Проблема наркомании среди детей и молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Исследовать процесс приобщения детей из социально-неблагополучной семьи к наркотикам и выявить основные задачи профилактики для каждого фактора, способствующего приобщению к употреблению наркотиков.

Содержание работы

Содержание
Введение. 4
1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности 6
2. Проблема наркомании среди детей и молодёжи 9
3. Причины употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте. 11
4. Факторы, способствующие приобщению к употреблению 15
5. Мотивы употребления наркотиков 21
Заключение 24
Приложение 1. Анкета по употреблению ПАВ 27
Список литературы: 33

Файлы: 1 файл

конкурсная работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

7. Протест и риск.

Известно, что в подростковом возрасте развивается протест против существующих в обществе моральных норм и принципов. Поскольку у взрослых существует резко негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки в качестве протеста начинают употреблять наркотики.

Подростковому возрасту свойственно стремление к риску как форме эмоционально насыщенного переживания. Зачастую это реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.

Задача психологов и педагогов - помочь подростку удовлетворить  их потребность в риске другими  способами (например, риск самораскрытия проявляется в личностно ориентированных и социально-психологических тренингах, физический риск - в занятиях спортом и туризмом), а также способствовать их эмоциональному развитию.

5. Мотивы употребления наркотиков

В самом общем виде мотив показывает, какие причины толкнули человека на тот или иной поступок, он является поводом для совершения поступка. Поэтому мотивы тоже вполне можно отнести к причинам, но третьего уровня.

К мотивам употребления наркотиков подростками по результатам исследования можно отнести стремление «выглядеть взрослыми», «быть как все», «расслабиться», «быть модными», «чтобы похудеть», «из-за влияния рекламы» «ради принадлежности к экстравагантной компании», «потому что не смог отказаться», «хочу и буду», «хочу быстрее умереть».

Среди мотивов употребления наркотиков часто называют «любопытство» и  «стремление к рискованной деятельности». К сожалению, в большинстве случаев детям из социально-неблагополучной семьи любопытно именно это, а не что-то другое, позитивное. Дело, видимо, в том, что генетически ослабленным детям это легче, чем самоутвердиться в учёбе, пойти в библиотеку, заняться спортом и т.п. Конечно, любопытство порой может толкнуть к наркотикам и благополучных подростков, но реже.

Признавая наличие мотивов поведения, следует помнить, что мотивы, как и факторы, не имеют самостоятельного значения и начинают действовать только при наличии собственно причин, т. е. причин первого уровня.

Также следует подчёркнуть, что  принципиальной разницы в причинах употребления алкоголя, табака (с одной стороны) и нелегальных наркотиков (с другой стороны) нет. Жажда наживы любой ценой сделала наркотик доступным, а «миф о наркотике», распространяемый наркомафией и лицами, зависимыми от него, способствует социально-психологическому программированию на его употребление. Лишь в деталях отличаются факторы и мотивы в зависимости от вида употребляемого вещества.

Многие из мотивов («чтобы выглядеть  взрослым», «чтобы похудеть», «чтобы быть модным», «чтобы расслабиться» и  др.) могут расцениваться как часть системы программирования и фактически входят в состав базовой причины «социально-психологическая запрограммированность на употребление наркотиков». Это — мифы, которые необходимо разоблачать.

Другие мотивы («не смог отказаться», «потому что рекламируют» и др.) действительно являются побудительными причинами, и здесь важно научить говорить «нет» в ситуации предложения наркотика, распознавать коварную сущность рекламы и т.п.

Среди мотивов в ходе опроса был  назван «хочу быстрее умереть». В беседе ребенок это пояснил так: «Я потерял интерес к жизни и надеюсь, что употребление наркотиков приведет к ранней смерти.» Данный саморазрушающий мотив может быть отнесен к разряду личностных и здесь необходима индивидуальная работа психолога.

Подмена понятий в оценке причин, факторов и мотивов употребления одурманивающих веществ не является малозначимой ошибкой. Называя факторы и мотивы причинами, авторы выводят из общественного поля зрения истинные причины алкогольно-табачно-наркотических бед и поддерживают разного рода мифы о них.

Следует помнить и о том, что  такая подмена понятий нередко  осуществляется умышленно. Это позволяет  представлять практику употребления одурманивающих веществ как нормальное явление. Кроме того, это подталкивает к  неэффективным методам борьбы с алкоголизацией и курением, в частности уводит из-под удара производителей и продавцов алкоголя и табака — то есть, структуры, обеспечивающие их доступность и наживающие на этом огромные доходы. Наукой установлено, что алкоголь и табак, как и марихуана, кокаин, героин являются наркотиками. Значит, считать их употребление нормальным явлением нельзя.

В самом общем виде схема приобщения к наркотикам может выглядеть следующим образом:

Причины àФакторыàМотивы употребления (у каждого свои)

 

Заключение

Итак, к моменту, когда ребенку  исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его  энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление  о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.

В эти годы дети начинают яснее  осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к  учебе, и у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.

В это же время дети начинают принимать  осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в "быстром решении" проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечивает им удовольствие и уход от всех проблем.

Нарушение функций семьи — главная причина возникновения алкогольной и наркотической зависимостей. Однако «культурное» приобщение к алкоголю или курению, которое со временем может привести к тяжёлым зависимостям, часто начинается во вполне благополучных семьях. Поэтому и деструктивная семья, в нашем понимании, это лишь фактор, способствующий более лёгкому приобщению к алкоголю и табаку, а не собственно причина их употребления.

В этом возрасте ребята начинают одинаково  одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон. Дети не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Родителям очень важно сохранять доверительность в общении с детьми. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны тех сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.

Важно, чтобы педагоги, работающие с детьми, организовали свою деятельность в следующих направлениях:

  • помощь детям сформировать потребность вести здоровый, продуктивный образ жизни;
  • помощь детям обрести мотивацию продолжить образования и ответственное отношение к себе и другим;
  • помощь детям научиться удовлетворять свою потребность в общении со сверстниками;
  • помощь детям выработать собственное мировоззрение, для противостояния негативному влиянию со стороны;
  • помощь детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;
  • помощь детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями;
  • информирование детей об алкоголе и каждом из видов наркотиков в отдельности и помощь им подыскать конкретные причины для отказа от каждого из них.

На этом этапе своего развития дети знают, что существует много источников информации, часть из которых полны противоречий. Им нужно помочь научиться выбирать, чему можно верить, а чему нет, и как поступать, когда трудно определить однозначно, что есть добро, а что - зло.

У взрослых порой формируется ложное представление об уровне зрелости детей в этом возрасте, так как многие из них выглядят независимыми, одеваются как более старшие молодые люди, они могут легко рассуждать на взрослые темы и использовать соответствующий лексикон.

В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками  и нуждаются в информации о  них. В молодежной среде просно укрепилась мысль о том, что употребление «легких» наркотиков является приемлемым, поэтому обучающимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление наркотических веществ и противопоставить ее тем положительным упоминаниям о наркотиках, которые они постоянно слышат.

На самом деле, они все еще дети, они пугаются при просмотре фильмов ужасов, все еще нуждаются в продолжительном сне, чтобы справиться с нагрузкой учебного дня. Они по-прежнему нуждаются в ласке и тянутся к ней, им необходима уверенность в том, что взрослый человек, пользующийся их доверием, будет рядом, чтобы защитить их даже, если никакая опасность им не угрожает. Им иногда все еще необходимо подержать за руку кого-нибудь, кому они доверяют.

Исследование показало, что наркомания является одной из самых острых проблем, стоящих перед российским обществом. Из всех опрошенных 59% охарактеризовали проблему наркомании как одну из самых страшных социальных болезней, серьезно угрожающие человечеству.18,3% считают, наркоманию проблемой «групп риска» населения в больших городах. 12% ответили, что наркомания – это удел слабых людей и, в целом не опасна для большинства населения. 62% считают, что наркомания возможно представляет опасность для друзей; 24,8% ответили, что такой опасности нет. На вопрос «Как вы бы поступили, если вам предложили попробовать наркотик?» 24% ответили смотря какой; в зависимости от ситуации и настроения-12,7%; сразу же бы отказался 60%. На вопрос «приходилось ли Вам хотя бы однажды пробовать наркотик?»-42% ответили положительно, причем 52,7% из этого числа продолжали употребление наркотиков после первой пробы.

Следовательно, в первую очередь, профилактика, должна базироваться на целостной информационной стратегии, которая будет ориентировать молодежь на сохранение своего здоровья и работоспособности как основных и обязательных факторов личного благополучия.  Неосторожное обращение с информацией о наркотиках в некоторых СМИ зачастую приводит к формированию у молодого поколения нездорового интереса и позитивного отношения к этим веществам.

 

Приложение 1. Анкета по употреблению ПАВ

 

Анкета по употреблению ПАВ

Просим тебя принять участие в исследовании по изучению проблем, связанных с употреблением табака, алкоголя и наркотиков.

Внимательно прочитай вопрос и выдели (подчеркни) тот вариант ответа, с которым  ты согласен. Обрати внимание, что на некоторые вопросы можно дать несколько вариантов ответа, а также, кроме этого, иногда ты можешь написать собственный вариант ответа.  

 

Анкетирование проводится анонимно (нужно будет указать только свой пол и возраст), поэтому мы просим тебя быть максимально честнымв своих ответах.

Спасибо!

* * *

1.Куришь ли ты или курил(а)  раньше?

а. Да  б. Нет

Если ты ответил(а) «Нет», то сразу  же переходи к вопросу N 8.

2.Пробовал(а) ли ты бросить  курить?

а. да, я бросил(а)

б. пробовал(а), но безуспешно

в. я об этом не думал(а)

г. нет, но хотел(а) бы бросить

3.В каком возрасте ты выкурил(а)  первую сигарету?

а. до 10 лет

б. с 10 до 12 лет

в. с 13 до 15 лет

г. с 16 до 18 лет

4.Укажи причину, по которой  ты в первый раз закурил(а) ?

(можно отметить более одного варианта ответа)      

 а. под влиянием друзей, не смог(ла) отказаться      

 б. за компанию      

 в. чтобы казаться взрослее       

 г. от нечего делать      

 д. из-за неприятностей      

 е. из любопытства, попробовать  «что это такое»?          

 ж. все вокруг курят, это  модно      

 з. твой вариант ответа __________________________________________

5. Как часто ты куришь / курил(а) ?    

 а. попробовал(а) всего несколько  раз    

 б. иногда (несколько раз в  месяц)    

 в. регулярно (несколько раз  в неделю)    

 г. ежедневно

6. Сколько сигарет в день ты  выкуриваешь / выкуривал(а) ?    

 а. 1 - 2    

 б. от 3 до 5    

 в. от 6 до 10    

 г. одну пачку и более

7.Если ты продолжаешь курить, то укажи – по какой причине  ?    

(можно отметить более одного  варианта ответа)    

 а. не могу отказаться от курения     

 б. нравится    

 в. за компанию    

 г. от нечего делать    

 д. из-за неприятностей, от  «нервов»    

 е. чтобы чувствовать себя  взрослее    

 ж. твой вариант ответа _____________________________________________

Информация о работе Проблема наркомании среди детей и молодёжи