Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………...3-5
1) Зарождение молодежной субкультуры………………………..…6-8
2) Изучение типов молодежных субкультур………………......…..9-12
3) Примеры основных субкультур………………………….....…..13-29
3.1. Хиппи (в СССР)…………………………………………….….13-15
3.2. Люберы…………………………………………………………15-16
3.3. Металлисты (в СССР и России)…………………………..…..16-18
3.4. Панки……………………………………………………….…..18-19
3.5.Готы……………………………………………………………..20-22
3.6.Скинхеды…………………………………………………….…23-24
3.7.Футбольные фанаты………………………………………...…24-25
3.8.Байкеры…………………………………………………………26-28
3.9. Эмо……………………………………………………………..28-29
4) Заключение……………………………………………………...30-
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

Исследователь  Т.В.  Латышева  в  своей  работе  типологизирует  молодежные  субкультуры  по  стадиям  их  внутреннего  развития.  Согласно  данной  типологии  выделяются  субкультуры  прошлого  (40  -  80-е  гг.  XX  в.,  не  существующие  в  настоящее  время:  моды,  стиляги, тедди-бойз);  реанимированные  субкультуры  (воспроизводящие  стилистику  субкультур  60  -  90-х  гг.  XX,  их  идеология  и  основные  ценностные  ориентации  подверглись  значительной  трансформации:  хиппи,  готы);  современные  субкультуры  (зародились  многие  десятилетия  назад  и  сейчас  не  теряют  популярности)4. 

Данная  типология  представляется  весьма  ценной,  поскольку  она  позволяет  выделить  этапы  становления  молодежных  субкультур  и  проследить  их  эволюцию.

Поскольку  молодежная  субкультура  динамична  и  изменчива,  создаваемые  типологии  являются  правомочными  для  конкретного  исторического  времени  и  социума.  Такой  подход  характерен  и  для  следующей  типологии  молодежных  субкультур,  предложенной  отечественным  автором  С.И.  Левиковой.  Исследователь  учитывает  долю  участия  молодого  человека  в  той  или  иной  субкультуре  и  выделяет  «чистые»  молодежные  субкультуры  (являющиеся  самоцелью  для  молодых  людей  и  закрытыми  для  представителей  не  только  других  поколений,  но  и  для  «чужих»  вообще)  и  «смешанные»  (участие  в  которых  –  не  самоцель,  а  дополнение,  компенсация  недополученного  молодым  человеком  в  формальных  социальных  институтах). 

Развивая  идею,  положенную  в  основу  данной  типологии  С.С.  Карпиленя  в  своей  диссертации  дополняет  ее  степенью  «открытости»  молодежных  субкультур  для  других  молодых  людей.  По  этому  критерию  автор  выделяет  «закрытые»  молодежные  субкультуры  (членство  в  которых  строго  фиксируется);  «полузакрытые»  (допускающие  приток  некоторого  количества  молодых  людей  в  свои  ряды,  не  полностью  разделяющих  идеи  и  взгляды  данной  группы)  и  «открытые»  (состоящие  из  представителей  различных  молодежных  течений  и  направлений,  но  группирующихся  вокруг  одного  идейного  центра)5. 

Существуют  и  другие  виды  типологий.  Так,  Т.  Исламшина  делит  молодежные  субкультуры  по  ведущим  ценностным  устремлениям  молодежи 6;  С.С.  Фролов  предлагает  типологизации  по  принадлежности,  по  взаимоотношениям  и  по  степени  общения  молодых  людей 7;  А  Башлачев  делит  молодежные  субкультуры  по  степени  конформности 8;  критерий  «непересекаемости  молодежных  миров»  положен  в  типологию  А.  Тарасова 9 и  множество  других. 

Анализ  различных  типов  молодежных  субкультур  показывает,  что  это  явление  динамичное  и  развивающееся,  проявляющееся  через  множество  форм.  Они  различаются  по  своему  происхождению  и  внутренней  организации,  в  различное  историческое  время  одни  представляют  большую  актуальность,  нежели  чем  другие.  Молодые  люди  в  поисках  своей  идентичности  могут  принадлежать  сразу  нескольким  молодежным  субкультурам,  что  необходимо  учитывать  при  осуществлении  профилактической  и  коррекционной  педагогической  работе  с  их  представителями.  Большое  разнообразие  типологий  и  классификаций  говорит  о  том,  что  феномен  молодежной  субкультуры  является  многогранным,  и  он  не  может  быть  изучен  с  позиции  какой-то  одной  из  типологии. 

 

 

3.Примеры основных субкультур

3.1 Хиппи (в СССР)

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Петербурге— «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» друзьям, существует символика фенечек) и другие10. 
Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

 

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:

— Только бэд у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно? 
Мэн (устало): — Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла: — Ну вот, уже подписал!

— С. Печкин «100 хипповских телег»11

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х. 

Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ. Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в «сеть» вызвало к жизни термин киберхиппи.

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и иную ценность.

 

3.2 Люберы

Название произошло от города Люберцы под Москвой, где и зародилось движение12. Люберы занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Активно пропагандировали здоровый образ жизни. Враждовали с неформалами: хиппи, панками, металлистами и т. п. Жёсткая система тренировок и последующего отбора позволила им развить высокую боеспособность.

Люберы предпочитали свободную одежду: широкие штаны. В зимнее время надевали обтягивающие вязаные шапочки, белые шарфы.

«Характерная униформа» люберов: широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие чёрные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.

Из-за ношения клетчатых брюк и кепок самих люберов иногда называли «Клетчатые». Впоследствии, однако, штаны в клетку (только узкие) переняли представители других субкультур, таких как рокеры, панки и другие (хотя бы потому, что в самом начале 80-х годов в Европе штаны в синюю, красную или других цветов клетку уже носили исполнители панк-рока и его поклонники, например, группа The Exploited).

Большинство из люберов слушало то же, что и большинство советской молодежи, то есть все, что было модно — в частности Modern Talking, итальянцев, Барыкина, Любэ, Арию, начиная с 1987—1988 годов — Кино и Наутилус Помпилиус. Песня группы ДДТ «Мама, я любера люблю» была исключительно популярна в Люберцах с момента своего появления. Пользовались популярностью всякие поздне-советские попсовые группы-однодневки (к примеру, «Ласковый бык»), а в конце 1980-х — «Сектор Газа». Были и такие, кто слушал «Зоопарк».

3.3. Металлисты (в СССР и России)

В начале 80-х годов XX века в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР появились первые поклонники зарубежных «металлических» групп, носившие соответствующую атрибутику.

Типичную моду среди металлистов можно описать так13:

  • Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост)

  • Преимущественно чёрный цвет в одежде

  • Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.

  • Банданы

  • Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой группы.

  • Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.

  • Нашивки с логотипами любимых метал-групп.

  • Короткие или высокие сапоги с цепями — «казаки». Тяжелая обувь — «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты), кожаные кроссовки.

  • Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы

  • Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах

  • Часто — длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)

  • Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев

 Металлисты испытывали прессинг со стороны милиции, а также со стороны представителей неформального движения люберов и другой маргинальной хулиганствующей молодежи, пытавшихся при помощи кулаков исправить музыкальные пристрастия металлистов. Советская официальная пропаганда негативно реагировала на появление новой субкультуры, пришедшей из-за рубежа. Концерты проходили нелегально, музыка иностранных исполнителей метала не звучала ни по радио, ни с экранов телевидения, не распространялись записи и на легальных носителях. Поклонники привозилигрампластинки из-за рубежа и тиражировали их на магнитофонных кассетах14. Атрибутику первые советские металлисты изготавливали самостоятельно (например, для самодельных напульсников использовали дерматин, ободранный с дверей, а заклепки снимали со школьных сумок; цепи использовали сантехнические или собачьи и т. д.).15

В те же годы в Москве появились первые советские музыкальные коллективы, игравшие метал: «Круиз» (во главе с Валерием Гаиной), «Ария», «Мастер», «Коррозия Металла», «Легион», «Э.С.Т.», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Шах»

Пик волны массовой моды на метал пришелся на вторую половину 80-х годов XX века. На Московский рок-фестиваль мира в Лужниках в августе 1989 года впервые в Россию приехали зарубежные группы, в частности, Skid Row, Mötley Crüe, Cinderella, Ozzy Osbourne и Scorpions. В 1991 году на Тушинском аэродроме в Москве впервые выступили группы Metallica и Pantera. Концерт стал событием года.

В начале XXI века в России существуют металлисты различных возрастов — от зрелого до молодёжи и детей и многочисленные группы, играющие в этом стиле.

 

3.4. Панки

 Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологийи прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм),нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» и принцип «прямого действия» (direct action)16.

Некоторые индивидуумы, имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов, неонацизма (наци-панк), либо аполитичны.

Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем: панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки (Dr. Martens) и кеды (Converse). Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Моду на кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).

Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 1950-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.

В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары.

Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты(преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями.), и т. п. Многие панки делают татуировки.

Панки зачастую носят рваные, протёртые джинсы; прицепляют к джинсам цепи от собачьих поводков, так же пришивают к джинсам различные нашивки, например с логотипами любимых панк-групп.

 

 

3.5.Готы

В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному.

Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии, ибо в данных странах для этого существовали самые глубокие исторические предпосылки. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), dark folk («темный фолк») и другие.

Понятие «готическое мировоззрение» было введено самими готами, и очень многие ставят под сомнение сам факт существования готического мировоззрения. Но лично я склоняюсь к мнению, что оно присутствует хотя бы как мироощущение. Главное, к чему привело появление этого «мироощущения», это отход от привязки к конкретным музыкальным группам; началось формирование более сложной и содержательной субкультуры, ориентированной на темную романтику. В результате молодежная субкультура стала приобретать черты альтернативной культуры, опирающейся на общемировое культурное наследие.

Информация о работе Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике