Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является изучение психологии несовершеннолетних преступников, анализ проблемы преступности несовершеннолетних. Ее задачами является: дать понятие преступлению, преступности; дать психологическую характеристику подросткового периода и юности; дать психологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника; изучить социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних; рассмотреть психологические исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников; рассмотреть на конкретном примере личность несовершеннолетнего преступника; изучить психологические аспекты профилактики преступности несовершеннолетних.
Введение…………………………………………………………….……….…3
Глава 1. Теоретический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….5
Понятие подростковой преступности………………………………………………………....5
Характеристика подросткового периода и юности.............................7
Психологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников…………………………………………………………..10
Социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних……………………………………………….…13
Глава 2. Практический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….18
2.1. Исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников…………………………………………………………..18
2.2. Пример работы с несовершеннолетним преступником……………...21
2.3. Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….30
Подростковый возраст,
по словам Л. С. Выготского, представляет
собой совокупность условий, в высшей
степени предрасполагающих к
воздействию различных
Одним из видов отклонений в поведении являются правонарушения, в частности преступления. В этой части работы будет проведен анализ личности несовершеннолетних преступников.
Прежде всего, необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.
Деформации в ценностно-
Личность подростка-преступника характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры, в меньшей степени телевидение, спортивных играх. Эта гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия — являются типичными для подростка-правонарушителя.8
Следует отметить, что подростков-преступников характеризует отсутствие позитивного интереса не только к такой форме познавательной деятельности, как учеба. У этих подростков вообще ослаблен социально позитивный познавательный интерес. Но в, то, же время этот интерес весьма развит по отношению к обычаям и традициям той микросреды, в которой общается подросток. В данном случае традициям группы, к которой причисляет себя подросток.
У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная “тупость”, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у 50% – акцентуации характера. У 60% испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, у 20% – по гипертимному типу, которая близка по своим поведенческим характеристикам к неустойчивому типу. Главное, что отличает этих подростков, – затруднение в самоконтроле, “бестормозность”, чрезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость. 9
Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны:
Приступая к изучению проблемы противоправного поведения, необходимо развести понятия девиантного и делинквентного поведения.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам .
Под термином "склонность к делинквентному поведению" понимается психологическая склонность к ненормативному поведению, стремление выйти за пределы социальной регламентации. 11
Таким образом, делинквентное поведение является крайним вариантом девиантного поведения. Девиантное поведение в той или иной степени проявлялось большинством людей в различные моменты жизни (переход улицы на красный сигнал светофора, неоплаченный проезд в общественном транспорте, прогул школьником урока и т.п.).
Делинквент (от лат. "правонарушитель") - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие.
Причины преступного поведения можно разделить на две группы: социологические и биосоциальные. В первом случае это совокупность социальных отношений, связей в обществе, в первую очередь это обучение: в группе, в семье, на улице, в трудовом коллективе, где преобладают антиобщественные взгляды.12 Во втором - качество факторов, порождающих преступное поведение, выделяют в первую очередь особенности психики человека.
Причины, носящие социально обусловлены характер зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных
противоречий. В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.13 Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать деньги” и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности. Одно из негативных проявлений экономического кризиса - сокращение рабочих мест. Это привело к уменьшению возможностей устройства на работу подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.
С этим мнением нельзя не согласиться, изучая состояние подростковой преступности в нашей стране за девяностые годы (см. приложение № 1).
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин правонарушений подростков.
Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой “на улицах” в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Именно потребность в общении (у подростков она особенна обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.
Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль “тусовок” (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы.
Антисоциальное поведение обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и такими механизмами, как подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы.
Этот комплекс активных
психических процессов и
Стереотипные антиобщественные действия - это социально опасные "полуавтоматизированные" действия без осознания их антисоциального значения. Это действия импульсивные, основанные на укоренившейся готовности действовать определенным образом.14
Стереотипные антисоциальные действия не менее, а даже более опасны, чем действия полностью осознаваемые. Освободиться от стереотипных действий антисоциального характера значительно труднее, чем отказаться от сознательно выполняемых действий.
Ломка стереотипа очень длительный и трудный в нейрофизиологическом плане процесс. У подростков и молодежи во многих случаях стереотипы асоциального поведения формируются под влиянием заражения, подражания, внушения. Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет групповой характер. Многие из них совершены по "моральным" соображениям (не струсить в драке, поддержать противоправное действие товарища, скрыть преступление по соображениям дружбы).
В ряде случаев поведение человека обусловливается ситуативными обстоятельствами, регулируются на эмоциональном уровне. Человек в таких обстоятельствах может принять решения без анализа предпочтительности различных вариантов действия, без обоснованного их планирования. В преступлениях, совершаемых при доминировании в поведении эмоциональной сферы, определенные действия возникают внезапно и носят импульсивный характер. В структуре таких действий оказываются свернутыми такие звенья, как сознательная мотивация, постановка цели, сознательный выбор средств, учет обстоятельств. При этом резко возрастает роль моторных компонентов действия и снижается роль его оценочно-ориентировочных компонентов. Такие поведенческие акты осуществляются на низком уровне саморегуляции.
Многие правонарушения связаны с неумением социально адаптированно выходить из сложных, напряженных ситуаций. В жизни каждого человека бывают острые, конфликтные ситуации. Социально адаптированные выходы из этих ситуаций осуществляются путем нейтрализации мотивов конфликта. Это требует соответствующей нравственной культуры, гибкости позиций, владения соответствующими умениями. Задержка в разрешении конфликта также чревата нежелательными последствиями. Неразрешенные жизненные конфликты могут вызывать застойные кризисные состояния, постоянно отягчающие человека. Нередко люди стремятся снять эти состояния неадекватными способами (алкоголем, наркотиками и т.д.).
Преступное поведение не беспричинно, но его причины имеют сложный, системный характер.
Глава 2. Практический аспект.
2.1. Исследования,
проведенные среди
В этой части работы будут рассмотрены некоторые исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников.
Интересно исследование самооценки у несовершеннолетних правонарушителей, проведенное Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер. Исследование имело сопоставительный характер и проводилось на несовершеннолетних правонарушителях 14 — 16 лет (учащихся VII—VIII классов закрытых специальных учебных заведений Литовской ССР) и правопослушных подростках того же возраста (учащихся VII—VIII классов общеобразовательных школ Москвы и Вильнюса).