МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Педагогика»
«Проблема типологии молодежной
субкультуры в отечественной педагогике»
Выполнил: студент 2 курса
1 группы очной формы
обучения (квалификация: бакалавриат
по направлению 050100 «Педагогическое
образование», профиль «История
и обществознание»)
гуманитарного факультета
Баранов Глеб Андреевич
__________ «__» _________2013г.
подпись
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей и педагогической
психологии Степанова Галина Семёновна
____________ «__» _________2013г.
подпись
|
ВОРОНЕЖ 2014
Содержание:
Введение ……………………………………………………………...3-5
1) Зарождение молодежной субкультуры………………………..…6-8
2)
Изучение типов молодежных субкультур………………......…..9-12
3) Примеры
основных субкультур………………………….....…..13-29
3.1.
Хиппи (в СССР)…………………………………………….….13-15
3.2.
Люберы…………………………………………………………15-16
3.3.
Металлисты (в СССР и России)…………………………..…..16-18
3.4. Панки……………………………………………………….…..18-19
3.5.Готы……………………………………………………………..20-22
3.6.Скинхеды…………………………………………………….…23-24
3.7.Футбольные фанаты………………………………………...…24-25
3.8.Байкеры…………………………………………………………26-28
3.9.
Эмо……………………………………………………………..28-29
4)
Заключение……………………………………………………...30-
Список использованной литературы…………………………..
ВВЕДЕНИЕ:
Изучение молодежных субкультур
составляет важное направление социологии
молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике
обратились ведущие социологи разных
стран мира; в отечественной же социологии
анализ молодежных субкультурных феноменов
до конца 80-х годов велся в весьма узких
рамках. В известной мере это объяснялось
тем, что указанные феномены в силу утвердившихся
научных парадигм воспринимались как
социальная патология.
Субкультура-
система ценностей, установок, способов
поведения и жизненных стилей, которая
присуща относительно небольшой социальной
общности, пространственно и социально
в большей или меньшей степени обособленной.
Атрибуты субкультуры- ритуалы как устойчивые
образцы поведения, ценности чаще всего
отличаются от таковых в господствующей
культуре, хотя с ними и связаны, а также
определенный образ жизни и поведения.
Термин «молодежная культура»
- собирательный. В своем расширительном
значении он включает все, что относится
к культуре людей определенного возраста
– от подростков до тех, кому за 30, но не
больше 40. Однако, как правило, этот термин
употребляется для обозначения культуры,
создаваемой взрослыми для молодых. А
поскольку современные развитые общества
– это общества массовой культуры, то
молодежную культуру – правомерно рассматривать
как часть массовой культуры, ориентированной
на молодежь. Иначе говоря, у молодежной
культуры есть предполагаемый потребитель
молодежь, эта культура носит коммерческий
характер и действует по законам рынка,
поскольку помогает ее создателям зарабатывать
деньги.
Термин «молодежная субкультура»
несет совсем иной смысл. Под ним понимается
культура, создаваемая самими молодыми
людьми для себя с целью самореализации,
самоидентификации, выработки социальных
ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих
целей молодежная субкультура не преследует,
более того, она не стремится себя афишировать.
Под термином «неформальные
молодежные объединения» понимаются
группы (объединения), которые
образуются независимо от желаний и намерений
взрослых и являются результатом соответствующих
действий самих молодых людей.
Молодежная субкультура рождается
и существует в связи с определенными
потребностями молодых людей социализироваться
и при этом активно заявить о себе. Принято
считать, что молодым «свойствен дух противоречия,
что для них нет пророков в своем отечестве»,
другими словами, они по сути своей во
многом слывут нигилистами, оппозиционерами
по отношению к традиционно-консервативным
ценностям и процессам. Им тесно в рамках
тех жизненных норм и правил, которые исповедовали
их отцы и деды. Часто молодежи свойственна
категоричность суждений, максимализм,
неприятие советов, их тяготит подчинение
существующим моделям общественного развития,
они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному,
для них характерны динамичность, открытость
миру, ранимость, повышенная эмоциональная
реакция, оптимизм, романтические устремления,
идеализация новизны.
В основе молодежной субкультуры
лежит особый способ мироотношения со
своей системой духовных ценностей. Молодежная
субкультура - это и особый образ жизни,
который разделяют в основном живущие
им непосредственно или сочувствующие.
Молодежная субкультура - это не что иное,
как форма самовыражения молодых. Какие
цели ставят себе молодые в жизни: изменить
мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить
с себя ярмо стереотипов, отказаться от
социальных канонов, утвердить альтернативную
жизненную позицию по отношению к ранее
существующей и закрепить ее в различных
социокультурных догмах. Система ценностей,
разделяемая молодежью, носит, как правило,
автономный характер.
В последние десятилетия изучение
молодежных субкультур является наиболее
актуальной и популярной. Это обусловлено
тем, что именно молодежная субкультура
является отражением процессов изменения
общества, показателем, отражающим существующие
в социуме политические, социальные и
другие проблемы. Проблемы молодежи обостряются,
что ведет к росту отчуждения молодежи
от общества, государства, семьи. Одно
из решений этих проблем, как считает молодежь
- реализация себя в системе молодежных
субкультур, т.к. стилю существования молодежных
субкультур свойственна опора на собственный
жизненный уклад, систему ценностей, стиль.
Однако данный стиль существования молодежных
субкультур зачастую вступает в противоречие
с действующими в обществе социальными
нормами.
Перед
педагогической наукой стоит
задача осознания разрыва поколений,
формирования и развития молодежных
субкультур. Именно сейчас необходимо
пристально изучать процессы, происходящие
в молодежных субкультурах, идеология
которых вырабатывает собственные
механизмы преодоления кризисных
ситуаций адаптации молодежи, как
среди сверстников, так и в отношениях
со старшими.
- Зарождение молодежной
субкультуры.
Молодежные субкультуры
– относительно новый феномен. Впервые
они появились в США в 50-е годы ХХ столетия,
где вначале были восприняты как курьез
или отклонение от нормы. Однако шло время,
и явление не сходило на нет: на смену одним
субкультурам приходили другие, более
того, они стали возникать во всех индустриально
развитых общественных системах, вступавших
в постиндустриальную стадию. Переход
к постиндустриализму сопровождался резким
увеличением периода обучения, необходимого
подрастающему поколению для овладения
будущей профессией.
Ранее,
в традиционных обществах освоение секретов
ремесла не требовало долгого времени,
и дети ремесленников (ткачей, сапожников,
горшечников и т.п.) росли, перенимая навыки
у родителей. Возмужав, биологически став
взрослыми, они могли проявить себя в деле,
профессии, обрести полный социальный
статус и начать автономную от родителей
жизнь, материально обеспечивая собственную
семью.
В современных
развитых обществах по причине чрезвычайного
усложнения всех производств молодому
человеку проявить себя в «ремесле» практически
невозможно, для овладения практически
любой профессией нужен слишком длительный
период. В результате самостоятельность
приходит к нему значительно позднее.
Возникают «ножницы»: биологически он
уже взрослый, а полного социального статуса
у него еще долго не будет. Положение усугубляется
и биологической акселерацией, в силу
которой в старших классах обучаются,
с физиологической точки зрения, вовсе
не дети. Эта ситуация приводит к появлению
нового феномена для развитых общественных
систем – «социальное детство». В чем
его суть?
Большинство
подростков после завершения обязательного
образования, которое, как правило, во
многих индустриальных и постиндустриальных
странах приходится на окончание средней
школы, продолжают учиться: в техникумах,
колледжах, вузах. Они заранее знают, что
впереди у них очень долгие годы учебы.
Поэтому и окончание детства значительной
части сегодняшних школьников видится
несколько абстрактно и представляется
весьма отдаленным событием жизни.
В социальном
плане это оборачивается тем, что, все
выше поднимающаяся планка длительности
периода обязательного образования, превращает
его практически в бесцельное (11 лет обучения
в школе, затем в институте 5-6 лет). Если
к этому прибавить обучение между школой
и институтом в колледже или профессиональном
училище, обучение в аспирантуре после
окончания института, а для врачей и в
ординатуре, то в сумме получится
не менее 20 лет. Таким образом, специалистом
в современном индустриально-развитом
обществе человек становится очень поздно,
годам к 35.
Кроме того,
официально признанный длительный период
«невзрослости» сам по себе существенно
ослабляет для многих молодых людей и
стремление к успеху, и желание вхождения
во взрослую жизнь. Попытка различными
способами сохранить, чуть ли не навсегда,
право на «детскую» безответственность,
поначалу озадачившее исследователей
молодежи, было отмечено на Западе еще
в начале 60-х годов ХХ столетия: движение
хиппи, стремившихся выйти из естественного
процесса социального взросления и, с
одной стороны, пользоваться преимуществами
взрослой жизни, когда человек сам может
решать, как ему поступать, а, с другой,
одновременно ни за что не отвечать (первое
проявление молодежного социального «вечного
детства»). Чуть позже отечественные хиппи
именно так впервые и заявили о себе. В
Москве 1 июня 1967 г. в День защиты детей
они вышли на «демонстрацию» к памятнику
Пушкина с плакатами: «Живите как дети,
в мире, спокойствии! Не гонитесь за призрачными
ценностями!».
Э. Фромм, говоря о студенческой революции
60-х годов в США, отмечал, что, суть идеалов
«революционной» молодежи того времени
сводилась к тому, чтобы «снова стать детьми».
Современные
биологически и физиологически взрослые
«социальные дети», нуждаются в самоутверждении
и самовыражении. Как им удовлетворить
эту потребность? Профессионально они
это сделать еще не могут, поскольку только
обучаются будущей профессии; собственной
материальной самостоятельности (за редкими
исключениями) у них тоже еще нет, из-за
чего невозможна и независимость от родительской
семьи.
Выход из
данной ситуации был найден в молодежной
субкультуре, отличной от культуры отцов,
поскольку именно в мире последних молодой
человек не мог проявить себя «должным
образом». Потребность в самовыражении
и неопределенность социальной роли молодых
людей, порождающие неуверенность в занимаемых
социальных статусах, приводит их к спонтанному
созданию неформальных молодежных объединений,
цель которых – самовыражение и выработка
собственного социального статуса, признаваемого
окружающими.1
2. Изучение типов молодежных субкультур
Феномен
молодежной субкультуры является одной
из проблем современной педагогики. Педагоги-теоретики
и педагоги-практики исследуют данное
явление с целью разработки педагогических
коррекционных технологий по работе с
представителями молодежных субкультур.
Сложность заключается в том, что феномен
молодежной субкультуры проявляется через
множество форм и явлений. Их различие
влечет необходимость выявления различных
типов молодежных субкультур. Для того
чтобы выявить сущностные характеристики
исследуемого явления, ученые прибегают
к типологизации субкультур, что является
одним из распространенных способов изучения
молодежной субкультуры.
А.В.
Толстых типологизирует молодежные субкультуры
по направлениям деятельности. Она выделяет
общественно-политические группы (своей
целью они ставят пропаганду определенных
общественно-политических взглядов); радикалы
(во главе стоят в основном представители
старшего поколения); эколого-этические
группы; группы образа жизни (собственно
неформально-молодежные объединения:
панки, хиппи); нетрадиционно-религиозные
группы (например, сатанисты); группы по
интересам (спортивные и музыкальные фанаты)2.
Данная типология позволяет проследить,
что является связующим звеном, объединяющим
молодых людей в ту или иную субкультуру,
поскольку явление молодежных субкультур
связано со стремлением молодежи найти
себе единомышленников и преодолеть сложность
своего бытия не индивидуально, а в коллективной
форме, ощущая поддержку себе подобных.
Но, с другой стороны, такая типология
не охватывает всех разновидностей молодежной
субкультуры.
Г.А.
Нигматулина в своем исследовании предлагает
типологизировать молодежные субкультуры
по характеру проявления в обществе:
1)толерантные
(субкультуры, отстраненные от внешнего
мира и не демонстрирующие своего отношения
к нему: байкеры, брейкеры, реперы);
2)
нигилистические (субкультуры, демонстрирующие
свой собственный стиль и ценности, но
не в качестве протеста, а как альтернативу:
мажоры, битники);
3)негативно-настроенные
(демонстрирующие свое отрицательное
отношение к господствующей культуре,
но не стремящиеся ее разрушить: хиппи,
панки);
4)
агрессивные (представляющие активные
формы протеста против существующей культуры:
скинхеды)3.
Эта
типология очень конструктивна, поскольку
она позволяет выявить отношение конкретной
субкультуры к обществу, а также, что представляется
не менее важным, посмотреть, как осуществляется
культурно-ценностный выбор людей, пред
которым они оказываются в силу несформированности
и неустойчивости личности человека в
молодом возрасте.