Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:46, курсовая работа
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.
Введение ……………………………………………………………...3-5
1) Зарождение молодежной субкультуры………………………..…6-8
2) Изучение типов молодежных субкультур………………......…..9-12
3) Примеры основных субкультур………………………….....…..13-29
3.1. Хиппи (в СССР)…………………………………………….….13-15
3.2. Люберы…………………………………………………………15-16
3.3. Металлисты (в СССР и России)…………………………..…..16-18
3.4. Панки……………………………………………………….…..18-19
3.5.Готы……………………………………………………………..20-22
3.6.Скинхеды…………………………………………………….…23-24
3.7.Футбольные фанаты………………………………………...…24-25
3.8.Байкеры…………………………………………………………26-28
3.9. Эмо……………………………………………………………..28-29
4) Заключение……………………………………………………...30-
Список использованной литературы…………………………..
Исследователь Т.В. Латышева в своей работе типологизирует молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40 - 80-е гг. XX в., не существующие в настоящее время: моды, стиляги, тедди-бойз); реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 - 90-х гг. XX, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации: хиппи, готы); современные субкультуры (зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности)4.
Данная типология представляется весьма ценной, поскольку она позволяет выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их эволюцию.
Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежных субкультур, предложенной отечественным автором С.И. Левиковой. Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной субкультуре и выделяет «чистые» молодежные субкультуры (являющиеся самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только других поколений, но и для «чужих» вообще) и «смешанные» (участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах).
Развивая идею, положенную в основу данной типологии С.С. Карпиленя в своей диссертации дополняет ее степенью «открытости» молодежных субкультур для других молодых людей. По этому критерию автор выделяет «закрытые» молодежные субкультуры (членство в которых строго фиксируется); «полузакрытые» (допускающие приток некоторого количества молодых людей в свои ряды, не полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы) и «открытые» (состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений, но группирующихся вокруг одного идейного центра)5.
Существуют и другие виды типологий. Так, Т. Исламшина делит молодежные субкультуры по ведущим ценностным устремлениям молодежи 6; С.С. Фролов предлагает типологизации по принадлежности, по взаимоотношениям и по степени общения молодых людей 7; А Башлачев делит молодежные субкультуры по степени конформности 8; критерий «непересекаемости молодежных миров» положен в типологию А. Тарасова 9 и множество других.
Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамичное и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время одни представляют большую актуальность, нежели чем другие. Молодые люди в поисках своей идентичности могут принадлежать сразу нескольким молодежным субкультурам, что необходимо учитывать при осуществлении профилактической и коррекционной педагогической работе с их представителями. Большое разнообразие типологий и классификаций говорит о том, что феномен молодежной субкультуры является многогранным, и он не может быть изучен с позиции какой-то одной из типологии.
3.1 Хиппи (в СССР)
Представителей субкультуры хиппи (в
просторечии — хиппари, хиппаны
Советская (русская) культура хиппи сформировала
свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» —
документ) маленькая сумочка для переноски
сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» —
волосы), ленточка на лбу (по легенде —
чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок
или бисера, дарится «на память» друзьям,
существует символика фенечек) и другие10.
Немного примеров слов хиппового сленга,
которые пережили время и остались в активном
употреблении и поныне: «вписка», «герла»,
«пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер»,
«олдовый», «флэт»…
Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:
— Только бэд у меня один, а на граунде найтать
ты колданешься, придется нам на нём вдвоем
плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай,
ладно?
Мэн (устало): — Лет ит би. Ну а ты вообще как,
подписываешься?
— С. Печкин «100 хипповских телег»11
Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.
Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена
среди весьма немногочисленных представителей
молодежи. В массовом сознании слово
«хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные —
«хиппи» воспринимался как неопрятно
одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха
Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ. Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в «сеть» вызвало к жизни термин киберхиппи.
Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и иную ценность.
3.2 Люберы
Название произошло от города Люберцы под Москвой, где и зародилось движение12. Люберы занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Активно пропагандировали здоровый образ жизни. Враждовали с неформалами: хиппи, панками, металлистами и т. п. Жёсткая система тренировок и последующего отбора позволила им развить высокую боеспособность.
Люберы предпочитали свободную одежду: широкие штаны. В зимнее время надевали обтягивающие вязаные шапочки, белые шарфы.
«Характерная униформа» люберов: широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие чёрные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.
Из-за ношения клетчатых брюк и кепок самих люберов иногда называли «Клетчатые». Впоследствии, однако, штаны в клетку (только узкие) переняли представители других субкультур, таких как рокеры, панки и другие (хотя бы потому, что в самом начале 80-х годов в Европе штаны в синюю, красную или других цветов клетку уже носили исполнители панк-рока и его поклонники, например, группа The Exploited).
Большинство из люберов слушало то же, что и большинство советской молодежи, то есть все, что было модно — в частности Modern Talking, итальянцев, Барыкина, Любэ, Арию, начиная с 1987—1988 годов — Кино и Наутилус Помпилиус. Песня группы ДДТ «Мама, я любера люблю» была исключительно популярна в Люберцах с момента своего появления. Пользовались популярностью всякие поздне-советские попсовые группы-однодневки (к примеру, «Ласковый бык»), а в конце 1980-х — «Сектор Газа». Были и такие, кто слушал «Зоопарк».
3.3. Металлисты (в СССР и России)
В начале 80-х годов XX века в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР появились первые поклонники зарубежных «металлических» групп, носившие соответствующую атрибутику.
Типичную моду среди металлистов можно описать так13:
Металлисты испытывали прессинг со стороны милиции, а также со стороны представителей неформального движения люберов и другой маргинальной хулиганствующей молодежи, пытавшихся при помощи кулаков исправить музыкальные пристрастия металлистов. Советская официальная пропаганда негативно реагировала на появление новой субкультуры, пришедшей из-за рубежа. Концерты проходили нелегально, музыка иностранных исполнителей метала не звучала ни по радио, ни с экранов телевидения, не распространялись записи и на легальных носителях. Поклонники привозилигрампластинки из-за рубежа и тиражировали их на магнитофонных кассетах14. Атрибутику первые советские металлисты изготавливали самостоятельно (например, для самодельных напульсников использовали дерматин, ободранный с дверей, а заклепки снимали со школьных сумок; цепи использовали сантехнические или собачьи и т. д.).15
В те же годы в Москве появились первые советские музыкальные коллективы, игравшие метал: «Круиз» (во главе с Валерием Гаиной), «Ария», «Мастер», «Коррозия Металла», «Легион», «Э.С.Т.», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Шах»
Пик волны массовой моды на метал пришелся на вторую половину 80-х годов XX века. На Московский рок-фестиваль мира в Лужниках в августе 1989 года впервые в Россию приехали зарубежные группы, в частности, Skid Row, Mötley Crüe, Cinderella, Ozzy Osbourne и Scorpions. В 1991 году на Тушинском аэродроме в Москве впервые выступили группы Metallica и Pantera. Концерт стал событием года.
В начале XXI века в России существуют металлисты различных возрастов — от зрелого до молодёжи и детей и многочисленные группы, играющие в этом стиле.
3.4. Панки
Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологийи прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм),нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» и принцип «прямого действия» (direct action)16.
Некоторые индивидуумы, имеющие отношение
к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов, неонацизма (наци-
Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем: панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки (Dr. Martens) и кеды (Converse). Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Моду на кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).
3.5.Готы
В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному.
Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии, ибо в данных странах для этого существовали самые глубокие исторические предпосылки. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), dark folk («темный фолк») и другие.
Понятие «готическое мировоззрение» было введено самими готами, и очень многие ставят под сомнение сам факт существования готического мировоззрения. Но лично я склоняюсь к мнению, что оно присутствует хотя бы как мироощущение. Главное, к чему привело появление этого «мироощущения», это отход от привязки к конкретным музыкальным группам; началось формирование более сложной и содержательной субкультуры, ориентированной на темную романтику. В результате молодежная субкультура стала приобретать черты альтернативной культуры, опирающейся на общемировое культурное наследие.
Информация о работе Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике