Проблема соотношения понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Проблема соотношения таких понятий, как "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" относится к одной из фундаментальных не только в психологии личности и дифференциальной психологии, но и в общей психологии. И если в первой половине XX века эти понятия использовались практически как тождественные с незначительными уточнениями сферы применения, констекстуального варианта и интуитивно разумеющимися, что оставляло их в круге обыденных явлений и не давало статуса термина или научного концепта, то вторая половина века ознаменовалась постановкой проблемы их дефинирования, поскольку без точного их разведения или установления тождества тормозилось развитие как теоретической мысли, так и эмпирических и прикладных исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
1. Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность и их дефинирование._______________________3
2. Система категорий для описания компонент структуры индивидуальности.__________________________________________7
ВЫВОД______________________________________________________20
ЛИТЕРАТУРА_______________________________________________21

Файлы: 1 файл

Проблема соотношения таких понятий.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

Генетическая заданность характерологического типа не абсолютна, но существенна, что и можно обозначить как биосоциальная детерминация. Специальных исследований на эту тему нет, но ряд фактов приводит именно к такому выводу. При исследовании подростков с помощью ПДО до реформ в России и после них распределение характерологических типов ( в процентном отношении) осталось прежним, то есть на макросоциальном уровне тип характера (или хотя бы ядерные типы) не формируется. В детских домах интернатах для сирот наблюдаются те же типы характера, что и в популяции, несмотря на максимально унифицированные условия воспитания, то есть и микросоциальная среда также не определяет тип характера, хотя, возможно, способствует усилению определенных черт (не меняя типа в целом). Явление патохарактерологического развития представляет собой усиление и заострение некоторых черт, не меняя характерологического типа в принципе. Некоторые типы (шизоидный, эпилептоидный, истероидный) считаются в психиатрии "ядерными", "органическими", что синонимично их генетической заданности. И даже специальное исследование большого контингента приемных детей, имеющих биологических родителей-преступников, показало высокую генетическую зависимость склонности к преступному поведению (но не к определенному типу криминала).

Относительная тотальность - постоянство  проявлений в разных видах деятельности и ситуаций, за исключением особо  значимых для личности, где мешающие свойства характера временно могут  контролироваться.  
Относительная стабильность во времени. Параметр стабильности (как и предыдущий - тотальности) пришел из классической работы П.Б.Ганнушкина, где он впервые развернуто описал несколько типов психопатий, определив их как крайние варианты нормального характера. Следует заметить, что если темпераментальные характеристики ребенка выявляются довольно рано, то становление типа характера в онтогенезе происходит зачастую вплоть до пубертата и в процессе него. При значительном давлении микросоциума возможно и патохарактерологическое развитие, но оба явления не противоречат указанному свойству. 
Если темперамент может иметь континуальную шкалу вариантов, то характер - только дискретную (вариативность у разных исследователей от 4 до 128, чаще в пределах двух десятков).

Микросоциальные механизмы трансформации иллюстрируются явлением патохарактерологического развития.

Тип характера также категория  не оценочная. Например, известно явление  преобладания индивидуумов с эпилептоидным типом характера в криминальой среде, но лиц с этим же типом не меньше и в силовых правозащитных структурах. Обладая одинаковым набором индивидуально-психологических свойств (лидерскими способностями, склонностью к организаторской деятельности, высокими "бойцовскими" качествами, а также авторитарностью и даже властностью) эти люди оказались по разные стороны закона в силу своих личностных установок, системы нравственных ценностей. 
 
Таким образом, несмотря на обилие феноменологических описаний типов и проявлений характера, они сводятся к сумме психологических типов с клинико-психологическими дескрипторами (что создает алфавит, общий для клинических и дифференциальных психологов, а это позволяет вырабатывать общий для психиатрии и психологии язык с возможностью сопоставления экспериментальных данных).

Сам тип характера может быть выражен в разной степени: 
 
тип характера - оптимальное сочетание психологических свойств индивидуума, способствующее максимальной самореализации личности в подходящем типу характера виде деятельности или достаточно успешной социальной адаптации даже в экстремальных условиях;

акцентуация характера (понятие, введенное А.Е.Личко) - заострение некоторых черт характера, которое при воздействии ситуации на "слабое звено" данного характерологического типа или систематических попытках самореализации личности в несоответствующем типу характера виде деятельности вызывает транзиторную психологическую или социальную дезадаптацию индивидуума;

психопатия (по П.Б.Ганнушкину) - стабильные тотальные психологические свойства индивидуума, приводящие его к хронической социальной дезадаптации.

Основной дифференцирующий критерий степени выраженности характера - качество социальной адаптации. Важно отметить, что оценивать социальную адаптацию  надо по критериям ценностных категорий  самой личности, поскольку наличие  систематического криминального поведения  не является свидетельством наличия  психопатии в силу феномена криминальной адаптации личности, то есть, прочной  интериоризации асоциальных норм в процессе социализации личности в маргинальной среде. 
 
Понятие личности также не имеет строгого или хотя бы четко очерченного определения. Сюда вносят положительную или отрицательную социальную направленность, систему ценностных ориентаций, диспозиции, стереотипы поведения, иерархию мотивов и прочее. В.И.Кашкаров, также указывая на нечеткость понятия личности, где личностные, характерологические и темпераментальные свойства перечислялись рядоположенно, предлагал считать "личностью" только социально-психологические свойства индивида, детерминированные социальными факторами. Б.Ф.Ломов определяет направленность личности как ее системообразующую характеристику, в которой выражены цели, мотивы и субъективное отношение к действительности, то есть, явно социально-психологические свойства. В.А.Тихоненко также возражает против синкретического подхода, предлагая применять категориальный аппарат этики (структура морали, способность к моральной регуляции деятельности, система моральных отношений) и оставляя для понятия "характер" особенности организации эмоционально-волевых и когнитивных процессов. 

По сути происходит возвращение к концепции В.Н.Мясищева, где личность определяется как система отношений субъекта, и к взглядам Б.Г.Ананьева на личность как на ту часть индивидуальности, которая формируется в процессе социализации индивида. В обеих концепциях очевидны социальные детерминанты личностных образований. 
 
В общей формуле В.И.Гинецинского - "механизм, обеспечивающий единство в множественности проявлений человека в отношениях с другими людьми" - также звучит социальный аспект.

В настоящее время определение  личности как человека в его социальных детерминантах считается общепризнанным (5).

Таким образом, личность - нормо-этический, социально-детерминированный уровень свойств индивидуума, проявляющийся в системе ценностных ориентаций, характере отношений с другими людьми, иерархии мотивов, системе моральных и этических критериев, гуманной направленности, развитии нравственного самосознания. 
 
Фундаментальные характеристики:

высокий, по сравнению с темпераментом  и характером (в рамках индивидуума), социально-психологический организационный уровень;

микро-, мезо- и макросоциальные  факторы формирования (чисто социальная детерминация);

вариативность в разных видах деятельности (вариации системы отношений в  разных социальных группах);

значительная вариативность во времени (длительный период становления, зрелость личности не коррелирует с хронологическим возрастом); 
 
шкала вариантов совсем неизвестна и может быть исследована только после длительного периода изучения отдельных компонент личности и установления перечня этих составляющих;

механизмы трансформации чисто  социальные;

то оценочная категория (социально-положительная  и отрицательная личность). 
 
Интеллект, или познавательные способности.

И, наконец, нельзя игнорировать тот  факт, что познавательные и креативные способности индивидуума являются неотъемлемой частью его индивидуальности. В то же время при обыденном и профессиональном описании личности другого человека его интеллектуальные возможности не включаются в личность как таковую, а отмечаются отдельно. Отражается ли в этом осознание "отдельности" когнитивной сферы от личностной, ее субстанциальности или это миф обыденного сознания - в настоящее время трудно решить, нет ни экспериментальных данных, ни теоретических соображений, да и как проблема в психологии личности эта тема еще не звучала. Но будем опираться на сложившуюся в психологии традицию отделять познавательную сферу человека от его личности, что нашло свое воплощение в главах учебников, посвященных общим и частным (специальным) способностям.

Вряд ли удастся описать (даже предположительно) когнитивную сферу по всем тем  категориям, которые были в теоретической  части - это отдельная тема и проблема, но давно известно, что специальные  способности в максимальной степени  обусловлены наследственностью, а  общие (уровень интеллекта, "флюидный" интеллект, обучаемость, базовый интеллект - в разных концепциях) более, чем наполовину (в среднем по оценкам специалистов на 80%) наследственностью. Понимая роль культурной среды (культурно-историческая концепция генезиса высших психических функций получает все более мощное экспериментальное подтверждение), все же следует признать приоритет за генетической детерминацией уровня интеллектуального развития хотя бы в таком ее варианте, как вероятный потолок развития IQ индивидуума при благоприятных социальных условиях (но не эрудиции, профессионализма, логических автоматизмов и, тем более, профессиональной карьеры). Таким образом, становится ясно, что ставить когнитивные и креативные способности индивидуума в один ряд с личностью в ее чисто социальной детерминации нельзя. Место их на одном уровне с характером, но и включать их в него тоже не приходится. То есть, еще отчетливее вырисовывается проблема места когнитивных и креативных (в целом - познавательных) общих и специальных способностей индивидуума в иерархической структуре индивидуальности.

 

 

 

 

ВЫВОД. 
 
Таким образом, соотношение психологических образований "индивид", "темперамент", "характер", "познавательные способности", "личность" и "индивидуальность" представляется не линейным, а в виде иерархической структуры с отношениями включенности, где система "индивидуальность" является более общей, родовой, интегративной по отношению к своим подсистемам "индивид", "темперамент", "характер", "способности" и "личность". 
 
Осталось дать общую формулировку, дефиницию заглавного концепта, подводящую итог всему дискурсу.

Индивидуальность - уникальное сочетание индивидных свойств, темперамента, характера, общих и специальных когнитивных и креативных способностей, личностных свойств, целокупно представляющее данного индивидуума.

Все пять рассмотренных подсистем - индивидные параметры, темперамент, характер, общие и специальные познавательные способности и личность - имеют  свой диапазон и тип (дискретный или  континуальный) вариативности. Эта  вариативность ограничена механизмами, соответствующими природе образования (биологическими, психическими, психологическими, социальными или иными). Отсюда возникает  принципиальная возможность классификации  индивидуумов в рамках каждой подсистемы. Теряется ли при этом уникальность человеческой личности (в философском  смысле), "поверенная алгеброй" естественнонаучного  исследования? Как известно, количество комбинаций нескольких признаков определяется суперпозицией длин алфавитов каждого  признака (в данном случае - каждой подсистемы). Таким образом, это количество комбинаций приближается или даже существенно  превышает популяцию Homo sapiens sapiens, что и приводит к искомой уникальности.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1969. - 339с.
  2. Веккер Л.М. Психические процессы. - Л.: ЛГУ. - том1, 1974 - 335с.; том2, 1976 - 343с.; том3, 1981 - 327с.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. - Киев: Головное изд-во издательского объединения "Вища школа", 1981. - 392с. 
    584с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - 304с. 
    1971г.
  5. Панферов В.Н. Психология человека: человек и его психические свойства. - СПб., 1996. - 52с..
  6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод /Авт. вступ. статья П.С.Гуревич. - М.: Республика, 1994. - 447с.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608с.

 


Информация о работе Проблема соотношения понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность