Принципы периодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Файлы: 1 файл

возр.периодизация.docx

— 41.94 Кб (Скачать файл)

Сроки протекания кризисов в детстве, установленные Л.С. Выготским, оспариваются, а вот последовательность их возникновения сохраняет свою актуальность, так как отражает нормативные закономерности психического развития. 
 
Л. С. Выготский выделяет следующие стадии течения кризиса развития. 
 
I. Предкризис. Возникает противоречие между средой и отношением человека к ней. Предкризисное состояние характеризуется переходным внутренним состоянием, где показатели аффективной и когнитивной сфер становятся противоположно направленными. Снижается интеллектуальный контроль и в то же время повышается чувствительность к окружающему миру, эмоциональность, агрессивность, психомоторная расторможенность или вялость, замкнутость и др. 
 
II. Собственно кризис. На этой стадии идет временное максимальное обострение психологических проблем личностного и межличностного характера, где можно наблюдать определенную степень отклонения от возрастной нормы в психофизическом развитии. Часто проявляются низкая познавательная активность, психологическая лабильность (неустойчивость), снижение коммуникативности, утрата устойчивости психики, перепад настроения и мотивации. В целом на ребенка или взрослого в это время трудно повлиять, договориться, переориентировать и др. 
 
III. Посткризис. Это время разрешения противоречий через образование новой социальной ситуации развития, гармонии между ее составляющими. В результате данной гармонии осуществляется возвращение к нормальному состоянию, где аффективные и когнитивные компоненты психики становятся однонаправленными. В подсознание уходят «старообразования», а на новый уровень сознания выдвигаются новообразования психики. 
 
В заключении отметим, что кризис возрастного развития появляется внезапно и также исчезает. Его границы размыты. Он является кратковременным по сравнению со стабильными периодами. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений со средой, которые могут носить продуктивный и деструктивный характер развития. 
 
Кризисы встречаются не только в детстве, но и в периоды взрослости. 
 
Психические изменения, которые появляются в это время у ребенка или взрослого, носят глубокий и необратимый характер.


Информация о работе Принципы периодизации