Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа
Актуальность исследования ролевого аспекта взаимодействия человека в организации состоит в том, что изложенную информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с организацией и с целью ознакомления. Она помогает разобраться и учит поведению как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже работаете сравнительно давно. Это теоретический материал, который полезно изучить, и применять на практике.
Составляющие ролевого аспекта изучены в теории управления явно недостаточно.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности [1].
И так, вхождение человека в организацию – это очень сложный процесс, требующий определенной заинтересованности, как от самого человека, так и от организации. И ролевой подход должен упростить эту задачу. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли. Тогда человек не только вольётся в организацию, но и будет отличным работником. Еще важным фактором является решение и поведение руководителя и его роль в организации.
Каждый руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляют две.
Первая из них — психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой. Она включает восемь ролевых типов:
1. «Регламентатор» — стремление
к исчерпывающей регламентации
деятельности подчиненных,
2. «Коллегиал» — ориентация
на коллективные формы
3. «Показушник» — приоритет
оперативного реагирования на
быстро меняющуюся ситуацию, смена
критериев оценки и способов
построения отношений в
4. «Объективист» — ориентация
на внешние факторы,
5. «Формалист» — перенос
ответственности на процедуры,
«затягивание» решения
6. «Максималист» — ориентация
на максимально возможный
7. «Организатор» — ориентация
на решение базовых
8. «Диспетчер» — стремление
к решению всех мелких текущих
проблем, смешение
Необходимо отметить, что
исполнение указанных ролей связано
разнообразием индивидуальных целей
управления. Каждая роль «работает» на
своего «зрителя», в качестве которых
выступают вышестоящие
Совершенно иначе выглядит управленческая ролевая типология, созданная, Г. Минцбергом в основу этой типологии положено, представление о видах социальных ролей. Среди всего разнообразия социальных ролей Г. Минцберг выделяет:
— межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения отношений;
— информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации;
— функциональные роли, связанные с принятием решений.
На основе определения видов социальных ролей выделяются следующие роли руководителей:
1. Межличностные роли:
— руководитель — «первое лицо»
— лидер
— связующее звено
2. Информационные роли:
— собиратель информации
— распространитель информации
— эксперт
3. Функциональные роли:
— предприниматель
— корректор
— распределитель ресурсов
— переговорщик
Рассмотрим функциональные роли руководителя более подробно.
На основе выделения управленческих (функциональных) ролей выделяются следующие роли руководителей:
Таблица №1 | ||
Описание действий |
Примеры из практики управления,
требующие активизации | |
1. Предприниматель (инициатор) | ||
Ищет возможности для
совершенствования как
|
Участие в заседаниях с
обсуждением и принятием | |
Продолжение таблицы №1 | ||
является инициатором внедрения новшеств, направленных на улучшение положения дел и работников. |
||
2.Устранитель проблем (стабилизатор) | ||
Заботится об организации, вносит коррективы в действия, берет ответственность на себя, когда возникают факторы, угрожающие существованию и нормальной деятельности организации. |
в действия, берет ответственность на себя, когда возникают факторы, угрожающие существованию и нормальной деятельности организации. Обсуждение и принятие решений по стратегическим текущим вопросам, связанным с поиском путей выхода из кризисных ситуаций. | |
3.Распределитель ресурсов | ||
Определяет, как будут расходоваться материальные, финансовые и трудовые ресурсы организации. |
Составление и утверждение графиков, планов, смет, бюджетов, контроль за их исполнением. | |
4.Ведущий переговоры (посредник) | ||
Представляет организацию на всех значительных переговорах |
Ведение переговоров, установление официальных контактов между организацией и другими фирмами. |
По мнению Г. Минцберга, руководители часто меняют свои роли в зависимости от актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности. Можно сказать, что освоение этих ролей представляет собой систему профессиональной адаптации руководителей [3].
Американские специалисты Р. Блейк и Дж. Мутон предположили, что характер ролевого самоопределения руководителей связан с двумя факторами. Этими факторами являются внимание к человеку (персоналу) и внимание к производству (результату). В зависимости от того, насколько выражено внимание руководителя к каждому из указанных факторов, выделяется пять типов руководителей, пять ролевых позиций:
1. «Страх перед бедностью»
— отсутствие внимания как
к персоналу, так и к
2. «Дом отдыха» — превалирование
внимания к человеческому
3. «Авторитет и подчинение»
— внимание к получению
4. «Организация» — невозможность
определить управленческий
5. «Команда» — равнозначное
внимание к факторам
Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя. Который проходит через специальные формы обучения. Необходимо заметить, что Р. Блейк и Дж. Мутон разработали свою концепцию именно с целью профессионального обучения руководителей разного уровня [1].
Роль руководителя каждый автор рассматривает по разному. Л. Д. Кудряшова включает восемь ролевых типов. Она отмечает, что исполнение ролей связано разнообразием индивидуальных целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве которых выступают вышестоящие руководители, подчиненные, руководители других подразделений. Совершенно иначе выглядит управленческая ролевая типология, созданная, Г. Минцбергом в основу этой типологии положено, представление о видах социальных ролей. Он утверждает что, руководители часто меняют свои роли в зависимости от актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности.
2.Ролевые конфликты
как один из аспектов
2.1. Понятие ролевого конфликта
Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.
Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.д., откуда мнение, что конфликт - явление, всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.
Но во многих ситуациях
конфликт помогает выявить разнообразие
точек зрения, дает дополнительную
информацию, помогает выявить большее
число альтернатив или проблем
и т.д. Это делает процесс принятия
решений группой более
В организациях распространен, внутриорганизационный конфликт обычно ассоциируется, с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации.
Выделяют четыре типа разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно- функциональный и ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличительные черты.
Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п.
Горизонтальный конфликт вовлекает разные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению.
Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его решение связано с улучшением отношений между линейным руководством со специалистами.
Также существует конфликт личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров.
Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже, несмотря на старание и желание всё сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат [16].
Информация о работе Проблема ролевого поведения в организации