Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа
Цель:
Исследовать процесс приобщения детей из социально-неблагополучной семьи к наркотикам и выявить основные задачи профилактики для каждого фактора, способствующего приобщению к употреблению наркотиков.
Содержание
Введение. 4
1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности 6
2. Проблема наркомании среди детей и молодёжи 9
3. Причины употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте. 11
4. Факторы, способствующие приобщению к употреблению 15
5. Мотивы употребления наркотиков 21
Заключение 24
Приложение 1. Анкета по употреблению ПАВ 27
Список литературы: 33
Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности
Содержание
Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.
Профилактика наркомании становится наиболее актуальной, т.к. в настоящее время появилось немало подростков, употребляющих или хотя бы однажды попробовавших наркотики. К этой категории, в первую очередь, относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Это и отсутствие нормального досуга ребенка, когда ему приходится искать развлечения на улице, приобщаясь к спиртным напиткам и курению что, как правило, ведет к хулиганству, а иногда к преступлениям, которые подростки совершают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств - одна из важнейших составляющая профилактической работы, ведь наркотики не случайно называют «эликсиром преступности». Основная задача всех субъектов системы профилактики исходя из этого – популяризация здорового образа жизни, формирование у несовершеннолетних основ позитивного времяпрепровождения…
В училище приходят обучаться подростки, (преимущественно юноши) имеющие слабые общеучебные навыки, из семей с низким материальным достатком, как правило, с устойчивыми девиациями в поведении. По данным за 2009 – 2012 годы, видно, что значительно увеличилось число подростков, состоящих на различного вида профилактических учетах (КДНиЗП, ОДН, ВУК, наркология), количество несовершеннолетних, совершивших преступления.
Учебный год |
Всего на ВУК |
Кол-во преступлений |
2009-2010 |
12 |
3 |
2010-2011 |
16 |
9 |
2011-2012 |
22 |
9 |
Значительно увеличивается количество обучающихся из малообеспеченных, неполных и многодетных семей.
Очевидно, что период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики
Крушение прежней идеологии, падение духовности, отсутствие нравственной жизненной цели привело к падению в подростковой и молодежной среде авторитета семьи. Распадается каждый второй зарегистрированный брак. В неполной семье сегодня воспитывается каждый седьмой ребенок.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.
Цель:
Исследовать процесс приобщения детей
из социально-неблагополучной
Задачи:
Объектом исследования являлись подростки и молодежь в возрасте от 15 до 23 лет. Опрошено 167 человек. Опрос охватывал обучающихся ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №12», проживающих на территории п.г.т. Усть-Абакан и г. Черногорск.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Семья имеет большой потенциал
в предотвращении приобщения ребёнка
к наркотикам. Правильное воспитание
должно формировать ответственную
самостоятельную
Как социальный институт семья призвана
выполнять ряд функций (репродуктивную,
экономическую и хозяйственно-
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи.
Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм; о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.
Это идеал. Реальная роль семьи в профилактике наркомании, как показывают исследования, заметно отличается от идеальной. Ей характерны: недостаток внимания детям; неумение правильно воспитать самостоятельную целеустремлённую личность, ценящую здоровый образ жизни; недостаточный родительский контроль; неумение поддерживать доверительные отношения с ребёнком; непонимание и неуважение интересов ребёнка; недостаточная информированность родителей о наркотиках; пребывание родителей в плену заблуждений относительно вероятности приобщения к наркотикам своего ребёнка, относительно его поведения и отношения к родителям.
В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность / неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом, социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.
М.А. Галигузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:
Неблагополучие в семье
В индивидуальных беседах с обучающимися «Профессионального училища №12» имеющими опыт употребления наркотиков выяснилось, что все из них, были лишены контроля со стороны родителей в тот момент, когда представился случай попробовать наркотик в первый раз. Из всех опрошенных 82% составили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Многие родители не подозревают о приобщении к алкоголю, наркотикам, курению своих детей. Опрос обучающихся 1, 2, 3 курсов и обучающихся специальной коррекционной группы показал, что 52% родителей ошибаются в том, что их дети не курят, 85% — что их дети не употребляют алкоголь, чаще 1 раза в месяц и 43% — что их дети никогда не пробовали наркотики. Как видно, поведение обучающихся существенно отличается от того, каким его представляют родители, причем такая ситуация складывается в благополучных, на первый взгляд, семьях.
Несмотря на общепринятое мнение о непонимании между людьми разных поколений, родители всегда являются для своих детей важным источником информации, заслуживающей доверие. В то же время исследования показывают, что родители уделяют крайне мало внимания беседам о наркотиках с детьми. Люди старшего поколения в свои молодые годы мало сталкивались с проблемой наркомании, поэтому ошибочно считают эту проблему несущественной. Среди родителей распространена иллюзия, что эта проблема существует где-то далеко, и она не коснется их семьи.
Информация о работе Проблема наркомании среди детей и молодёжи