Проблема наркомании среди детей и молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Исследовать процесс приобщения детей из социально-неблагополучной семьи к наркотикам и выявить основные задачи профилактики для каждого фактора, способствующего приобщению к употреблению наркотиков.

Содержание работы

Содержание
Введение. 4
1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности 6
2. Проблема наркомании среди детей и молодёжи 9
3. Причины употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте. 11
4. Факторы, способствующие приобщению к употреблению 15
5. Мотивы употребления наркотиков 21
Заключение 24
Приложение 1. Анкета по употреблению ПАВ 27
Список литературы: 33

Файлы: 1 файл

конкурсная работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Ежегодная всероссийская олимпиада  научных и студенческих работ  в сфере профилактики наркомании и наркопреступности

Содержание

 

Введение.

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.

Профилактика наркомании становится наиболее актуальной, т.к. в настоящее время появилось немало подростков, употребляющих или хотя бы однажды попробовавших наркотики. К этой категории, в первую очередь, относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Это и отсутствие нормального досуга ребенка, когда ему приходится искать развлечения на улице, приобщаясь к спиртным напиткам и курению что, как правило, ведет к хулиганству, а иногда к преступлениям, которые подростки совершают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Борьба с незаконным оборотом наркотических  средств - одна из важнейших составляющая профилактической работы, ведь наркотики не случайно называют «эликсиром преступности». Основная  задача всех субъектов системы профилактики исходя из этого – популяризация здорового образа жизни, формирование у несовершеннолетних основ позитивного времяпрепровождения…

В училище приходят обучаться подростки, (преимущественно юноши) имеющие  слабые общеучебные навыки, из семей  с низким материальным достатком, как  правило, с устойчивыми девиациями в поведении. По данным за 2009 – 2012 годы, видно, что значительно увеличилось число подростков, состоящих на различного вида профилактических учетах (КДНиЗП, ОДН, ВУК, наркология), количество несовершеннолетних, совершивших преступления.

Учебный год

Всего на ВУК

Кол-во преступлений

2009-2010

12

3

2010-2011

16

9

2011-2012

22

9


Значительно увеличивается количество обучающихся из малообеспеченных, неполных и многодетных семей.

Очевидно, что период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики

Крушение прежней идеологии, падение  духовности, отсутствие нравственной жизненной цели привело к падению  в подростковой и молодежной среде авторитета семьи. Распадается каждый второй зарегистрированный брак. В неполной семье сегодня воспитывается каждый седьмой ребенок.

Падение авторитета семьи, распространение  алкоголизма и наркомании, трудное  материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых  приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение  системы адаптации подростков и молодежи в обществе.

Цель:

Исследовать процесс приобщения детей  из социально-неблагополучной семьи  к наркотикам и выявить основные задачи профилактики для каждого  фактора, способствующего приобщению к употреблению наркотиков.

Задачи:

  1. Изучить методическую и научную литературу по теме исследования.
  2. Провести исследование с использованием анкетирования, индивидуальной беседы.
  3. Создание позитивных условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни.
  4. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
  5. Содействие в самоопределении и всестороннем развитии личности молодых людей.
  6. Формирование навыков социально приемлемого поведения, не допускающего развития зависимостей.
  7. Организация работы пункта для оказания консультативной помощи (социальной, медицинской, юридической) обучающимся употребляющим табак, алкоголь и/или наркотики.

Объектом исследования являлись подростки  и молодежь в возрасте от 15 до 23 лет. Опрошено 167 человек. Опрос охватывал  обучающихся ГБОУ РХ НПО «Профессиональное  училище №12», проживающих на территории п.г.т. Усть-Абакан и г. Черногорск.

 

1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек  ощущает на протяжении всей своей  жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семья имеет большой потенциал  в предотвращении приобщения ребёнка  к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную  самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Особенности социального статуса  конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи.

Родители должны поддерживать доверительные  отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки. Необходимо знать  окружение подростка и уметь  вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм; о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Это идеал. Реальная роль семьи в  профилактике наркомании, как показывают исследования, заметно отличается от идеальной. Ей характерны: недостаток внимания детям; неумение правильно  воспитать самостоятельную целеустремлённую личность, ценящую здоровый образ жизни; недостаточный родительский контроль; неумение поддерживать доверительные отношения с ребёнком; непонимание и неуважение интересов ребёнка; недостаточная информированность родителей о наркотиках; пребывание родителей в плену заблуждений относительно вероятности приобщения к наркотикам своего ребёнка, относительно его поведения и отношения к родителям.

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности  той или иной семьи оказывают влияние на успешность / неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом, социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.

М.А. Галигузова выделяет типологию  семей по уровню социальной адаптации:

  1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
  2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
  3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
  4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

  • Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
  • Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
  • Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Неблагополучие в семье порождает  насилие (физическое, психическое или  эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье  достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение.

 

 

 

В индивидуальных беседах с обучающимися «Профессионального училища №12» имеющими опыт употребления наркотиков выяснилось, что все из них, были лишены контроля со стороны родителей в тот момент, когда представился случай попробовать наркотик в первый раз. Из всех опрошенных 82% составили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Многие родители не подозревают  о приобщении к алкоголю, наркотикам, курению своих детей. Опрос обучающихся 1, 2, 3 курсов и обучающихся специальной коррекционной группы показал, что 52% родителей ошибаются в том, что их дети не курят, 85% — что их дети не употребляют алкоголь, чаще 1 раза в месяц и 43% — что их дети никогда не пробовали наркотики. Как видно, поведение обучающихся существенно отличается от того, каким его представляют родители, причем такая ситуация складывается в благополучных, на первый взгляд, семьях.

Несмотря на общепринятое мнение о  непонимании между людьми разных поколений, родители всегда являются для своих детей важным источником информации, заслуживающей доверие. В то же время исследования показывают, что родители уделяют крайне мало внимания беседам о наркотиках с детьми. Люди старшего поколения в свои молодые годы мало сталкивались с проблемой наркомании, поэтому ошибочно считают эту проблему несущественной. Среди родителей распространена иллюзия, что эта проблема существует где-то далеко, и она не коснется их семьи.

Информация о работе Проблема наркомании среди детей и молодёжи