Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:31, реферат
Дидактика – теория науки педагогики. Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации.
Введение………………………………………………………………………...
Система дидактических принципов………………………………………......
Принцип сознательности и активности………………………………………
Принцип наглядности обучения…………………………………………........
Принцип систематичности и последовательности…………………………..
Принцип прочности……………………………………………………………
Принцип доступности…………………………………………………………
Принцип научности……………………………………………………………
Принцип связи теории с практикой…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………
4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
8. Следите за тем,
чтобы наблюдения учащихся
9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
10. Используйте различные
виды наглядности, но не
11. Используйте наглядность,
активизируйте чувственный
12. Старайтесь сами
изготовлять вместе с
13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете.
14. Научно обоснованно
применяйте современные
15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
17. Помните, что в
условиях кабинетной системы
обучения возможности
18. С возрастом учащихся
предметная наглядность должна
все более уступать место
19. Помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
20. При чрезмерном увлечении нагля
Принцип систематичности и последовательности
Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие:
1. Используйте схемы,
планы, чтобы обеспечить
2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете.
3. Не допускайте нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
4. Учебный предмет – уменьшенная копия науки. Покажите учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете как о частице науки, реальной действительности.
5. Пользуйтесь проверенной
схемой формирования
6. Помните, то, что является
элементарным и простым
7. Следует обеспечивать преемственность, как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.
8. Используйте передовые достижения методики обучения: составляйте со своими учащимися опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
9. Чаще повторяйте
и совершенствуйте ранее
10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибегать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при его окончании – для закрепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов.
11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового материала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших Идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями учащихся.
12. Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.
13. Учителя всех учебных
предметов, а не только
14. Постоянно и терпеливо
приучайте своих учащихся к
самостоятельному труду,
15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их обучения.
16. Не злоупотребляйте
актуализацией чувственного
17. Не забывайте, что
понимание системы требует
18. В конце раздела, курса
19. Постоянно, настойчиво и
20. Не следует возбуждать
21. Глубокие истины превращаются
в банальные фразы, если
22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких занятий.
23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.
24. Помните, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.
25. Не забывайте совет Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся постоянно систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.
Принцип прочности
В нем закреплены эмпирические
и теоретические
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения:
1. В современном обучении
2. Препятствуйте закреплению
в памяти неправильно
3. Чтобы освободить
учащихся от заучивания
4. Материал, требующий
запоминания, должен быть
5. Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
6. Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся.
7. Частота повторения
должна соответствовать ходу
кривой забывания. Наибольшее
количество повторений требуетс
8. Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, занятия посторонней деятельностью и т.д.) и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т.д.), отвлекающие внимание учащихся. Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу.
9. Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
10. Следите за логикой
подачи учебного материала.
11. Когда выяснилось, что
темпы обучения снизились,
12. Не злоупотребляйте произвольным вниманием учащихся, без необходимости не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями и указаниями. Приучайте учащихся прислушиваться к вашим словам. О наиболее интересных для них вещах говорите сдержанно.