Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:16, доклад
Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.
Выделим
позитивные тенденции в развитии
системы образования:
• гуманизация
и гуманитаризация образовательного процесса,
направленные на переход к гуманным, демократическим
отношениям между педагогами и учащимися;
• вариативность
и разноуровневость содержания образования,
введение новых специальностей и специализаций,
учебных дисциплин, востребованных изменившимися
социально-экономическими условиями (право,
основы экономики, основы психологии и
педагогики, информатика и др.);
• разработка
новых образовательных стандартов, учебных
планов и программ, учебно-методических
комплексов по предметам;
• дифференциация
сети учреждений образования, становление
негосударственных образовательных учреждений;
учет социального заказа на образование;
• переход
вузов на двухступенчатую подготовку
специалистов (включая бакалавров и магистров),
отвечающую международным требованиям;
• разработка
и внедрение в образовательный процесс
систем обеспечения и управления качеством
образования;
• использование
учреждениями образования дополнительных
источников финансирования, таких как
доходы от собственной коммерческой деятельности,
средства спонсоров, благотворительные
средства.
Негативные тенденции в образовании
Отрицательное влияние современной школы
на здоровье учащихся. В последние годы
фиксируется тенденция ухудшения здоровья
детей. Врачи связывают ухудшение физического
состояния детей и подростков с осуществлением
нездорового образа жизни, нервно-психическими
дисфункциями, дидактогенными неврозами.
Можно выделить следующие факторы, способствующие
возникновению у учащихся психических
и физических расстройств:
• неспособность
детей справиться с учебной программой;
• усложненные
и перегруженные учебные программы и учебники;
• чрезмерная
учебная нагрузка учащихся (старшеклассники
имеют в неделю более 40—42 рабочих часов,
не считая домашних заданий, а учебная
нагрузка школьников за последние пятьдесят
лет увеличилась почти вдвое).
Авторитарный стиль преподавания и руководства
учебным заведением. Управление учебным
заведением без учета мировых образовательных
тенденций и передового международного
опыта реформирования образования, национально-культурных
особенностей, без опоры на орган школьного
или вузовского самоуправления не может
обеспечить качественных результатов
обучения и воспитания молодежи. В классах
с авторитарными, жесткими учителями школьники
болеют в три раза чаще, а нарушений психического
здоровья у них в пять раз больше.
Унификация образовательного процесса
в учебных заведениях, ограничивающая
вариативность и гибкость учебных планов
и программ. Унифицирующее воздействие
современной школы выражается в существующей
ориентации учебного процесса на «среднего
ученика» без должного учета интересов
и способностей каждого школьника; в преобладании
вербальных, объяснительно-иллюстративных
методов обучения, направленных на запоминание
и воспроизведение учащимися «готовых»,
«завершенных» знаний, умений и навыков
в ущерб эффективному развитию у них способов
мышления и действий.
Бюрократизм и формализм в системе образования.
Эти характеристики образовательного
кризиса проявляются в дидактоцентризме
и предметоцентризме.
Дидактоцентризм определяется как результат
превращения урока в центральное звено
учебно-воспитательного процесса школы.
Действительно, в массовой школе преобладающей
формой обучения продолжает выступать
урок с его традиционными обязательными
элементами: запоминанием и воспроизведением
формальных знаний, проверкой, контролем,
оценкой. Такой урок с жесткой структурой
и ориентированный, в основном, на строгую
реализацию учебных планов и формальное
выполнение программ, достижение запрограммированных
результатов в виде знаний, умений, навыков,
не способствует эффективному развитию
у школьников критического мышления, плюралистического
мировоззрения и формированию рефлексивных
умений, обобщенных способов выполнения
различных видов учебно-поисковой деятельности,
а поэтому выступает тормозящим фактором
в становлении личности школьника.
Предметоцентризмом обозначается набор
недостаточно связанных между собой предметов
как «слепков» основ наук. Содержание
учебных дисциплин; носит, в основном,
информативный характер и не отражает
межпредметные связи; оно недостаточно
служит целям самопознания личности и
познания постоянно меняющегося окружающего
мира; изучение этих предметов оторвано
от нужд и потребностей развивающейся
личности.
Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят
к «угасанию» личности ученика в традиционных
формах обучения; росту отчуждения школьников
от знаний, учения, школы; «разбуханию»
учебных планов; отставанию школьных учебных
дисциплин от достижений в соответствующих
научных областях. Между тем, еще в Древней
Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля
функционировали не просто школы с ритуальными
уроками, а так называемые парк-школы Досуга
с открытыми студиями. В таких школах ученики
не закреплялись по фиксированным классам,
курсам, педагогам и специальностям. Они
постоянно совершали свой собственный
и ответственный выбор предмета, студии,
педагога, самой школы как способа организации
личного творческого досуга. После завершения
обучения в открытых студиях главным результатом
было не получение стандартных аттестатов,
а эффективное развитие личности, ее творческих
способностей и готовность к постоянному
самообразованию.
Недостаточный уровень качества подготовки
выпускников средней школы. Падает процент
выпускников средней школы, способных
выдержать экзамены в вузы без дополнительной
подготовки, что служит показателем снижения
уровня школьного образования.
Продолжающийся отток преподавательских
кадров из системы образования, феминизация
и старение педагогического корпуса. В
учреждениях образования работает значительное
число пенсионеров, в школах — менее 15
% учителей-мужчин. Слабым является приток
молодых педагогов из-за больших перегрузок,
невысокой оплаты труда и низкого социального
престижа педагогической профессии. В
общеобразовательных школах (особенно
сельских) не хватает учителей иностранного
языка, физкультуры, математики.
Кризис воспитания, обострившийся в связи
с политическими и социально-экономическими
изменениями в стране, распадом традиционных
массовых общественных детско-юношеских
и молодежных организаций, изменением
функции семьи, распадом ближайшего социального
окружения.
Наметился кризис дополнительного образования
и системы организации досуга детей: сокращаются
секции и кружки научно-технического творчества,
туризма, спорта. Большинство учреждений
дополнительного образования, за исключением
учреждений Министерства образования
Республики Беларусь, практически полностью
платные. Низкий уровень доходов большинства
населения значительно снизил доступность
этого вида образования.
В условиях кризиса воспитания формируются
негативные черты растущей личности: социальная
зависть; агрессивность; нетерпимость
по отношению к противоположным взглядам,
мнениям, позициям, другим культурам и
религиям; низкий уровень эстетического
восприятия действительности; склонность
к самооправданию и перекладыванию вины
на других; покорность перед более «сильными»
и презрение к тем, кто «слабее» в социальном,
психологическом и физическом смысле;
формализм и безответственность; принятие
формальных конъюнктурно детерминированных
ценностей (слава, власть, богатство); низкий
уровень культуры общения.
Приведенные характеристики состояния
современной системы образования свидетельствуют
о нарастающем противоречии между новыми
социальными тенденциями в обществе и
образовательной практикой. Этот вывод
позволяет заключить, что в Республике
Беларусь, как и в странах СНГ, во многих
развитых странах мира, имеет место кризис
образования, который носит глубинный
характер.
Большинство аналитиков и исследователей
отмечают, что выход из этого образовательного
кризиса требует пересмотра теоретических,
экономических, правовых оснований функционирования
системы образования в обществе и разработки
новой образовательной парадигмы. Целевыми
установками такой парадигмы должны выступать:
• разработка и реализация деятельностного
содержания обучения, способствующего
не только усвоению школьниками или студентами
готовых знаний, но и способов мышления
и деятельности; развитию способностей
к работе и жизни в условиях быстро меняющегося
окружения; формированию готовности к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
создание и внедрение развивающих технологий,
направленных на эффективное личностное
развитие каждого учащегося и превращение
его в субъект учебно-исследовательской,
общественно-созидательной деятельности,
а также собственной жизнедеятельности.
Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь
Дошкольное образование
Дошкольное образование
– уровень основного
Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.
Доступность дошкольного
образования сохраняется за счет
развития многофункциональной сети
дошкольных учреждений, внедрения новых
форм организации дошкольного
В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).
Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности
С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.
Общее среднее образование
Общее среднее образование
– уровень основного
Общее среднее образование включает три ступени:
I ступень — начальное образование (I – IV классы);
II ступень — базовое образование (V – IX классы);
III ступень — среднее
образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы
– X – XII классы).
I и II ступени
общего среднего образования
составляют общее базовое
I, II и III ступени
общего среднего образования
составляют общее среднее
В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).
В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов осуществляется оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона.
Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.
В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский.
Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).
В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.
У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).
Уровень образования, его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокий. В копилке международных наград белорусских школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных.
Специальное образование
Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.
Большое внимание в Республике Беларусь уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. Определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и принятым в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» государство не только признает, но и гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и состоянием здоровья. Обновлено содержание специального образования. Принят образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)», и предметные стандарты, создан банк данных детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, в котором содержатся сведения о 127 тысяч детей.
В 143 центрах
коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации обучаются и получают
коррекционно-педагогическую помощь около
7 тыс. детей с особенностями
В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. В систему общего среднего образования интегрировано 62%% от общего количества детей с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование. С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.
Профессионально-техническое образование
Профессионально-техническое
образование – уровень
В настоящее время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 75 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.
В системе профессионально-
В целях обеспечения
потребности наукоемких, высокотехнологичных
производств в квалифицированны
Система профтехобразования своевременно реагирует на структурные изменения в протребности кадров. Это происходит за счет тесных связей с организациями-заказчиками, прижде всего, за счет договорной системы подготовки, а также за счет формирования заказа государственными органами управления на подготовку рабочих на пятилетний период. Этот заказ, а также другие важные показатели отражены в Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. В настоящее время более 90,0% молодых рабочих в системе профтехобразования подготавливается по договорам.
Среднее специальное образование
Среднее специальное
образование — уровень
В отраслях экономики и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием (23% от общего количества работающего населения).
В настоящее время в республике действуют 213 учреждениq среднего специального образования государственной формы собственности и 12 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 152,2 тыс. человек.
Информация о работе Принципы и основные направления гос. политики в сфере образования