом следующим образом: "Нам нужны специалисты не с четырех- и даже шестилетним, а с сорокалетним образованием". 
 
Развитие концепции непрерывного образования рассматривается как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования. 
 
Развитие рыночных отношений в сфере образования. С начала 80-х гг. XX в. в подавляющем большинстве стран обострилась проблема государственного финансирования образования. Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг. Так, в середине 90-х гг. XX в. общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд дол. в год, что сопоставимо с размером бюджета ряда государств. Из общей суммы 18 млрд дол. заработали Соединенные Штаты, осуществляющие целенаправленную работу по "рекрутированию" студентов. 
 
Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран образование переходит в категорию мировых приоритетов. 
 
Международное сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Согласно Болонской декларации, принятой министрами образования 29 государств Европы 19 июня 1999 г., предполагается создание к 2010 г. единого европейского образовательного пространства с целью расширения возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышения мобильности и конкурентоспособности специалистов. 
 
Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как достаточно стабильное, отвечающее современным требованиям. В качестве аргументов ими приводятся следующие положения: 
 
•          образование — одна из социальных областей, которая функционирует относительно стабильно в отличие от экономики, сельского хозяйства, материального производства и др.; 
 
•          результаты международных социологических исследований свидетельствуют, что республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран. Этот вывод подтверждают итоги участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах. 
 
Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным. 

Информация о работе Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования