Принципы и развитие психосоциального консультирования семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, живущими вместе и ведущими общее хозяйство – такое определение дал Э.Г. Эйдемиллер. Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и семейной терапии, но можно отметить, что уже в 20–е гг XX в психиатрами, клиническими и социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, семейные конфликты и т.д

Содержание работы

Введение 3
1. Психологическое консультирование 5
2. Принципы психосоциального консультирования семьи 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Георгиевский технологический  институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

"Северо–Кавказский государственный технический университет"

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

На тему: Принципы и развитие психосоциального консультирования семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

2–го курса группы СРБ 101

Чалый Евгений

Принял: кандидат пед–наук

Лопатина Н.Ф.

 

 

 

 

 

Георгиевск 2012

Содержание

 

Введение

3

1. Психологическое консультирование

5

2. Принципы психосоциального  консультирования семьи

10

Заключение

15

Список используемой литературы

17


 

Введение

 

 

Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, живущими вместе и ведущими общее хозяйство  – такое определение дал Э.Г. Эйдемиллер. Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и семейной терапии, но можно отметить, что уже в 20–е гг XX в психиатрами, клиническими и социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, семейные конфликты и т.д

В семейном консультировании выделяют много различных направлений:

  • бихевиоральное
  • системное
  • стратегическое
  • теория общих систем
  • психоаналитически – ориентированное и т.д.

Наиболее известные семейные психотерапевты: Т. Лидэ, М. Боуэн, Ф. Фромм–Ричман, Л. Уайнн, Н. Аккерман, Д. Джексон, В. Сатир и др.

Естественно, каждый семейный психотерапевт применяет свои методики психологической помощи. В данном реферате мы рассмотрим наиболее известные  и широко применяемые принципы семейной психологической консультации.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при–водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача–ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон–сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель–ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой  сферой применения психоло–гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па–рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психологическое консультирование

 

Выявление объекта помощи является доминирующей интенцией консультирования. Необходимо показать человеку его основные проблемы, стоящие препятствием к  дальнейшему развитию и довести  до ауторефлексии причины его психологических проблем. В эмпантийном общении, консультант использует свои способности для активизации способностей клиента.

Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраивать отношения, а для достижения системных изменений  необходимо также уметь работать с группами, структурами, правилами  и организациями. Консультант может, в случае необходимости, использовать различные стратегии, а не только собственно консультирование, однако в эти стратегии должны быть встроены элементы консультирования. Консультирование может рассматриваться и как  стратегия, и как технология, и  как метод профессиональной помощи.

Основные причины фундаментальной  связи между психологией и  консультированием следующие:

– цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект: в различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно;

– консультирование не является чем–то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов; кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования;

– основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими.

Консультирования также  имеет определение процесса, адресованного  в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности. Но несмотря на множественность определений консультирования, все они включают несколько основных положений:

– консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, добровольно;

– консультирование помогает обучаться новому поведению;

– консультирование способствует развитию личности;

– в консультировании акцентируется ответственность клиента (деонтологический принцип), т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

– сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент–центрированной» терапии.

По причине повышенного  спроса современного человека на гуманистические  теории, остановимся на «клиент–центрированной» терапии, основоположником которой является известный американский психотерапевт К. Роджерс. Он выделил три основных принципа этого направления:

– каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

– каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

– каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Эта теория имеет наибольший эффект только тогда, когда рассматривается  как одна сторона многогранника  психологических взаимоотношений, которые необходимо требуют опираться  на категории сочувствия, сострадания, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Повышение эффективности  управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента  решать проблемные ситуации и развивать  имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи.

Консультирование обязательно  должно включать научение клиента видению  своих проблем, психологических  комплексов и недостатков. Для этого  нужно привнесение в его жизнь  новых ценностей, ставящих перед  ним необходимый для достижения идеал; альтернативных ракурсов видения  жизни, выявляющих «падшее» состояние  клиента; способности вырабатывать решения собственных проблем, опираясь на качественные методы реализации решения  и реализовать их на практике. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния  совершенства, т.е. приближенного равенства  поставленному идеалу. Задачи развития – это основные задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей  жизни. Принцип совершенствования  в духовной, морально–нравственной и интеллектуальной сферах своей внутренней жизни можно назвать одним из основных принципов жизни, вносящих огромный смысл в остальную деятельность человека.

В консультировании большое  внимание уделяется достижению состояния  психологического комфорта, состояния  гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Можно выделить несколько  универсальных целей психологического консультирования, которые в большей  или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

– способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

– развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

– обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

– развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения: общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из–за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков; будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

– облегчить реализацию и повышение потенциала личности: в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых  запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи: лучше понять самого себя или ситуацию; изменить свои чувства; суметь принять  решение; утвердиться в решении; получить поддержку при принятии решения; суметь изменить ситуацию; приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится; дать разрядку своим чувствам; рассмотреть возможности и выбрать одну из них. Но нужно учитывать и то, что клиент зачастую обращается за помощью по разрешению одних проблем, но в результате диагностики консультант видит, что психологическая проблема является следствием других причин. Поэтому в таких случаях необходимо коррекционная работа с целью приведения клиента к осознанию пагубности неосознанных им проблем и указание эффективных путей для как самостоятельного, так и совместного их разрешения.

Консультативная помощь может  осуществляться в разных формах и  видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и  классификаций этих форм:

– по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование;

– по критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми. Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно–популярные издания и руководства по самопомощи);

– по критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.

Существует также несколько  типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса  клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимно–личностное, семейное, психолого–педагогическое и деловое консультирование. Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента – «кризисное консультирование» либо стимулом для роста и развития клиента – «развивающее консультирование».

Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помогать людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше, прогнозируя какую–либо проблемную ситуацию, пресечь ее в ноуменальном аспекте.

Информация о работе Принципы и развитие психосоциального консультирования семьи