Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа
Цель:
Исследовать процесс приобщения детей из социально-неблагополучной семьи к наркотикам и выявить основные задачи профилактики для каждого фактора, способствующего приобщению к употреблению наркотиков.
Содержание
Введение. 4
1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности 6
2. Проблема наркомании среди детей и молодёжи 9
3. Причины употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте. 11
4. Факторы, способствующие приобщению к употреблению 15
5. Мотивы употребления наркотиков 21
Заключение 24
Приложение 1. Анкета по употреблению ПАВ 27
Список литературы: 33
С психолого-педагогической же точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные) - социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) - психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:
Нарколог С.Н. Зайцев причины алкоголизма, наркомании рассматривает как «чудище на трёх ногах»: неблагополучие личности самого страдающего; неблагополучие макросоциума с его не всегда здоровым укладом, с антигуманными, писанными и неписанными правилами и законами, с его, порой волчьими, отношениями между людьми; неблагополучие микросоциума, больная семья. Итак, прослеживается цепочка: личность — семья — общество. С точки зрения наркологии, автор совершенно прав. Однако, прежде чем стать алкоголиком и наркоманом, любой из наркологических пациентов прошёл стадию «культуропитейства», «культурного потребления». Не пробовал бы — не стал бы алкоголиком или наркоманом!
Анализ литературных источников, журнальных
статей, социологической статистики
и собственных
1. Дефекты воспитания в семье, в образовательном учреждении, в обществе в целом.
Проблема современной семьи
и современного общества состоит
в том, что даже у генетически
здоровых детей не формируются прочные
жизненные установки и
Таким образом, дефекты воспитания — это лишь фактор, условия, способствующие приобщению к употреблению наркотических веществ, здесь можно привести следующие примеры:
Непоследовательность в воспитании. В семьях, где дети и родители отчуждены друг от друга, где применяются чрезмерно жестокие и непоследовательные методы воспитания, или, наоборот, оно полностью отсутствует, дети чаще рискуют стать алкоголиками или наркоманами.
Здоровые, эмоционально насыщенные доверительные отношения, доброжелательная и спокойная обстановка в семье способствуют формированию у ребенка нравственных устоев и защитных реакций против вредных привычек.
Задача
центров социально-
Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. Факт общения со сверстниками, употребляющими алкоголь и наркотики, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска, - грозный признак, свидетельствующий о самой серьезной опасности для ребенка. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем.
Очевидно, что запретить подростку общаться с такими друзьями - задача не из легких, однако родители и социальные работники должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной наркотизации, в том числе обратиться к специалистам и педагогам социально-психологических или социально - реабилитационных учреждений.
Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Очень опасна ситуация, когда дети считают, что от курения марихуаны нет вреда, а выпивка ассоциируется у них с хорошим проведением времени. По большей части эти подростки объясняют свое поведение распространенными мифами типа: "В любой момент я могу бросить", "От бутылки пива не становятся алкоголиками" и т.д.
Мифы о наркотиках и наркоманах, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. Наиболее эффективными в таком случае могут стать групповые занятия подростков с психологом, направленные на выработку у них собственного сознательного, а не мифологического отношения к наркотикам и наркоманам.
Реклама. Реклама принадлежит к числу макрофакторов, влияние которых порой невозможно предупредить. К сожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируют необычайно широко. Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе.
Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация прочно связывает в сознании подростка табак и алкоголь с ценностями жизни: свободой, достижениями, престижем, дружбой. Наличие этой связи отслеживается с помощью психодиагностики. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый, самодостаточный подросток. Таким образом, задачами специалистов центров социально-психологической помощи является коррекция подросткового самоотношения, повышение общей психологической устойчивости к внешним воздействиям как одного, так и группы взаимодействующих факторов наркотизации.
Поэтому Всемирная организация терапевтических сообществ, которая помогает наркоманам и их семьям по всему миру, рекомендует следующее: «Во-первых, не злоупотребляйте алкоголем и наркотиками сами, во-вторых, постарайтесь научить ребенка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены. Он обязан понимать, что осуществление его желаний происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями».
Доступность алкоголя и наркотиков. Известно, что чем доступнее психоактивные вещества, тем выше риск их распространения. Недопустимо соседство учебных заведений, внешкольных социальных учреждений и других объектов социальной сферы с ресторанами, ночными клубами, рынками и другими местами с пониженным контролем за торговлей наркотиками и спиртными напитками, которые, несмотря на существующий запрет, могут свободно приобретать дети.
Необходимо тесное сотрудничество
центров социально-
2. Генетическая и приобретённая психическая и умственная ослабленность населения.
Генетическая и приобретённая психическая и умственная ослабленность населения как фактор, способствующий распространению алкоголизма, курения, наркомании. По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения в России в середине 90-х годов ХХ столетия 30% населения имели умственные дефекты, 13% детей отставали в умственном развитии от среднего уровня, 25% не могли полностью усвоить школьную программу.
Следствиями такой ослабленности следует считать стандартность мышления, психическую неустойчивость, нежелание учиться, склонность к агрессии и деструктивным формам поведения, неразвитость эмоциональной сферы, трудности социальной адаптации, снижение влечения к возвышенным потребностям, склонность к стадному поведению, низкую способность получать удовольствие от положительных источников — общения с природой, творческого труда, возвышенной любви, эстетического наслаждения жизнеутверждающей музыкой, живописью. Генетически и умственно ослабленные люди, также как люди с дефектами воспитания, больше других подвержены социально-психологическому программированию на употребление одурманивающих веществ. А если есть ещё и доступность, то риск значительно увеличивается. Однако и генетическую или приобретённую умственную ослабленность следует отнести к причинам не первого, а второго уровня, потому что следствие — употребление алкоголя, табака, наркотиков — появляется только там, где есть истинные причины — доступность одурманивающих веществ с их наркотическими свойствами и социально-психологическая запрограммированность на их употребление.
Задачами центров социально-
3. Экономическое и социальное неблагополучие.
Экономическое и социальное неблагополучие, «тяжёлая жизнь», трудные жизненные условия. На трудную жизнь большинства россиян как причину пьянства указывают многие исследователи, политики, общественные деятели. Но это — лишь факторы, которые способствуют распространению пьянства, курения, наркомании, но не первопричина. Во многих странах Азии и Африки жизнь намного тяжелее, чем в России, но отношение к алкоголю, табаку и наркотикам там зависит от религии, культурной традиции, политики. Например, Афганистан — очень бедная страна, но там не употребляют алкоголь, а производство наркотиков — выгодный бизнес, ориентированный на экспорт. Сами афганцы героин практически не употребляют.
Под тяжёлой жизнью также нередко
понимают трудную профессию, тяжёлый
труд. Например, рабочий после тяжёлого
трудового дня пьёт «с устатку».
Артист после спектакля «
Нередко к причинам употребления одурманивающих
веществ относят трудные
4. Частые перемены места жительства.
Частые перемены места жительства
отрицательно влияют на психологическое
состояние подростка, поскольку
он оказывается перед
В данном случае задача центров социально-
5. Противоречия и несогласованность в законодательстве.
Ситуация с алкоголизмом и наркоманией напрямую зависит от действующего законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. К сожалению, законы часто меняются, а население в этом отношении абсолютно невежественно. Кроме того, сейчас в нашем обществе сложилось пренебрежительное отношение к законам - они не соблюдаются ни властью, ни рядовыми гражданами.
Задачей работников центров социально-
6. Склонность к асоциальному поведению и гиперактивность.
Этот фактор риска связан главным образом с мальчиками от 5 до 7 лет, которые имеют склонность к гиперактивному поведению. В младших классах эти дети плохо вписываются в школьный коллектив, не умеют ладить со сверстниками, отличаются повышенной агрессивностью во время игр и оказываются в изоляции. Это способствует развитию у них замкнутости, озлобленности, а в подростковом возрасте - склонности к асоциальному поведению. Можно сказать, что гиперактивность в детстве становится в дальнейшем одной из причин алкоголизма и наркомании. Задачей специалистов социально-психологической помощи является коррекционная психологическая и педагогическая работа, как с ребенком, так и с его ближайшим окружением (семьей, классом).
Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе. Если психологически комфортное состояние учащихся младших классов главным образом зависит от успешности их социальной адаптации в коллективе, то, начиная с четвёртого класса, на первое место выходят академическая успеваемость, интерес к учебе и привязанность к школе. Как отмечалось, неуспевающие, не желающие учиться, враждебно относящиеся к школе дети часто попадают под влияние криминальных элементов, мелких наркоторговцев и алкоголиков.
Задачей специалистов социально-психологических центров является сотрудничество со школами, в частности, классными руководителями таких подростков, а также помощь подросткам в профессиональном самоопределении и профориентации, определение их в различные образовательные и реабилитационные учреждения, повышении мотивации к учебе и дальнейшему образованию.
Информация о работе Проблема наркомании среди детей и молодёжи