Проблема подростковой преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является изучение психологии несовершеннолетних преступников, анализ проблемы преступности несовершеннолетних. Ее задачами является: дать понятие преступлению, преступности; дать психологическую характеристику подросткового периода и юности; дать психологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника; изучить социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних; рассмотреть психологические исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников; рассмотреть на конкретном примере личность несовершеннолетнего преступника; изучить психологические аспекты профилактики преступности несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….…3
Глава 1. Теоретический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….5
Понятие подростковой преступности………………………………………………………....5
Характеристика подросткового периода и юности.............................7
Психологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников…………………………………………………………..10
Социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних……………………………………………….…13
Глава 2. Практический аспект подростковой преступности как социально-психологической проблемы……………………………………………….18
2.1. Исследования, проведенные среди несовершеннолетних преступников…………………………………………………………..18
2.2. Пример работы с несовершеннолетним преступником……………...21
2.3. Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовик Психология несовершеннолетних преступников.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

В числе субъектов профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно выделить:

  • органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
  • органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях;
  • правоохранительные органы в целом и их специализированные подразделения и службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значимость изученной проблемы, ее острую постановку в современном обществе. А так же сделать основные выводы.

В теоретической части.

Несовершеннолетним преступником может стать подросток в возрасте от 14 до 18 лет, поскольку с 14 лет наступает уголовная ответственность, а 18 лет – возраст наступления совершеннолетия.

Этот возрастной период является одним из самых сложных  в жизни человека. Происходит становление  самосознания, формирование индивидуального  стиля мышления. Характерна высокая эмоциональность, большой накал чувств и переживаний. Подростки очень чувствительны к различным психотравмирующим ситуациям.

Обобщенный портрет  личности несовершеннолетнего преступника  представляет собой следующую картину.  Присутствуют деформации в ценностно-мотивационной сфере, отсутствует интерес к обучению или производительному труду, напротив, наблюдается гипервлечение к отдыху. Личность подростка-преступника характеризуется крайним индивидуализмом, ослабленностью социального позитивного познавательного интереса. У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная “тупость”, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Социально-психологическими причинами преступного поведения  несовершеннолетних являются: резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе; неблагоприятные взаимоотношения в семье, в связи с чем подросток стремиться реализовать свои потребности в общении в асоциальных группах; отрицательный пример родителей; неумением социально адаптированно выходить из сложных, напряженных ситуаций.

В практической части.

Исследования несовершеннолетних преступников Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер показали, что у этих подростков в большинстве случаев самооценка ниже чем у благополучных подростков. Исследования самосознания несовершеннолетних преступников, которое провел Харш А. У., показали, что их самосознание намного менее развито, чем у благополучных сверстников.

Анализ истории мальчика Эндрю, приведенной М. Раттером в  его книге, позволяет дать следующие  рекомендации.  Нужно было улучшить его социальное научение, дать коррекционные рекомендации для улучшения чтения и усилить ориентацию мальчика на социально одобряемые цели. Подобного рода мероприятия обеспечивались в специальной школе, которую посещал Эндрю. Но поскольку его семья не уделяла внимания проблемам мальчика, была неблагополучной, названные меры не принесли результата.

В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература.

1. Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. "Щит-М", 1999.

  1. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,1992.
  2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  3. Белоглазов В.А. Причинный комплекс преступности: вопросы теории и методологии: М., 2003
  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995
  5. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей / Вопросы психологии. 1989. № 1.
  6. Волков Ю. и др. «Социология»: Учебник для вузов/Под ред. В. И. Добренькова –М.: Гардарика, 1998.
  7. Гайкова В. Т. «Юридический словарь» Ростов-на-Дону Феникс, 2006г
  8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
  9. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1989
  10. Коган В.М. Социальные свойства преступности. М., 1977.
  11. Проблемы молодежи // Под ред. Копотева С.Л. Ижевск, 1989.
  12. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.
  13. Раттер М. Помощь трудным детям. М. Апрель Пресс, Эксмо-Пресс 1999г
  14. Сорокун, П А., Министерство образования Российской Федерации Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова Общая психология, Псков, 2003

 

Интернет-источники:

  1. www.newsland.ru
  2. http://www.interlaw.dax.ru/student/624/L20.htm
  3. http://sppsmoy38n.ucoz.ru/
  4. http://psypage.ru/yurist28.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2.

 

1 www.newsland.ru

2«Юридический словарь» под общ. ред. Гайкова В. Т. Ростов-на-Дону Феникс, 2006г.

 

3 Коган В.М. Социальные свойства преступности. М., 1977.

4 Волков Ю. и др. «Социология»: Учебник для вузов/Под ред. В. И. Добренькова –М.: Гардарика, 1998.

5 Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. "Щит-М", 1999.

6 http://www.interlaw.dax.ru/student/624/L20.htm

7 Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1989.

8 http://sppsmoy38n.ucoz.ru/

9 Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.

10 Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.

11 Проблемы молодежи // Под ред. Копотева С.Л. Ижевск, 1989.

12 Белоглазов В.А. Причинный комплекс преступности: вопросы теории и методологии: М., 2003

13 Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,1992.

14http://psypage.ru/yurist28.html «Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей»

15 Министерство образования Российской Федерации Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова , П А. Сорокун, Общая психология, Псков, 2003

16 Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М. Апрель Пресс, Эксмо-Пресс 1999г

17  Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.




Информация о работе Проблема подростковой преступности