Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………...3-5
1) Зарождение молодежной субкультуры………………………..…6-8
2) Изучение типов молодежных субкультур………………......…..9-12
3) Примеры основных субкультур………………………….....…..13-29
3.1. Хиппи (в СССР)…………………………………………….….13-15
3.2. Люберы…………………………………………………………15-16
3.3. Металлисты (в СССР и России)…………………………..…..16-18
3.4. Панки……………………………………………………….…..18-19
3.5.Готы……………………………………………………………..20-22
3.6.Скинхеды…………………………………………………….…23-24
3.7.Футбольные фанаты………………………………………...…24-25
3.8.Байкеры…………………………………………………………26-28
3.9. Эмо……………………………………………………………..28-29
4) Заключение……………………………………………………...30-
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Педагогика»

«Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике»

Выполнил: студент 2 курса

1 группы очной формы  обучения (квалификация: бакалавриат  по направлению 050100 «Педагогическое  образование», профиль «История  и обществознание»)

гуманитарного факультета

Баранов Глеб Андреевич

__________ «__» _________2013г.

   подпись

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Степанова Галина Семёновна

____________ «__» _________2013г.

   подпись                              




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                                        ВОРОНЕЖ 2014

 

Содержание:

 
Введение ……………………………………………………………...3-5

1) Зарождение молодежной субкультуры………………………..…6-8 

2) Изучение типов молодежных субкультур………………......…..9-12

3) Примеры основных субкультур………………………….....…..13-29

3.1. Хиппи (в СССР)…………………………………………….….13-15

3.2. Люберы…………………………………………………………15-16

3.3. Металлисты (в СССР и России)…………………………..…..16-18

3.4. Панки……………………………………………………….…..18-19

3.5.Готы……………………………………………………………..20-22

3.6.Скинхеды…………………………………………………….…23-24

3.7.Футбольные фанаты………………………………………...…24-25

3.8.Байкеры…………………………………………………………26-28

3.9. Эмо……………………………………………………………..28-29

4) Заключение……………………………………………………...30-

Список использованной литературы…………………………..

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

       Субкультура- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Атрибуты субкультуры- ритуалы как устойчивые образцы поведения, ценности чаще всего отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны, а также определенный образ жизни и поведения.

Термин «молодежная культура» - собирательный. В своем расширительном значении он включает все, что относится к культуре людей определенного возраста – от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40. Однако, как правило, этот термин употребляется для обозначения культуры, создаваемой взрослыми для молодых. А поскольку современные развитые общества – это общества массовой культуры, то молодежную культуру – правомерно рассматривать как часть массовой культуры, ориентированной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры есть предполагаемый потребитель молодежь, эта культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, поскольку помогает ее создателям зарабатывать деньги.

Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать.

Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются

группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.

 

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойствен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны. 

 В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

       В последние десятилетия изучение молодежных субкультур является наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения общества, показателем, отражающим существующие в социуме политические, социальные и другие проблемы. Проблемы молодежи обостряются, что ведет к росту отчуждения молодежи от общества, государства, семьи. Одно из решений этих проблем, как считает молодежь - реализация себя в системе молодежных субкультур, т.к. стилю существования молодежных субкультур свойственна опора на собственный жизненный уклад, систему ценностей, стиль. Однако данный стиль существования молодежных субкультур зачастую вступает в противоречие с действующими в обществе социальными нормами.

       Перед  педагогической наукой стоит  задача осознания разрыва поколений, формирования и развития молодежных  субкультур. Именно сейчас необходимо  пристально изучать процессы, происходящие  в молодежных субкультурах, идеология  которых вырабатывает собственные  механизмы преодоления кризисных  ситуаций адаптации молодежи, как среди сверстников, так и в отношениях со старшими.

     

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарождение молодежной субкультуры. 

 Молодежные субкультуры – относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. Переход к постиндустриализму сопровождался резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией.

       Ранее, в традиционных обществах освоение секретов ремесла не требовало долгого времени, и дети ремесленников (ткачей, сапожников, горшечников и т.п.) росли, перенимая навыки у родителей. Возмужав, биологически став взрослыми, они могли проявить себя в деле, профессии, обрести полный социальный статус и начать автономную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью.

       В современных развитых обществах по причине чрезвычайного усложнения всех производств молодому человеку проявить себя в «ремесле» практически невозможно, для овладения практически любой профессией нужен слишком длительный период. В результате самостоятельность приходит к нему значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Положение усугубляется и биологической акселерацией, в силу которой в старших классах обучаются, с физиологической точки зрения, вовсе не дети. Эта ситуация приводит к появлению нового феномена для развитых общественных систем – «социальное детство». В чем его суть?

       Большинство подростков после завершения обязательного образования, которое, как правило, во многих индустриальных и постиндустриальных странах приходится на окончание средней школы, продолжают учиться: в техникумах, колледжах, вузах. Они заранее знают, что впереди у них очень долгие годы учебы. Поэтому и окончание детства значительной части сегодняшних школьников видится несколько абстрактно и представляется весьма отдаленным событием жизни.

       В социальном плане это оборачивается тем, что, все выше поднимающаяся планка длительности периода обязательного образования, превращает его практически в бесцельное (11 лет обучения в школе, затем в институте 5-6 лет). Если к этому прибавить обучение между школой и институтом в колледже или профессиональном училище, обучение в аспирантуре после окончания института, а для врачей и в ординатуре, то в сумме получится не менее 20 лет. Таким образом, специалистом в современном индустриально-развитом обществе человек становится очень поздно, годам к 35.

       Кроме того, официально признанный длительный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь. Попытка различными способами сохранить, чуть ли не навсегда, право на «детскую» безответственность, поначалу озадачившее исследователей молодежи, было отмечено на Западе еще в начале 60-х годов ХХ столетия: движение хиппи, стремившихся выйти из естественного процесса социального взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда человек сам может решать, как ему поступать, а, с другой, одновременно ни за что не отвечать (первое проявление молодежного социального «вечного детства»). Чуть позже отечественные хиппи именно так впервые и заявили о себе. В Москве 1 июня 1967 г. в День защиты детей они вышли на «демонстрацию» к памятнику Пушкина с плакатами: «Живите как дети, в мире, спокойствии! Не гонитесь за призрачными ценностями!». 
Э. Фромм, говоря о студенческой революции 60-х годов в США, отмечал, что, суть идеалов «революционной» молодежи того времени сводилась к тому, чтобы «снова стать детьми».

       Современные биологически и физиологически взрослые «социальные дети», нуждаются в самоутверждении и самовыражении. Как им удовлетворить эту потребность? Профессионально они это сделать еще не могут, поскольку только обучаются будущей профессии; собственной материальной самостоятельности (за редкими исключениями) у них тоже еще нет, из-за чего невозможна и независимость от родительской семьи.

       Выход из данной ситуации был найден в молодежной субкультуре, отличной от культуры отцов, поскольку именно в мире последних молодой человек не мог проявить себя «должным образом». Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающие неуверенность в занимаемых социальных статусах, приводит их к спонтанному созданию неформальных молодежных объединений, цель которых – самовыражение и выработка собственного социального статуса, признаваемого окружающими.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение типов молодежных субкультур

Феномен  молодежной  субкультуры  является одной  из  проблем  современной  педагогики.  Педагоги-теоретики  и  педагоги-практики  исследуют  данное  явление  с  целью  разработки  педагогических  коррекционных  технологий  по  работе  с  представителями  молодежных  субкультур.  Сложность  заключается  в  том,  что  феномен  молодежной  субкультуры  проявляется  через  множество  форм  и  явлений.  Их  различие  влечет  необходимость  выявления  различных  типов  молодежных  субкультур.  Для  того  чтобы  выявить  сущностные  характеристики  исследуемого  явления,  ученые  прибегают  к  типологизации  субкультур,  что  является  одним  из  распространенных  способов  изучения  молодежной  субкультуры. 

А.В.  Толстых  типологизирует  молодежные  субкультуры  по  направлениям  деятельности.  Она  выделяет  общественно-политические  группы  (своей  целью  они  ставят  пропаганду  определенных  общественно-политических  взглядов);  радикалы  (во  главе  стоят  в  основном  представители  старшего  поколения);  эколого-этические  группы;  группы  образа  жизни  (собственно  неформально-молодежные  объединения:  панки,  хиппи);  нетрадиционно-религиозные  группы  (например,  сатанисты);  группы  по  интересам  (спортивные  и  музыкальные  фанаты)2.   Данная  типология  позволяет  проследить,  что  является  связующим  звеном,  объединяющим  молодых  людей  в  ту  или  иную  субкультуру,  поскольку  явление  молодежных  субкультур  связано  со  стремлением  молодежи  найти  себе  единомышленников  и  преодолеть  сложность  своего  бытия  не  индивидуально,  а  в  коллективной  форме,  ощущая  поддержку  себе  подобных.  Но,  с  другой  стороны,  такая  типология  не  охватывает  всех  разновидностей  молодежной  субкультуры. 

Г.А.  Нигматулина  в  своем  исследовании  предлагает  типологизировать  молодежные  субкультуры  по  характеру  проявления  в  обществе:

1)толерантные  (субкультуры,  отстраненные  от  внешнего  мира  и  не  демонстрирующие  своего  отношения  к  нему:  байкеры,  брейкеры,  реперы); 

2) нигилистические  (субкультуры,  демонстрирующие  свой  собственный  стиль  и  ценности,  но  не  в  качестве  протеста,  а  как  альтернативу:  мажоры,  битники); 

3)негативно-настроенные  (демонстрирующие  свое  отрицательное  отношение  к  господствующей  культуре,  но  не  стремящиеся  ее  разрушить:  хиппи,  панки); 

4) агрессивные  (представляющие  активные  формы  протеста  против  существующей  культуры:  скинхеды)3. 

Эта  типология  очень  конструктивна,  поскольку  она  позволяет  выявить  отношение  конкретной  субкультуры  к  обществу,  а  также,  что  представляется  не  менее  важным,  посмотреть,  как  осуществляется  культурно-ценностный  выбор  людей,  пред  которым  они  оказываются  в  силу  несформированности  и  неустойчивости  личности  человека  в  молодом  возрасте.

Информация о работе Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике