Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………...3-5
1) Зарождение молодежной субкультуры………………………..…6-8
2) Изучение типов молодежных субкультур………………......…..9-12
3) Примеры основных субкультур………………………….....…..13-29
3.1. Хиппи (в СССР)…………………………………………….….13-15
3.2. Люберы…………………………………………………………15-16
3.3. Металлисты (в СССР и России)…………………………..…..16-18
3.4. Панки……………………………………………………….…..18-19
3.5.Готы……………………………………………………………..20-22
3.6.Скинхеды…………………………………………………….…23-24
3.7.Футбольные фанаты………………………………………...…24-25
3.8.Байкеры…………………………………………………………26-28
3.9. Эмо……………………………………………………………..28-29
4) Заключение……………………………………………………...30-
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Характерной чертой готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

По большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен.

Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма (создаются с использованием латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет). Но не стоит забывать, что готика - это прежде всего эстетика. Одежда, как и косметика, и украшения, должны гармонично сочетаться и подходить к внешности. Платья, юбки – самые разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки.

«Черный цвет готов уже не цвет грязи и улицы панка. Готы в черном цвете умудрились открыть целую палитру смыслов - это и защита от повседневно-банальной, псевдо-разноцветной, но на деле тотально серой жизни; и своеобразный протест против бытующих общественных стереотипов и представлений, всего стандартного и простого; и граница между миром романтики и лавиной общественной усредненности; и символ пугающей обывателей смерти и всего потустороннего, связанного с ней...»17 То есть, чёрный цвет используется больше в качестве пассивного протеста, но не провозглашения мрака. Большая часть украшений готов несет используемую ими символику: гробики, черепа, летучие мыши, древнеегипетский анк (на сегодня — международный символ всех готов) как символ вечной жизни, восьмиконечная звезда как символ хаоса и др. Кроме того, основным металлом, применяемым для украшений готов, является серебро. Готы никогда не наденут золотые украшения — символ стандартных «зажеванных» ценностей, а также цвет бессмысленно пролитой крови18.

Готы отдает свое предпочтение классической музыке, а также стилю, именуемый «неоклассик»: «Эленд», последние альбомы группы «Lacrimoza».

Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах19 :

1. Ношение «египетского креста» - анкха.

2. Ношение кулонов и подвесок  с летучей мышью, в том числе  со стилизованной летучей мышью.

3. Длинные волосы, окрашенные в  черный (иссиня) цвет. Длинные волосы  могут гармонировать с выбритыми  висками и/или более крупными  бритыми участками на голове.

4. Пирсинг на лице: язык, губы, брови 

5. Черный лак на ногтях.

6. Выбеливание лица белым 

7. Крашеные в черный (редко в  красный) цвет губы и обведенные  черным карандашом.

8. Использование в одежде поголовно  черного цвета 

9. Прослушивание классической симфонической  музыки 

 

3.6.Скинхеды

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитеры Fred Perry и Ben Sherman, джинсыLevi's, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвёрнутые джинсы20 (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен.

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads) — возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов — преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг — «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.

  • Хардкор-скинхеды — ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк-сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.

  • НС-скинхеды (англ. White Power skinheads или англ. National Socialist skinheads) — появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты, некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (White Power). В силу того, что расистские взгляды противоречат первоначальному духу движения, другие представители субкультуры оскорбительно называют НС-скинхедов бонхедами (bonehead — костеголовые)21.

  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) — «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле и радио интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.

  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) — «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма,коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

Российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.

3.7.Футбольные фанаты

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, те или иные действия на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака»22, вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд. Не отстали и фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

К концу 1970-х движение набирало силу, ряды поклонников расширялись, и на фанатов обратила внимание власть. КГБ негативно отнёсся к новому веянию молодёжи, охарактеризовав его как антисоветское. В результате многие замеченные в секторе молодые люди исключались из ВУЗов, теряли работу. Но, несмотря на это, фанаты московского «Спартака» продолжали выезжать в другие города в количестве 300—400 человек.

В середине 1980-х обстановка изменилась кардинально. После прихода к власти М. С. Горбачёва и объявления курса на перестройку, фанаты получили гораздо больше свободы, и клубы, оценив эффективность их поддержки во время выездных матчей, стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых играх.

Движение начало набирать массовость, и взгляды новой волны устремились в сторону Англии. Во многом благодаря английскому влиянию, на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, речёвки и сленг, но, что ещё более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский околофутбол.

В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма23

 

3.8.Байкеры (мотоциклисты)

Стереотипный внешний вид байкера: «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы, но иногда предпочитают носить настоящие или стилизованные каски вермахта (с рогами или без), реже - каски немецких солдат Первой мировой войны.

Наиболее часто используемая символика:

  • Флаг Конфедерации (точнее, его вариант — Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонконформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа

  • Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров — защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак — череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

  • Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает, к какому мото-клубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере — страну или город, в котором организован мото-клуб, на центральной — логотип и статус клуба.

  • 1 %. Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты — законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws).  Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1 % клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaw клуба определяется тем, что он живёт по законам МС и сложившимся неформальным традициям25.

  • Татуировка. Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства. Очень часто байкеры выбирают татуировки с изображением мотоцикла, символику и логотипы Harley-Davidson, символы свободы и дороги.

  • 13. В книге Хантера С. Томпсона «Ангелы Ада» упоминается, что нашивка в виде числа 13 означает употребление марихуаны (в английском алфавите буква «M» тринадцатая по счету)24.

  • Железный крест. Перенят у американских пилотов после Второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Надев награды врага, лётчики выражали протест против американской власти.

  • Свастика. На многих байкерах можно увидеть изображение свастики. Вопрос об этом символе неоднозначен. С одной стороны, большинство американских outlaw-байкеров, в силу многих причин, отличаются правыми взглядами. С другой стороны, есть обоснованные сомнения, что эти байкеры убеждённые, «идейные» нацисты. Во многом (но далеко не во всём) это идёт от желания эпатировать обычных, мирных граждан.

Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов25, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнинговых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность. Некоторые клубы выставляют определённые требования к объёму двигателя (например, не менее 750 см³) или марке мотоцикла.

3.9. Эмо

Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами.

Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны для подросткового возраста. Подросток получает возможность объяснить, в том числе и самому себе, некоторые особенности своего эмоционального состояния, поведения, восприятия окружающего мира, через принадлежность к данной субкультуре. Субкультура предполагает повышенную эмоциональность, психологическую дисгармоничность, инфантильность, истерические реакции и конфликтность подростка. Характерным также является показное «детское» инфантильное поведение26.

Эстетические формы субкультуры эмо транслируются за счет нескольких основных носителей. К ним относится музыка с ее надрывно-эмоциональным и агрессивным звучанием, в сочетании с сентиментально-трагической интонацией. Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж участников субкультуры. Так, для них характерно сочетание не гармонирующих друг с другом элементов одежды, элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Идеализированной нормой эмо-субкультуры являются бисексуальные отношения всех возможных вариантов.

Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками.

Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMX-еров.

Информация о работе Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике