Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:22, реферат
Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно-исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной деятельности.
Введение
Принципы обучения детей дошкольного возраста
Модели обучения
Стили взаимодействия обучающих и обучаемых
Типы обучения
Анализ работы по формированию личностно-ориентированной модели обучения
Выводы
Контрольная работа
Введение
Принципы обучения детей дошкольного возраста
Модели обучения
Стили взаимодействия обучающих и обучаемых
Типы обучения
Анализ работы по формированию
личностно-ориентированной
Выводы
Введение
Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно-исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной деятельности.
Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления вышеуказанного противоречия.
Воспитательная личностно
ориентированная деятельность имеет
своим основанием новое понимание
функции дошкольного
Советский период развития дошкольной дидактики в целом характеризовался доминирующим интеллектуализмом. Начиная с 20-х гг. XX столетия в отечественной дошкольной педагогике возникает вопрос о принципах отбора и построения программы знаний, умений и навыков детей. В отечественной дошкольной педагогике Е.И. Тихеева (1867-1943) одной из первых выдвинула идею о необходимости планомерного проведения с детьми-дошкольниками работы по их умственному воспитанию. Она писала, что в том широком плане, который имеет перед собой всякий, кто приступает к занятиям в детском саду, неизбежно должна присутствовать программа, понимаемая как определенный, заранее начертанный, приноровленный к интересам детей и условиям среды цикл знаний и представлений. При распределении занятий в детском саду следует заботиться о том, чтобы не раздроблять внимание детей, не представлять перед ними материал, с которым необходимо их познакомить, в разрозненном, бессвязном, несистематизированном виде. В плане занятий, по мнению Е.И. Тихеевой, должна быть заложена возможная последовательность: каждое новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должен связываться каким-нибудь ассоциативным звеном с предшествовавшими представлениями.
Советские педагоги-дидакты
имели две противоположные
Развитие второй концептуальной
позиции было связано с исследованиями
Л.С. Выготского (1896--1934), который выявил
способность детей дошкольного
возраста устанавливать причинно-следств
Первое направление представляет систематизацию как группировку предметов в соответствии с выявленным характерным признаком (цвет, величина, использование и т.д.), объединяющим их. Второе - рассматривает системный принцип как раскрытие многообразия сторон объекта познания, выявление причинно-следственных связей, осознание закономерностей (создание предмета из материала, имеющего определенные качества и свойства, и т.д.).
Принцип научности знаний рассматривается в тесной взаимосвязи с предыдущим и, с одной стороны, представляет собой включение в содержание дошкольного образования достоверных знаний о фактах и явлениях окружающей действительности, а с другой - позволяет представить динамику развития данных явлений во взаимосвязи.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний означает введение в программу таких знаний, которые формировали бы отношение к действительности, развивали систему умений (познавательных, трудовых и т.д.).
Исходя из того, что дети дошкольного возраста начинают осваивать сложные социальные отношения, а их интеллектуальное развитие связано в первую очередь с подготовкой к школе, предлагаемые дошкольникам знания должны быть всесторонними и гармоничными, что и является следующим принципом.
Современные исследователи отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно - ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
Субъект - объектная модель - взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;
Объект - субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;
Субъект - субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно - образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1.Прямое знакомство
детей со средствами и
2.Передача информации от
3.Равноправный поиск
4. Типы обучения
В 60 -80-е гг. XX столетия, на этапе развития теории и практики дошкольной педагогики, занятию отводилась ведущая роль в передаче знаний и умений детям, их закреплении и усвоении. Разрабатывались также все организационные моменты его проведения: структура, время проведения, частота и регулярность, обстановка и длительность, содержание, основные приемы, принципы и методы обучения. Отечественные педагоги рассматривали занятие как основную форму организации обучения, которая предполагала постановку и решение конкретной дидактической задачи. Количество занятий для различных возрастных групп определялось "Программой воспитания в детском саду". Организация их проведения требовала определения и соблюдения гигиенических норм и правильности использования педагогического инструментария -- приемов, методов, средств обучения.
Основными структурными компонентами занятия являются:
организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности;
основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность;
заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.
В процессе проведения занятия педагог использует целесообразные методы и приемы обучения с целью проведения эффективного образовательного процесса. В. И. Ядэшко предлагает следующую классификацию методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
1.Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.
2.Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.
3.Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.
4.Игровые методы - дидактические игры, игры - драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения - имитации, игровые действия и т.д.).
Поскольку ведущей у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Отечественные исследователи 60-90-х гг. XX в. рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи. Главным орудием управления педагогом познавательной деятельностью детей являются игровые правила, которые организуют детскую деятельность, развивая их самостоятельность. Дидактические игры характеризуются своеобразным способом организации воспитательно - образовательной работы с детьми. Настоящее положение связано с тем, что дидактическая игра, в отличие от занятия, предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.
В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, личностно-ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.
В процессе осуществления развивающего обучения урок должен иметь чёткую систему целеполагания. На каждом уроке учителю необходимо выделяется три группы целей: образовательные, развивающие и обучающие.
Методический аппарат, используемый на уроках, ориентирован на активные формы обучения и предполагает наличие вопросов и заданий нескольких уровней сложности, нацеленные на работу с документами, иллюстрациями, картами, таблицами, графиками, историческим словарём, историческим текстом и др.
Личностно-ориентированный урок
Содержание |
Принципы |
Методы |
Формы |
Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъективность Я - концепция Выбор Педагогическая поддержка |
Самоактуализации Индивидуальности Субъективности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки |
Диалога Игровые Рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создание ситуации выбора и успеха |
Урок: Творчества Диспут Ролевая игра Соревнование КВН Выставка Экскурсия Домашняя работа Практикумы Факультативы Внеклассная работа |
Вывод
Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
Информация о работе Принципы обучения детей дошкольного возраст