Проблема ролевого поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования ролевого аспекта взаимодействия человека в организации состоит в том, что изложенную информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с организацией и с целью ознакомления. Она помогает разобраться и учит поведению как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже работаете сравнительно давно. Это теоретический материал, который полезно изучить, и применять на практике.
Составляющие ролевого аспекта изучены в теории управления явно недостаточно.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)
  1. Проблема ролевого поведения в организации
    1. Сущность, понятие ролевого поведения

Ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Оно отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное  условие "возрастания" личности в обществе себе подобных [1,2].

 Ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь                 И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я.

  Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить  в роль другого человека. Любая роль имеет структуру:

- Модель поведения человека  со стороны общества.

 - Система представления человека как он должен вести себя.

- Реальное наблюдаемое  поведение человека, занимающего  данный статус.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое  занимает тот или иной индивид  в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего  данную позицию". Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности [6,7].

Социальная роль всегда несет  на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может  дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать  совершенно различное значение в  соответствии с социальным опытом той  или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько  социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд  ролей предписан человеку при  рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. А так же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли" [7].

Социальная дифференциация присуща всем формам существования  человека. Поведение личности объясняется  социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень  образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ  жизни и т.д. Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

- психологические или  межличностные (в системе субъективных  межличностных отношений). Категории:  лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

- социальные (в системе  объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

- активные или актуальные  – исполняемые в данный момент;

- латентные (скрытые) –  человек потенциально является  носителем, но не в данный  момент

- конвенциональные (официальные);

- стихийные, спонтанные  – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями [4].

Ф. Зимбардо провел эксперимент и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью [8].

Существует нормативная  структура исполнения социальной роли, состоящая из описания поведения (соответствующего данной роли); предписания (требования к этому поведению); оценки исполнения предписанной роли; санкций (за нарушение  предписанных требований).

Каждая социальная система  имеет свой «набор ролей», который  определяется:

    1)  устойчивыми  ожиданиями общества или группы  в отношении поведения лица, обладающего  определенным статусом;

    2) совокупностью  ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной»  (внутренне принятой) ролью;

    3) тем, что всегда существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Морфология роли включает в себя:

1) ролевую стратегию (способ  пристройки к партнеру по общению);

2) ролевую задачу (цель, которой  необходимо достичь в проблемной  ситуации);

3) ролевую программу (систему  целенаправленных, упорядоченных действий);

4) ролевые действия (средства  достижения цели);

5) ролевую компетентность (знание об условиях действий);

6) ролевую свободу (возможное  и недопустимое при исполнении  роли);

7) ролевой настрой (психоэмоциональное  состояние, соответствующее ситуации взаимодействия) [8].

Социальная роль связывает  социальные элементы социотехнической системы общения с коммуникативными умениями социальных субъектов. Ролевое  действие – это слияние социальной роли и ее исполнителя. Исполнителями социальных ролей являются социальные субъекты – общность, группа, личность как интерпретатор социальной роли.    Социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития и представляют собой определенные (и социально одобряемые) типы поведения людей.

Социальная роль может  быть рассмотрена и как модель поведения, «запрограммированная»  социальной системой общества. В качестве ролевых предписаний, обеспечивающих стабильность социально-ролевых действий, в общении выступают социальные роли. Они являются устойчивыми регуляторами взаимодействия личности в социальной общности.

Социальную роль можно  рассматривать в аспектах ролевого ожидания (экспектаций) и ролевого исполнения. Важным компонентом социальной роли является «маска поведения» – ряд  условностей в мимическом, пантомимическом, интонационно-речевом, психофизическом  и предметно-действенном поведении. «Маска поведения» – это психотехническая система общения в социальной роли, а ее нормативная структура  образует социотехническую.

Исполнение социальных ролей  в общении соответствует принятым социальным нормам, которые присущи  каждой конкретной ситуации. Исполнение социальной роли всегда носит характер преодоления противоречий между  нормативной структурой роли и диспозицией  личности, а если речь идет о социальных группах как субъектах общения, то и установками группы. Противоречие служит источником активности в общении, детерминантной его уникальности в  каждом случае взаимодействия.

Исполнение социальных ролей  в общении оказывает существенное воздействие на процесс формирования и социализации личности. Социальные роли носят конкретно-исторический характер и интерпретируются личностью под воздействием ее социального опыта.

Г. Гибш и М. Форверг, рассматривая взаимодействие личности и социальной роли, указывали на необходимость  учитывать то, что личность должна привнести в роль (установки и  ценностные ориентации общества, а  также личностные качества и возможности), и то, что привносит она на деле (синтез должного и возможного). Методологическая установка Г. Гибша и   М. Форверга ориентирует на трехуровневый подход к выявлению сущности соотношения личности и социальной роли.

Первый уровень – это  конкретно-историческая актуализация социальных ролей, исходя из конкретной системы ценностных ориентаций.

Второй уровень – это  интерпретация личностью системы  ролевых действий и определяющих их социальных норм. В ходе интерпретации  формируется личностная установка. Установка – это один из важнейших  компонентов социальной роли. Это  психоактивизирующее состояние, предвосхищающее  общение в конкретной ситуации. Установка  настраивает человека на «проигрывание» ролей определенным образом, помогает овладеть стандартом ролевого поведения  на уровне его нефиксированных форм.

Третий уровень – это  социальное проигрывание ролей, в котором  как бы сливаются воедино конкретно-историческая актуализация, личностная интерпретация и ситуативная импровизация [3].

К обобщению хочется добавить, что ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли, а социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли. Ролевой подход в свою очередь очень влияет на вхождение человека в организацию.

    1. Ролевой подход во влечение человека в организацию

Каждому человеку в жизни  не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее членом, и входить в организацию, становиться ее членом далеко не одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу. Во-первых, - это адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения. Во-вторых, - это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, - это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное "место" для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.

Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и, в частности,  формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.   

Сформулировать предпосылки  относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, с другой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, то есть содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия [9,13].

Использование ролевого подхода  к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации. Очень часто в организациях с формальными организационными отношениями источником неудовлетворительного выполнения роли является неопределенность роли. Если содержание роли недостаточно четко определено, человек, выполняющий эту роль, может проинтерпретировать ее таким образом, что его действия приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией. Нечеткие инструкции и неопределенная постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия при отсутствии должной системы коммуникаций и обратных связей в организации могут привести к тому, что человек, выполняющий определенную роль, даже, несмотря на старание и желание все сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций интересов организации результат. Неопределенность роли нельзя однозначно рассматривать как негативную характеристику построения роли. В любой организации с повышением уровневой позиции роли обязательно возрастает ее неопределенность. Более того, в некоторых ситуациях неопределенность ролей может рассматриваться как положительная характеристика отношений в организации. Это вызвано тем, что она способствует развитию самостоятельности, расширяет сферу принятия решения, способствует обучению работников и, что наиболее важно, развивает у членов организации чувство ответственности и обязательности по отношению к организации.

Информация о работе Проблема ролевого поведения в организации