Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:39, реферат
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его прошлого опыта или мастерства, но и от того, что происходит с субъектом до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений, коррекции или замены такого поведения на сцене более подходящими и адекватными статусу артиста и ситуации типами.
Введение
Анализ концепций проявления тревоги
Психологическая подготовка студента к выступлению
Причины сценического волнения и способы преодоления
Оптимальное концертное состояние
Методы овладения оптимальным концертным состоянием
Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления
Список использованной литературы
в) в четких ограничениях
г) во власти
д) в эксплуатировании
других
е) в общественном
признании
ж) в восхищении собой
з) в честолюбии
и) в самодостаточности
и независимости
к) в безупречности
и неопровержимости
Эти потребности
присутствуют у всех людей. Однако невротик,
реагируя на различные ситуации, использует
их не гибко. Он принудительно полагается
лишь на одну из всех возможных потребностей,
в то время как здоровый человек
легко заменяет одну другой, если этого
требуют обстоятельства. В зависимости
от группы потребностей Хорни разделила
список на три основные категории:
а) ориентация на людей.
Уступчивый тип
б) ориентация от людей.
Обособленный тип
в) ориентация против
людей. Враждебный тип
Таким образом представленные концепции проявления волнения и тревоги охватываю все значимые области и теории рассмотрения данного вопроса. Почти все они взаимоопределяют чувство тревоги как реакцию на возникающий конфликт, значит основным направлением поиска проявлений сценического волнения как разновидности тревоги определим выяснение зон конфликта и возможного проявления симптомов тревожности.
Психологическая
подготовка студента к
Психологическая подготовка
студента к выступлению имеет
не меньшее значение нежели профессионально-
Работа по формированию
у музыканта-исполнителя
Подготовка будущего
музыканта-исполнителя к сцене
должна вестись уже в начальный
период обучения, в стенах ДМШ и
СМШ, однако в дальнейшем основная работа
в этом плане ложится на плечи
самого исполнителя. Он должен изучать
себя в экстремальных условиях сцены,
выявлять факторы позитивно или
негативно влияющих на его игру на
публике; он должен быть осведомлен о
целом ряде привходящих обстоятельств,
так или иначе влияющих на исполнение,
например, режим дня в день выступления,
организация домашних занятий в
этот день, чередование труда и
отдыха и т.д. Практика показывает, что
профессиональные артисты со всей серьезностью
подходят к изучению совокупностей
внешних и внутренних условий, детерминируюших
публичные выступления. Такой же
подход должен формироваться, соответственно,
и в работе со студентами, начиная
с первого курса. Один из актуальных
вопросов предконцертной подготовки студента
сводится к тому - следует ли играть
произведение (или программу из нескольких
произведений) в классе с полной
эмоциональной отдачей или
Сходных взглядов придерживается
и Ю.С. Айрапетян. Педагог, по его
мнению, должен знать, на что способен
студент, каковы его подлинно творческие
горизонты, а это невозможно уяснить,
если студент «скрытничает» за инструментом,
играет, как говорится, вполсилы. «Нельзя
экономить эмоции» - уверен Ю.С.Слесарев.
Он рекомендует студентам играть
в классе на том же уровне динамики
и с той же физической нагрузкой,
которую потребует публичное
исполнение. «Наши руки и уши должны
заранее готовить себя к тому состоянию,
которое называют артистическим
запалом» (Ю.С.Слесарев).
В практике исполнителей
случается так, что играть на публике
приxoдитcя по несколько раз подряд;
бывают единичные, эпизодические выступления,
а бывает серия концертов. Но даже,
проводя такие серии, следует
избегать соблазна поберечь себя, считал
Р.Лисиченко. «Когда играешь несколько
раз подряд, – говорил он, –
вольно или невольно начинаешь беречь
себя. Я убедился, что этого делать
нельзя, ибо возникают разного
рода исполнительские неожиданности
и сюрпризы, снижающие качество игры.
Впечатление, что автор тебе мстит
... В общем, нужно целиком отдаваться
игровому процессу на любом этапе. Я
бы сказал, что ощущение «концертности»
исполнения должно быть даже если произведение
выучено еще не до конца».
К ощущению концертности
исполнения нужно стремиться с первых
же уроков, с самого начала работы над
музыкальным произведением. Концертность
– это прежде всего внутренняя
взволнованность, душевный подъем, ощущение
праздничности момента, радости
от того, что исполнителя слушают.
И.Н. Плотникова замечает, что студенты,
как правило, волнуются в классе,
принося первый раз произведение
на урок педагогу. В каком-то смысле
класс становится сценой выступления,
а педагог – слушателем, причем
самым строгим, компетентным, все
понимающим слушателем. Волнение, охватывающее
студента в этот момент, по сути дела,
имеет то же психологическое содержание,
психологическую природу, что и
сценическое волнение. Другое дело,
что важно не «перегореть» эмоционально
и психологически до времени выхода
студента на сцену. Исполнение должно
сочетаться с работой кропотливой
и обстоятельной; моменты эмоционального
парения с тщательным профессиональным
анализом собственных действий. Только
в этом случае не будет дисбаланса
в ту или другую сторону, только при
таком условии исполнитель
Причины сценического
волнения и способы
Есть все основания
говорить в данном случае о комплексе
причин. Причем индивидуальные соотношения
в этом комплексе всегда неодинаковы,
всегда различны. Чаще всего волнение
навевается мыслями (или бессознательными
ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?»,
«Каковы будут оценки моей игры?»,
«Какое место будет отведено мне
в профессиональной иерархии?» и
т.д., и т.п.
Надо прямо сказать,
что забота музыканта-исполнителя
о своем профессиональном реноме
вполне закономерна и естественна;
в них нет ровным счетом ничего
предосудительного. В то же время
бесспорно и другое: преувеличенное
опасение заслужить критическую
оценку со стороны посторонних только
лишь повышает планку волнения и усугубляет
тем самым положение
Вопрос о самооценке
музыканта-исполнителя - особый вопрос,
требующий специального рассмотрения.
Здесь же заметим, что между самооценкой
и уровнем притязания исполнителя,
с одной стороны, и коэффициентом
нервозности на сцене, с другой -
существуют сложные корреляционные
взаимоотношения. Последние могут
стать объектом специального и весьма
интересного исследования; что же
касается педагогической практики, то
большинство ведущих
Безусловно, важной
составляющей в синдроме сценического
волнения является чувство ответственности
исполнителя за свое выступление. Оно,
как показывают специальные наблюдения,
возрастает с годами и по мере продвижения
исполнителя вверх по иерархической
лестнице. Безусловно, когда это
волнение принимает излишне болезненные
формы, оно не только неприятно для
исполнителя, но и чревато для
него определенными потерями на эстраде.
Характерно с другой стороны, что
некоторые преподаватели
Интересный аспект
в разговоре о волнении намечал
Л.Н. Наумов. Суть его высказывания сводился
к тому, что молодых исполнителей
надо подготавливать к выходу на сцену
- и подготавливать не только в профессионально-
Даже одежда исполнителя,
подчеркивает Ю.С. Айрапетян, имеет
значение для выступающего – она
может либо действовать на него успокаивающим
образом, либо, напротив, выводить в
той или иной мере из душевного
равновесия.
При всей многообразной
атрибутике, так или иначе связанней
с проблемой сценического волнения,
главное заключается в умении
и способности исполнителя
Музыканты-исполнители,
располагающие достаточно большим
опытом выступления, знают, что одна
из первопричин сценического волнения
- боязнь музыканта забыть текст. Волнуются,
исполняя произведения публично, потому
что боятся забыть; забывают, как
правило, именно потому, что чрезмерно
волнуются. Психологические корни
этих явлений достаточно очевидны и
не составляют секрета для
Информация о работе Проблема сценического волнения у музыкантов-исполнителей