Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:44, контрольная работа
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.
Сроки протекания кризисов
в детстве, установленные Л.С. Выготским,
оспариваются, а вот последовательность
их возникновения сохраняет свою актуальность,
так как отражает нормативные закономерности
психического развития.
Л. С. Выготский выделяет следующие стадии
течения кризиса развития.
I. Предкризис. Возникает противоречие
между средой и отношением человека к
ней. Предкризисное состояние характеризуется
переходным внутренним состоянием, где
показатели аффективной и когнитивной
сфер становятся противоположно направленными.
Снижается интеллектуальный контроль
и в то же время повышается чувствительность
к окружающему миру, эмоциональность,
агрессивность, психомоторная расторможенность
или вялость, замкнутость и др.
II. Собственно кризис. На этой стадии идет
временное максимальное обострение психологических
проблем личностного и межличностного
характера, где можно наблюдать определенную
степень отклонения от возрастной нормы
в психофизическом развитии. Часто проявляются
низкая познавательная активность, психологическая
лабильность (неустойчивость), снижение
коммуникативности, утрата устойчивости
психики, перепад настроения и мотивации.
В целом на ребенка или взрослого в это
время трудно повлиять, договориться,
переориентировать и др.
III. Посткризис. Это время разрешения противоречий
через образование новой социальной ситуации
развития, гармонии между ее составляющими.
В результате данной гармонии осуществляется
возвращение к нормальному состоянию,
где аффективные и когнитивные компоненты
психики становятся однонаправленными.
В подсознание уходят «старообразования»,
а на новый уровень сознания выдвигаются
новообразования психики.
В заключении отметим, что кризис возрастного
развития появляется внезапно и также
исчезает. Его границы размыты. Он является
кратковременным по сравнению со стабильными
периодами. Разрешение кризиса связано
с установлением новых социальных отношений
со средой, которые могут носить продуктивный
и деструктивный характер развития.
Кризисы встречаются не только в детстве,
но и в периоды взрослости.
Психические изменения, которые появляются
в это время у ребенка или взрослого, носят
глубокий и необратимый характер.