Принципы и развитие психосоциального консультирования семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, живущими вместе и ведущими общее хозяйство – такое определение дал Э.Г. Эйдемиллер. Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и семейной терапии, но можно отметить, что уже в 20–е гг XX в психиатрами, клиническими и социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, семейные конфликты и т.д

Содержание работы

Введение 3
1. Психологическое консультирование 5
2. Принципы психосоциального консультирования семьи 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек  находится в ее тисках, под давлением  обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий  арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме.

Как указывается в специальной  литературе, существует от двухсот  до четырехсот подходов к понятию  консультирования и моделей консультирования и психотерапии. Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:

– гуманистические подходы: личностно–центрированное консультирование, гештальт–консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму);

– экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия;

– психоанализ;

– поведенческий подход;

– когнитивные и когнитивно–поведенческие подходы: рационально–эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование;

– аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика;

– эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.

Некоторые авторы считают, что  с методологической точки зрения следует выделять три базовых  подхода – психодинамический, когнитивно–бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем.

В последние годы получили также распространение такие  подходы, как гипноз по М.Эриксону, психосинтез, нейролингвистическое программирование, ориентированная на решение проблемы краткосрочная психотерапия и др. Данные теории основаны по большей степени на астрологических, магических и оккультных теориях, прибегающих к помощи аффективно–бессознательных психических процессов и стремлении установления гармоничных отношений с акцентом на подчинения сознания именно этим бессознательным импульсам, что приносит временное облегчение и снятие стрессовых состояний клиента.

 

2. Принципы психосоциального консультирования семьи

 

Семейное консультирование как вид психологической помощи семье развивается параллельно  с семейной психотерапией и имеет  некоторые отличительные признаки. Прежде всего, психологическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих  клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Психологическое консультирование можно определить следующим образом. Психологическое консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность – личность». Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов.

 Квалифицированная помощь  семье в разрешении ее проблем  опирается на систему теоретических  взглядов консультанта, которая,  в свою очередь, определяет выбор методов и технологий.

 С точки зрения американских  теоретиков и практиков консультирования  Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей.

Семейные консультанты видят  корни проблем не внутри самой  личности, а в более широком  контексте взаимодействия людей.

От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуальном консультировании.

Лишь в очень редких случаях семейный консультант может  позволить себе роскошь использования  только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагматичным.

Центром внимания консультанта должны, быть организационные структуры  и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это  подразумевает внимательное отношение  к семейным правилам, нормам иобъединениям внутри семьи.

Предпочтительно использование  циркулярной, а не линейной модели причинно–следственных связей. Это означает, что при определении причин события или поведения важно рассматривать более широкую картину и выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.

Используются модели развития, которые описывают жизненный  цикл семьи, включая естественные и  предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.

Необходимо признавать, что, в зависимости от культуры, существуют различные варианты структуры семьи. Может случиться так, что клиент, которого мы видим перед собой, является членом нетрадиционной структуры: смешанной семьи с приемными детьми, неполной семьи или членом сожительствующей гетеросексуальной или гомосексуальной пары.

 Методологические принципы  основных психологических школ  имеют существенные различия. Практика  консультирования, в том числе  и семейного, во многом определяется  теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он  понимает личность, детерминацию  поведения, источники проблематизации, возможность изменений.

 В настоящее время  наиболее распространенными являются  следующие модели консультирования семьи:

психоаналитическая;

бихевиористическая;

системная.

 В рамках системной  модели выделяются: структурная  модель, основанная на опыте модель  и гешталът–моделъ работы с семьей.

Психоаналитически ориентированная  деятельность, направленная на консультирование семьи, опирается на следующие принципы.

Нарушение супружеских отношений  рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов.

Актуальные семейные конфликты  анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально окрашенных отношениях.

Большое значение придается  влиянию родительской семьи на семейное поведение каждого из супругов.

Источником перемен являются способности устанавливать связи  между прошлым и настоящим  и контролировать свое поведение.

 В свою очередь,  бихевиористическое направление опирается на положение о том, что человек является продуктом среды и ее творцом одновременно. Поведение детерминируется в процессе научения. В связи с этим, консультирование по поводу нарушений в семейных отношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов обусловливания и научения.

 Принципы системного  подхода к консультированию семьи  подробно описаны в работе  А. Варги. Автор выделяет три  таких методологических принципа.

1. Циркулярностъ.

 Все происходящие в  семье события подчиняются круговой  причинности, а не линейной. Поведение  членов семьи взаимосвязано – невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи.

2. Гипотетичность.

 Работая с семьей  во время консультации, системный  консультант проверяет свою первичную  гипотезу относительно смысла  и цели возникновения семейной  дисфункции. Для того чтобы сформулировать  еще до начала работы с семьей системную гипотезу, Варга А. предлагает задать человеку, обратившемуся за консультацией, следующие вопросы: «На что жалуется обратившейся за помощью? (Это супружеская проблема или детско–родительская?)», «Кто является инициатором обращения?», «Каков состав семьи?», «Сколько лет детям и другим членам семьи?».

3. Нейтральность.

 Это характеристика  внутренней позиции консультанта. Ему необходимо уметь слушать  внимательно и участливо всех  членов семьи, понимать переживание  каждого человека и при этом  никого не осуждать и не  становиться на чью–либо сторону.

278

 Анализируя консультирование  в целом как особый вид деятельности, в нем можно выделить ряд  общих и последовательных этапов  работы консультанта, характерных  для любой модели консультирования (А. Айви, М.Айви, Л. Саймэк–Даунинг, Р. Кочюнас, Э. Эйдемиллер, В.Юстицкис).

Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера  душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом  и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.

Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так  как они видятся участниками  процесса. Очень важно, чтобы консультант  выделял эмоциональные и когнитивные  аспекты проблемы. В этом ему может  помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы: «Что? » («Что случилось», «Что вас привело к психологу», «Что бы вы хотели обсудить со мной»  и т. д.) – выявляют факты. Вопросы: «Как? » («Как вы к этому относитесь?», «Как вам живется в этой ситуации?» и т. п.) – позволяют выявить чувства. Вопросы: «Почему?» («Почему это случилось, как вы считаете?») – позволяют понять, каким образом люди объясняют себе происходящее. С помощью закрытых вопросов, предполагающих очень краткий или однозначный ответ, можно узнать дополнительные факты и конкретизировать высказывание. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы. Пока не достигнуто такое понимание, двигаться дальше нельзя, так как остается неопределен предмет работы.

Определение целей консультирования, психологический контракт, На этом этапе целесообразно обсудить с  клиентами следующие вопросы: как  они представляют себе результат  психологического консультирования; что  будет для них являться результатом; как они поймут, что результат  достигнут. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультантов и клиентов могут  быть различными. После определения  целей психолог и семья заключают  контракт на консультирование (т.е. договариваются о тех правах и обязанностях, которые  берет на себя психолог и семья).

 Клиенты должны знать,  как пойдет процесс консультирования, сколько понадобится встреч. Обсуждается  время и место консультаций; вопросы,  связанные с конфиденциальностью  (требование конфиденциальности  относится не только к психологу,  но и ко всем членам семьи). Во время консультирования часто  возникает необходимость заключения  контракта между членами семьи.  Это связано, прежде всего,  с тем, что позитивные изменения,  возникающие в процессе консультирования, наступают не сразу. Часто бывает  необходимо ограничить контакты  членов семьи за ее пределами.  Если семья находится на грани  или в процессе развода, целесообразно  приостановить на время консультации  юридические процедуры. На период  психологической работы семья  должна сохранять существующий  уровень отношений, оберегая себя  от их негативного развития. Это  связано с тем, что семейные  трудности имеют историю, межличностные  отношения осложняются постепенно  и не могут быть изменены  в ходе одной или нескольких  встреч усилиями только психолога.  Инерция этих отношений может  препятствовать восстановлению  доверия и искренности между членами семьи.

Выработка альтернативных решений. На этом этапе открыто обсуждаются  возможные альтернативы решения  проблемы. Именно на этом этапе консультант  сталкивается с основными трудностями  творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются  в плену стереотипов (привычных  способов поведения и реагирования). Консультант помогает клиентам обозначить все возможные (подходящие и реальные для данной семьи) варианты решения  проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы  как с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменению, так и с учетом прошлого опыта. Здесь же консультант находит  форму, в которой выбранный способ решения может быть опробован  членами семьи (моделирование эксперимента, психодраматические процедуры, ролевые игры и т. п.).

Обобщение. На этом этапе  подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

 Выделение этапов в  сложном процессе психологического  консультирования носит условный  характер, реальная консультация  всегда объемнее, чем предложенная схема.

 Психологи, придерживающиеся  разных теоретических взглядов, выделяют различные «проблемные  зоны» в семейных отношениях. Различным может быть подбор  средств и способов изменения  отношений. Однако общая структура  процесса консультирования может  быть описана с помощью предложенной выше модели.

 Особое место в процессе  семейного консультирования занимает  диагностика. По существу, каждая  новая встреча психолога с  семьей предполагает диагностику  актуального состояния. В этом  смысле можно говорить о том,  что диагностический этап не  имеет своего фиксированного  положения в структуре процесса и используется всегда под конкретную задачу.

 

 

Заключение

 

В результате проделанной  работы сделаем соответствующие  выводы.

Таким образом, консультирование может проводиться при наличии  следующих условий:

1.Оказание оперативной  помощи клиенту в решении возникших  у него проблем. У людей часто  возникают такие проблемы, которые  требуют срочного вмешательства,  неотложного решения, такие, на  решение которых клиент не  имеет возможности тратить много  времени, сил и средств. Например, у работника предприятия может  появиться серьезная проблема, которую  ему предстоит уладить в общении  со своим непосредственным руководителем  во время короткой встречи,  назначенной на один из ближайших  дней.

Информация о работе Принципы и развитие психосоциального консультирования семьи