Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:44, контрольная работа
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.
Принципы периодизации.
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается
на одном внутреннем критерии. Выбор
критерия, который ложится в основу
классификации, субъективен и происходит
по самым разным причинам. Так, в
рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный,
анальный, фаллический, латентный, генитальный
этапы). В основу периодизации П. П. Блонского л
Третья группа периодизаций основывается
на нескольких существенных особенностях
развития и может учитывать изменение
важности критериев со временем. Примером
таких периодизаций являются системы,
разработанные Выготским и Эльк
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.
Периодизация по З.Фрейду.
Зигмунд Фрейд считал главным
двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной
энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду,
определяет развитие всех сторон личности
и может служить критерием возрастной
периодизации.
Стадии развития детской сексуальности
определяются, по Фрейду, смещением эрогенных
зон — тех областей тела, стимуляция которых
вызывает удовольствие.
Оральная стадия. На оральной стадии (до
1 года) эрогенная зона — слизистая рта
и губ. Ребенок получает удовольствие,
когда сосет молоко, а в отсутствие пищи
— собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно удовлетворены,
появляются первые ограничения, и кроме
бессознательного, инстинктивного начала
личности, названного 3. Фрейдом «Оно»,
развивается вторая инстанция — «Я». Формируются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требовательность, неудовлетворенность
всем предлагаемым.
Анальная стадия. На анальной
стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается
в слизистую оболочку кишечника.
Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много
требований и запретов, в результате
чего в личности ребенка начинает
формироваться третья инстанция
— «Сверх-Я» как носитель морально-
этических норм, внутренняя цензура, совесть.
Развиваются аккуратность, пунктуальность,
упрямство, агрессивность, скрытность,
накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия. Фаллическая стадия
(3-5 лет) характеризует высшую ступень
детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся гениталии. Если до сих
пор детская сексуальность была направлена
на себя, то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс),
девочки к отцу (комплекс Электры). Это
время наиболее строгих запретов и интенсивного
формирования «Сверх-Я». За-рождаются
новые черты личности — самонаблюдение,
благоразумие и др.
Латентная стадия. Латентная
стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает
сексуальное развитие ребенка. Влечения,
исходящие из «Оно», хорошо контролируются.
Детские сексуальные
Генитальная стадия. Генитальная стадия
(12-18 лет) соответствует собственно половому
развитию ребенка. Объединяются все эрогенные
зоны, появ-ляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биологическое
начало — «Оно» — усиливает свою активность,
и личности подростка приходится бороться
с его агрессивными импульсами, используя
механизмы психологической защиты.
Периодизация по Э.Эриксону.
Эрик Эриксон — последователь
3. Фрейда, расширивший психоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.
Особенности становления личности зависят
от экономического и культурного уровня
развития общества, в котором растет ребенок,
от того, какой исторический этап этого
развития он застал. Ребенок, живущий в
Нью-Йорке в середине XX века, развивается
не так, как маленький индеец из резервации,
где во всей полноте сохранились старые
культурные традиции и время как бы остановилось.
Ценности и нормы общества передаются
детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие
к сообществам практически одинакового
уровня социально-экономического развития,
приобретают разные черты личности из-за
разных культурных традиций, связанных
с основным видом занятий, и принятых стилей
воспитания. В разных индейских резервациях
Э. Эриксон наблюдал два племени — Сну,
бывших охотников на бизонов, и Юрок —
рыбаков и собирателей желудей. В племени
Сиу детей не пеленают туго, долго кормят
грудным молоком, не следят строго за опрятностью
и вообще мало ограничивают свободу их
действий. Дети ориентируются на исторически
сложившийся идеал своего племени — сильного,
отважного охотника в бескрайних прериях
— и приобретают такие черты, как инициативность,
решительность, смелость, щедрость в отношениях
с соплеменниками и жестокость в отношении
к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей
рано отнимают от груди, туго пеленают,
рано приучают к опрятности, сдержанны
в общении с ними. Они вырастают молчаливыми,
подозрительными, скупыми, склонными к
накопительству.
Развитие личности по своему содержанию
определяется тем, что общество ожидает
от человека, какие ценности и идеалы ему
предлагает, какие задачи ставит перед
ним на разных возрастных этапах. Но последовательность
стадий развития ребенка зависит от биологического
начала. Ребенок, созревая, с необходимостью
проходит ряд следующих друг за другом
стадий. На каждой стадии он приобретает
определенное качество (личностное новообразование),
которое фиксируется в структуре личности
и сохраняется в последующие периоды жизни.
Э. Эриксон проследил целостный жизненный
путь личности, от рождения до глубокой
старости. Нас будет интересовать первая
часть его периодизации развития личности
— до 17-20 лет. В это время происходит медленное,
постепенное становление главного, ядерного
образования — идентичности личности.
Личность развивается благодаря включению
в различные социальные общности (нацию,
социальный класс, профессиональную группу
и т.д.) и переживанию своей неразрывной
связи с ними. Идентичность — психосоциальная
тождественность — позволяет личности
принимать себя во всем богатстве своих
отношений с окружающим миром и определяет
ее систему ценностей, идеалы, жизненные
планы, потребности, социальные роли с
соответствующими формами поведения.
Идентичность — условие психического
здоровья: если она не сложится, человек
не находит себя, своего места в обществе,
оказывается «потерянным».
Идентичность формируется в юношеском
возрасте, это характеристика достаточно
зрелой личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями; мальчиками
или девочками (половая идентификация)
и т.
д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие. Еще один важный для развития личности момент — его кри-зисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.
Э. Эриксон выделяет следующие периоды:
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ( таблица)
На первой стадии развития,
соответствующей младенческому
возрасту, возникает доверие или
недоверие к миру. При прогрессивном
развитии личности ребенок «выбирает»
доверительное отношение. Оно проявляется
в легком кормлении, глубоком сне, не
напряженности внутренних органов, нормальной
работе кишечника. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, который его окружает,
без особой тревоги и гнева переносит
исчезновение из его поля зрения матери:
он уверен, что она вернется, что все его
потребности будут удовлетворены. Младенец
получает от матери не только молоко и
необходимый ему уход, с ней связано и
«питание» миром форм, красок, звуков,
ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность
определяет «количество веры и надежды,
вынесенной из первого жизненного опыта»
ребенка.
В это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень формирования
идентичности развивающейся личности.
Вторая стадия соответствует раннему
возрасту. Резко возрастают возможности
ребенка, он начинает ходить и отстаивать
свою независимость. Но возрастающее чувство
самостоятельности не должно подорвать
сложившееся раньше доверие к миру. Родители
помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся
у ребенка желания требовать, присваивать,
разрушать, когда он проверяет свои силы.
Требования и ограничения родителей в
то же время создают основу для негативного
чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует
«глаза мира», следящие за ним с осуждением,
и стремится заставить мир не смотреть
на него или хочет сам стать невидимым.
Но это невозможно, и у ребенка появляются
«внутренние глаза мира» — стыд за свои
ошибки, неловкость, испачканные руки
и т.д. Если взрослые предъявляют слишком
суровые требования, часто порицают и
наказывают ребенка, у него возникают
страх «потерять лицо», постоянная настороженность,
скованность, необщительность. Если стремление
ребенка к независимости не подавляется,
устанавливается соотношение между способностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.
На третьей стадии, совпадающей
с дошкольным возрастом, ребенок
активно познает окружающий мир,
моделирует в игре отношения взрослых,
сложившиеся на производстве и в
других сферах жизни, быстро и жадно
учится всему, приобретая новые дела
и обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива. Когда поведение
ребенка становится агрессивным, инициатива
ограничивается, появляются чувства
вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания. Взрослые
не должны перегружать совесть ребенка.
Чрезмерное неодобрение, наказания за
незначительные проступки и ошибки вызывают
постоянное ощущение своей вины, страх
перед наказанием за тайные мысли, мстительность.
Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая
идентификация, и ребенок осваивает определенную
форму поведения, мужскую или женскую.
Младший школьный возраст — предпубертатный,
т.е. предшествующий половому созреванию
ребенка. В это время развертывается четвертая
стадия, связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Школа становится
для них «культурой в себе», со своими
особыми целями, достижениями и разочарованиями.
Постижение основ трудового и социального
опыта дает возможность ребенку получить
признание окружающих и приобрести чувство
компетентности. Если же достижения невелики,
он остро переживает свою неумелость,
неспособность, невыгодное положение
среди сверстников и чувствует себя обреченным
быть посредственностью. Вместо чувства
компетентности образуется чувство неполноценности.
Период начального школьного обучения
— это также начало профессиональной
идентификации, ощущения своей связи с
представителями определенных профессий.
Старший подростковый возраст и ранняя
юность составляют пятую стадию развития
личности, период самого глубокого кризиса.
Детство подходит к концу, и этот большой
этап жизненного пути, завершаясь, приводит
к формированию идентичности. В ней объединяются
и преобразуются все предыдущие идентификации
ребенка; к ним добавляются новые, поскольку
повзрослевший, изменившийся внешне ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность, инициативность
и компетентность позволяют юноше решить
главную задачу, которую ставит перед
ним общество, — задачу самоопределения,
выбора жизненного пути.
Когда не удается осознать себя и свое
место в мире, наблюдается диффузностъ
идентичности. Она связана с инфантильным
желанием как можно дольше не вступать
во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым
состоянием тревоги, чувством изоляции
и опустошенности. Диффузность идентичности
может проявиться во враждебном неприятии
социальных ролей, желательных для семьи
и ближайшего окружения юноши (мужской
или женской, национальной, профессиональной,
классовой и тд.), в презрении ко всему
отечественному и переоценке иностранного,
в стремлении «стать ничем» (если это единственный
оставшийся способ самоутверждения).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
"——^^ — развитие мотивацинно-
В деятельности первого типа, главным
образом, развивается мотивационно-потребностная
сфера, в деятельности второго типа формируются
операционно-технические возможности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый процесс
развития личности, но на каждом возрастном
этапе получает преимущественное развитие
одна из них. Так как ребенок поочередно
осваивает системы отношений «человек
— человек» и «человек — вещь», происходит
закономерное чередование и сфер, наиболее
интенсивно развивающихся: в младенчестве
развитие мотивационной сферы опережает
развитие сферы интеллектуальной, в следующем,
раннем возрасте мотивационная сфера
отстает, и более быстрыми темпами развивается
интеллект и т.д. (см. рис. 1.2).
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности:
«К каждой точке своего развития ребенок
подходит с известным расхождением между
тем, что он усвоил из системы отношений
человек — человек, и тем, что он усвоил
из системы отношений человек — предмет.
Как раз моменты, когда это расхождение
принимает наибольшую величину, и называются
кризисами, после которых идет развитие
той стороны, которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется
своей социальной ситуацией развития;
ведущей деятельностью, в которой преимущественно
развивается мотивационно-потребностная
или интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями, формирующимися
в конце периода, среди них выделяется
центральное, наиболее значимое для последующего
развития. Границами возрастов служат
кризисы — переломные моменты в развитии
ребенка.
Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее
распространенная в отечественной психологии.
Она легла в основу и той характеристики
возрастных периодов, которая будет дана
во втором разделе этого учебного пособия.
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А
Раннее детство:
Детство: