Принципы и правила обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:31, реферат

Описание работы

Дидактика – теория науки педагогики. Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
Система дидактических принципов………………………………………......
Принцип сознательности и активности………………………………………
Принцип наглядности обучения…………………………………………........
Принцип систематичности и последовательности…………………………..
Принцип прочности……………………………………………………………
Принцип доступности…………………………………………………………
Принцип научности……………………………………………………………
Принцип связи теории с практикой…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Принципы и правила обучения.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов:

1. Общественно-исторической  практикой доказывайте необходимость  научных знаний, изучаемых в школе.  Обучайте так, чтобы учащийся  и понимал, и чувствовал, что  обучение является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от  жизни к знаниям или от знаний  к жизни: связь «знания – жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко  и убедительно раскрывайте диалектическую связь теории с практикой. Покажите, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся  о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте  учащихся проверять и применять  свои знания на практике. Используйте  окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

6. Не должно быть  ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.

7. Всемерно используйте  связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет производство».

8. Составляйте и решайте  со своими учащимися задачи  и упражнения на основе производственных  достижений, привлекайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народного хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективных разработках.

10. Проблемно-поисковые  и исследовательские задания  лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся  сознательное и положительное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный  и производительный труд учащихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разобраться в непонятном. 

13. В обучении используйте  материалы и примеры из общественно полезного труда учащихся, их опытнической деятельности, работы лагерей труда и отдыха и т.д.

14. Не забывайте, что  общественно полезный труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Помогайте учащимся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте  и переносите на другие виды  деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: через эпизодический успех – к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся  стремление к постоянному улучшению  своих результатов, развивайте  соревновательность.

18. В учебно-воспитательном  процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80-85 % знаний. Находите возможности знакомить школьников с рационализаторским движением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся  к самостоятельной работе по  приобретению знаний сначала  в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу  по своему предмету вы сделаете  тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с  решением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте  и переносите успехи учащегося  в одном виде деятельности  на другие: от эпизодического  успеха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика,  объективность перед самим собой,  требовательность к себе, критический анализ своих поступков – путь к самосовершенствованию. Когда учитель говорит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязательно добавить: «И я - тоже».

 

Заключение

 

Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, цель которой – приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей, а также нравственных качеств личности.

Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Основными принципами обучения являются: принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Эти дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Классические дидактические принципы помогают в определении целевых установок обучения, а также могут служить руководством учителю в конкретных ситуациях обучения на уроках.

Список используемой литературы

 

  1. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1987.
  2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.
  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  4. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М., 1990.
  5. Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеванного. Киев, 1991.
  6. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.
  7. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.
  8. http://pedlib.ru/





Информация о работе Принципы и правила обучения