Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является изучение психологии несовершеннолетних преступников, анализ проблемы преступности несовершеннолетних. Ее задачами является: дать понятие преступлению, преступности; дать психологическую характеристику подросткового периода и юности; дать психологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника; изучить социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних; рассмотреть психологические исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников; рассмотреть на конкретном примере личность несовершеннолетнего преступника; изучить психологические аспекты профилактики преступности несовершеннолетних.
Введение…………………………………………………………….……….…3
Глава 1. Теоретический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….5
Понятие подростковой преступности………………………………………………………....5
Характеристика подросткового периода и юности.............................7
Психологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников…………………………………………………………..10
Социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних……………………………………………….…13
Глава 2. Практический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….18
2.1. Исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников…………………………………………………………..18
2.2. Пример работы с несовершеннолетним преступником……………...21
2.3. Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра педагогики психологии профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»
тема: Проблема подростковой преступности.
г. Санкт-Петербург, 2010 г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….5
Глава 2. Практический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….18
2.1. Исследования, проведенные среди
несовершеннолетних преступников………………………………………………
2.2. Пример работы с несовершеннолетним преступником……………...21
2.3. Психологические аспекты профилактики
правонарушений несовершеннолетних………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….30
Приложения……………………………………………………
Введение.
В настоящее время не только юристов, но и социологов, публицистов, психологов привлекает проблема подростковой преступности. И это не случайно, поскольку обозначенная проблема действительно очень серьезна.
Данная курсовая работа
посвящена социально-
Актуальность темы обусловлена большим числом преступлений, совершаемых подростками в нашей стране. Пик пришелся на 1993 год, когда несовершеннолетними было совершено 203 тыс. преступлений. Это связано с тем, что Россия переживала в тот момент глубокий социально-экономический кризис.
В последние годы ситуация улучшается. Как сообщил министр внутренних дел Рашид Нургалиев в эфире радиостанции «Милицейская волна»: «Отмечается тенденция снижения в целом криминальной активности молодежи. В течение прошлого года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, уменьшилось на 18,6%». По его словам, в 2009 году уменьшилась и доля подростковой преступности в общей массе преступлений, достигнув самого низкого за последние 15 лет показателя - около 5,6%. Министр подчеркнул, что такой ситуации удалось достичь благодаря возрожденной государственной системе по профилактике правонарушений и активной работе комиссий по делам несовершеннолетних.1
Таким образом, ситуация в целом по стране достаточно стабильная, но в некоторых регионах, напротив, отмечается рост подростковой преступности. Самый высокий уровень подростковой преступности на российском Севере, Дальнем Востоке и в Сибири.
Важность изучения этой проблемы так же заключается в том, что современная подростковая преступность – это отражение всей преступности в будущем.
Целью этой курсовой работы является изучение психологии несовершеннолетних преступников, анализ проблемы преступности несовершеннолетних.
Ее задачами является:
Глава 1. Теоретический аспект.
Для того чтобы заниматься психологическим аспектом такой проблемы, как подростковая преступность, необходимо дать понятие преступлению.
Согласно юридическому словарю, преступлением признается конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.2
Отсюда следует, что
преступлением является только деяние,
предусмотренное Уголовным
Важнейшим признаком преступления является его общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям. Вторым важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное за то или иное деяние в УК соответствующего наказания.
Юридическая литература и нормативно правовые акты предусматривают классификацию преступлений по различным признакам. Но поскольку данная курсовая работа ставит своей целью изучить преступление как психологическое явление, в ее рамках эта классификация рассматриваться не будет.
Если преступление понятие - единичное, то преступность - понятие массовое. Это совокупность всех преступлений, совершаемых в обществе за определенный промежуток времени, то есть преступность - массовое явление, отраженное в статистике. Из этого определения видно, что к основным признакам преступности относятся: массовость, историческая изменчивость, антагонистичность существующим общественным отношениям. Значение количественной стороны преступности невозможно игнорировать. Однако это нельзя и преувеличивать. Например, профессор Коган В.М., изучив социальные свойства преступности, определил преступность лишь как «совокупность всех преступлений, совершенных в определенном месте в определенное время и совокупность всех преступников, виновных в совершении этих преступлений».3
Под историчностью понимается
социально обусловленная
Неотъемлемым признаком преступности является ее интернациональный характер, что обусловлено:
Так, убийство в любом
государстве относится к
Еще одним неотъемлемым признаком преступности является ее антагонистический характер, поскольку она при любом общественном строе находится в непримиримом противоречии с его основными законами и принципами жизнедеятельности. Таким образом, преступность можно рассматривать как девиацию. «Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию».4
Одним из важнейших показателей, используемых специалистами для характеристики преступности как негативного социально-правового явления, является ее состояние, которое определяется абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц, их совершивших) на определенной территории за определенное время.5 Оно определяется следующими критериями:
Теперь, когда даны определения
понятиям «преступление» и «преступность»,
для того чтобы подойти к
Этот период можно назвать самым сложным и наименее разработанным разделом возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается справедливой по сей день. Во многих западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в период «тинейджерства», объединяющий подростковый и юношеский периоды от 13 до 19 лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина, отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного возрастного этапа развития.
Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении юношеского возраста и представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и системы саморегуляции личности.
Яркая эмоциональность является характеристикой для молодежи старшего возраста. Она проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.
И.С. Кон указывает, что новейшие исследования опровергают мнение о юности как о «неврастеническом» периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождаются улучшением коммуникабельности и общего эмоционального самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20%.7
И.С. Кон отмечает что, юноши нередко жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость.
Умственное развитие
старшеклассника заключается не
столько в накоплении умений и
изменении отдельных свойств
интеллекта, сколько в формировании
индивидуального стиля