Принципы и правила обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:31, реферат

Описание работы

Дидактика – теория науки педагогики. Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
Система дидактических принципов………………………………………......
Принцип сознательности и активности………………………………………
Принцип наглядности обучения…………………………………………........
Принцип систематичности и последовательности…………………………..
Принцип прочности……………………………………………………………
Принцип доступности…………………………………………………………
Принцип научности……………………………………………………………
Принцип связи теории с практикой…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Принципы и правила обучения.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

13. Опирайтесь на установленный  наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.

14. Развивайте память  учащихся: учите их пользоваться  различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

15. Используйте дифференцированный  подход к учебному материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а главного.

16. Не приступайте к  изучению нового, предварительно  не обеспечив наличия положительных  мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, непрочно.

17. Следите за логикой  обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой,  всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний.

18. Повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации.

19. Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.

20. Для прочного усвоения  применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.

21. Во время изучения  нового всегда связывайте его  с ранее пройденным, повторяйте  старое в новом.

22. Не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте так, чтобы они имели смысл.

23. Перед упражнением четко укажите, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; проведите пробные упражнения.

24. Во время упражнений предупреждайте усталость учащихся и не доводите их до переутомления.

25. Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них – это неминуемо приведет к снижению прочности знаний, умений.

 

 

Принцип доступности

 

Принцип доступности  обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с  одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой.

В основе принципа доступности  лежит закон тезауруса: доступным  для человека является лишь то, что  соответствует его тезаурусу. Латинское  слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:

1. Не забывайте наставления Я.А. Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Помните также, что  умы учащихся должны быть подготовлены к изучению какого-либо предмета.

3. Обучая, исходите из  уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

4. Обучая, учитывайте  возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

5. В процессе обучения  обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковой обучаемостью.

6. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

7. Обучение требует  известной напряженности. Когда  она отсутствуют, учащиеся отвыкают  работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.

8. Используйте новейшие  достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение – с помощью увеличенных шагов.

9. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

10. При изучении нового  и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении – средних и слабых.

11. Облегчайте учащимся  усвоение понятий, сопоставляя  их с противоположными или  им противоречащими.

12. Введение каждого  нового понятия должно не только  логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

13. Наиболее трудными  для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний: для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.

14. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс  обучения, не стремитесь к быстрому успеху.

15. Не принимайте мимолетный  проблеск мысли учащегося за  свершившийся акт познания, используйте  его как начало познания.

16. Доступность так  же, как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

17. Не увеличивайте  длительность монологов: тонко  чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно.

18. На первом этапе  обучения изучайте не весь  объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоил и главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

19. Реализуя принцип  доступности, главное внимание  уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший - учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.

20. Доступность не означает  легкость обучения, и функция  учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся по самостоятельному добыванию.

Принцип научности

 

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности.

Правила реализации данного  принципа:

1. Реализуя принцип  научности, обучайте на основе  новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.

2. Учитывая новейшие  достижения дидактики и психологии  обучения, разумно используйте логику  не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Старайтесь, однако, избегать абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса.

3. Раскрывайте логику  учебного предмета, обеспечивающую  с первых шагов его изучения  надежную основу для подведения  к новым научным понятиям.

4. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.

5. Каждое нововведенное  научное понятие систематически  повторяйте, применяйте и используйте  на всем протяжении учебного курса, т.к. что не упражняется, то забывается.

6. Изучение законов  науки проводите, учитывая наиболее  важные стороны процесса развития  изучаемых явлений: зависимость от внешних условий, места и времени, конкретные формы изменения явления, борьбу старого с новым, содержание и форму.

7. В методах преподавания  отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

8. Систематически информируйте  своих учащихся о новых достижениях  в науке, технике, культуре: связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

9. Не сводите ознакомление  с новыми идеями, восприятие нового  к одному отдельному акту: рассматривайте  каждое явление во все новых связях и отношениях.

10. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

11. Раскрывайте перед  учащимися методы и сложности  научного познания, покажите зависимость результатов от методов.

12. Применяйте новейшую  научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

13. Раскрывайте генезис  научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализуйте требования историзма в обучении.

14. В связи с все  увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделяйте ключевым проблемам науки, раскрывайте перед учащимися основные идеи научных достижений, приучайте их следить за научной информацией, поощряйте коллективное обсуждение научно-технических социальных проблем.

15. В старших классах  не обходите спорные научные  проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения, если позволяют условия, организуйте дискуссию.

16. Поощряйте исследовательскую  работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной и опытнической работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

17. Добивайтесь, чтобы  учащиеся усваивали новые понятия  и термины в единстве с научными теориями, законами.

18. Дайте учащемуся  возможность пережить радость  открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.

19. Освещая новые достижения  в науке и технике, не забывайте рассказать о совершенствовании технологии обучения, раскрывайте сложности учебного труда и пути повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандируйте идеи научной организации учебного труда.

20. Остерегайтесь неоднозначных  и фальшивых фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учащимися сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.

 

 

Принцип связи теории с  практикой

 

Рассматриваемый принцип  опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика - критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше, качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труди профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше при обретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Информация о работе Принципы и правила обучения