Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:16, доклад

Описание работы

Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Файлы: 1 файл

1-10(Пересмотри).doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Количество  иностранных граждан, обучающихся  в вузах страны, за последние 5 лет  выросло более чем в два  раза и в настоящее время превысило 10 тыс. человек. При этом развивается взаимовыгодное сотрудничество не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья (заключено свыше 60 международных соглашений).

Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Венесуэла, Индия, Китай, Казахстан, Швейцария, Германия.География поставок научно-технической продукции охватывает Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и др.

Активно развивается  международное сотрудничество в  рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ.

 

  1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности.

 

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилась тогда, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира. 
Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.  
К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности; которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой - формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.  
Данные задачи соотносятся с функциями обучения: 
1. Образовательная функция заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. 
2. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.  
3. Развивающая функция обучения появляется уже в самой цели этого процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах.  
Виды обучения:  
1. Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. (господствовало до 17 века. Учителя брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) по 10-15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения). 
2. Классно-урочный вид обучения. Имеет четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся постоянное место и продолжительность учебных занятий; объединение в группы (классы) учеников одного возраста; постоянный состав учебных групп; стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок (опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний, проверка). 
3. Лекционно-семинарский вид обучения. Появился в связи с созданием первых университетов. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основные формы обучения в лекционно-семинарском виде: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, производственная практика).  
Формы обучения: 
1. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады). 
2. Групповые формы подразделяют на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). 
3. К индивидуальным формам относятся: консультации и репетиторство.

 

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных  элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.

 

  • По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
    • актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
    • определение конечной учебной цели - мотивы;
    • предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
    • выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
    • действия контроля;
    • действия оценки (Репкин, 1997; аннотация).
  • По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
    • учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;
    • характер эмоциональной окрашенности УД;
    • цель УД;
    • средства (методы, способы) осуществления УД;
    • результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
    • характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и др., 1985).
  • В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:
    • учебная цель;
    • учебные действия;
    • действия контроля процесса усвоения;
    • действия оценки степени усвоения.
  • В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
    • учебные ситуации (или задачи);
    • учебные действия;
    • действия контроля и оценки (Давыдов, 1986; аннотация) (см. Медиатеку).

Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.           Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д. 
          Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

  1. Структура учебной деятельности : учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

Этот вопрос я не понял((

10. Воспитанность и воспитуемость.

Воспитание - это процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения к младшим.  
Воспитание - процесс формирования у личности социальных и духовных отношений. Оно направлено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.  
Цель воспитания - определение тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах.  
Воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, а всестороннее воспитание человека включает в себя: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.  
Средства воспитания: виды научения, убеждения, внушения; социальные установки; мир жизнедеятельности воспитуемого; личный пример воспитателя; поступки, описываемые в художественной, педагогической и другой литературе.  
Методы воспитания условно можно разделить на следующие основные группы: 
1. Методы убеждений, которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, инструктаж, обращение). 
2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются ее позитивные мотивы (поручения, требования, показ примеров, создание ситуаций успеха и т.д.). 
3. Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики). 
Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию. Воспитание является действенным, если оно переходит в самовоспитание, которое наряду с индивидуальными особенностями и задатками человека объясняет широкий спектр различных личностных позиций людей, воспитывающихся в общей социальной среде.  
Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.  
Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного желательного мотива своей деятельности.


Информация о работе Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования