Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:16, доклад

Описание работы

Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Файлы: 1 файл

1-10(Пересмотри).doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)
  1. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования  на всех уровнях.

 
Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования: 
 
•          гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; 
 
•          вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.); 
 
•          разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам; 
 
•          дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование; 
 
•          переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям; 
 
•          разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования; 
 
•          использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства. 
 
Негативные тенденции в образовании 
 
 
Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств: 
 
•          неспособность детей справиться с учебной программой; 
 
•          усложненные и перегруженные учебные программы и учебники; 
 
•          чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 40—42 рабочих часов, не считая домашних заданий, а учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое). 
 
Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. Управление учебным заведением без учета мировых образовательных тенденций и передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей, без опоры на орган школьного или вузовского самоуправления не может обеспечить качественных результатов обучения и воспитания молодежи. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше. 
 
Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий. 
 
Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме. 
 
Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника. 
 
Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин; носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности. 
 
Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят к «угасанию» личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; «разбуханию» учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях. Между тем, еще в Древней Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля функционировали не просто школы с ритуальными уроками, а так называемые парк-школы Досуга с открытыми студиями. В таких школах ученики не закреплялись по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они постоянно совершали свой собственный и ответственный выбор предмета, студии, педагога, самой школы как способа организации личного творческого досуга. После завершения обучения в открытых студиях главным результатом было не получение стандартных аттестатов, а эффективное развитие личности, ее творческих способностей и готовность к постоянному самообразованию. 
 
Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования. 
 
Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса. В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах — менее 15 % учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики. 
 
Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения. 
 
Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования, за исключением учреждений Министерства образования Республики Беларусь, практически полностью платные. Низкий уровень доходов большинства населения значительно снизил доступность этого вида образования. 
 
В условиях кризиса воспитания формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, позициям, другим культурам и религиям; низкий уровень эстетического восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед более «сильными» и презрение к тем, кто «слабее» в социальном, психологическом и физическом смысле; формализм и безответственность; принятие формальных конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство); низкий уровень культуры общения. 
 
Приведенные характеристики состояния современной системы образования свидетельствуют о нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой. Этот вывод позволяет заключить, что в Республике Беларусь, как и в странах СНГ, во многих развитых странах мира, имеет место кризис образования, который носит глубинный характер. 
 
Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований функционирования системы образования в обществе и разработки новой образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать: 
 
• разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.

Функционирование  и развитие системы образования Республики Беларусь 

 

Дошкольное образование

Дошкольное образование  – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Достигнутый уровень  охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких  среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще  более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

Доступность дошкольного  образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых  форм организации дошкольного образования  в соответствии с запросами родителей.

В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).

Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности

С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.  

 

Общее среднее  образование

Общее среднее образование  – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и  здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее  образование включает три ступени:

I ступень — начальное образование (I – IV классы);

II ступень — базовое образование (V – IX классы);

III ступень — среднее образование (X – XI классы, в вечерних 
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени  общего среднего образования  составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени  общего среднего образования  составляют общее среднее образование.

В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).

В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов осуществляется оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона. 

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

В общеобразовательных  учреждениях обязательными для  изучения являются два государственных  языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский.

Обеспечены  права граждан, которые относятся  к национальным меньшинствам, изучать  родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане  общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%).  Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной  и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

Уровень образования, его конкурентоспособности на мировом  рынке образовательных услуг  стабильно высокий. В копилке международных наград белорусских школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных. 

 

Специальное образование

Специальное образование  — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется  обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. Определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка  и принятым в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» государство не только признает, но и гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и состоянием здоровья. Обновлено содержание специального образования. Принят образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)», и предметные стандарты, создан банк данных детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, в котором содержатся сведения о 127 тысяч детей.

В 143 центрах  коррекционно-развивающего обучения и  реабилитации обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7 тыс. детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Более 1 тыс. детей с особенностями психофизического развития охвачены ранней комплексной медико-педагогической помощью.

В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. В систему общего среднего образования интегрировано 62%% от общего количества детей с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование. С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение на протяжении двух лет после окончания учебного заведения. 

 

Профессионально-техническое  образование

Профессионально-техническое  образование – уровень основного  образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

В настоящее  время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 75 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.

В системе профессионально-технического образования реализуется уже  третья по счету утвержденная Правительством государственная программа, обеспечивающая комплексное решение вопросов подготовки кадров, укрепление материальной базы учреждений образования.

В целях обеспечения  потребности наукоемких, высокотехнологичных  производств в квалифицированных кадрах рабочих в 2012 году подготовлено 21,3 тыс. человек (43,0% от общего выпуска) с повышенным (4 и выше разряд) уровнем квалификации. 97,8% выпускников направлены на работу в организации.

Система профтехобразования своевременно реагирует на структурные изменения в протребности кадров. Это происходит за счет тесных связей с организациями-заказчиками, прижде всего, за счет договорной системы подготовки, а также за счет формирования заказа государственными органами управления на подготовку рабочих на пятилетний период. Этот заказ, а также другие важные показатели отражены в Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. В настоящее время более 90,0% молодых рабочих в системе профтехобразования подготавливается по договорам. 

 

Среднее специальное образование

Среднее специальное  образование — уровень основного  образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение  ими специальной теоретической  и практической подготовки, завершающийся  присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

В отраслях экономики  и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным  образованием (23% от общего количества работающего населения).

В настоящее  время в республике действуют 213 учреждениq среднего специального образования государственной формы собственности и 12 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 152,2 тыс. человек.

Информация о работе Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования