Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:20, контрольная работа
Цель данной работы – установить, каков же механизм взаимодействия этих понятий, то есть, каков механизм превращения знаний в убеждения и взгляды личности.
Задачи – рассмотреть механизмы формирования убеждений, механизм получения знаний и выявить их взаимосвязь.
Содержание
С точки зрения современных научных концепций, недостающим звеном в теориях о том, как устроена реальность, является человеческое сознание. Поодиночке и вместе, индивидуально и коллективно, сознательно и бессознательно мы выбираем некий образ мышления и на его основе вырабатываем представления о том, что реально, что истинно, что возможно, а что нет. Результатом этих представлений и является окружающий нас мир. Именно сознание человека, его мышление и формируют для него реальность, в которой он живет и которая перестраивается под влиянием его чувств и убеждений.
Знания — это результат познания людьми предметов и явлений действительности. Они могут быть эмпирическими, недостаточно общими и теоретическими, отражающими закономерности. Знания подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формальные. Взгляды предполагают не только наличие знаний, но и известную выраженность отношения личности к действительности.
Взгляд — это понимание, оценка, дальнейшее освоение знаний. Они могут быть материалистическими или идеалистическими, правильными или ошибочными и т. д. Овладение мировоззренческими знаниями и идеями ведет к выработке мировоззрения, если они становятся глубокими и прочными убеждениями и взглядами.
Убеждения — это устойчивый "сплав" из познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных компонентов, это знания, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями. Убеждения являются внутренней опорой человека, определяющей его поведение. В них не только отражена действительность, но и выражено отношение к ней. Поэтому убеждения выступают в качестве руководства к действию, как принцип поведения и основа его оценки. Твердость убеждений позволяет человеку отстаивать свои взгляды в любых обстоятельствах.
Система знаний, взглядов и убеждений, которая нужна человеку в современных условиях, касается всех сторон его жизни и деятельности в стране, в трудовом коллективе. Практика показывает, что получение знаний не всегда сопровождается формированием конкретных убеждений личности.
Цель данной работы – установить, каков же механизм взаимодействия этих понятий, то есть, каков механизм превращения знаний в убеждения и взгляды личности.
Задачи – рассмотреть механизмы формирования убеждений, механизм получения знаний и выявить их взаимосвязь.
Убеждения — это осознанные (личностью, группой, коллективом, обществом) знания, усвоенные на рациональном и эмоциональном уровнях, содержащие в себе элементы оценочного отношения к себе, своим действиям, к окружающей социальной среде. Выработать убеждения — значит научно и практически познать и осмыслить мир, его закономерности в сложном переплетении событий и отношений, осознать значение, социальной деятельности.
Для выяснения путей и механизма формирования того или иного убеждения нужно знать его структуру. К структурным элементам убеждений можно отнести знание, оценку, чувства и волеустремление. Общий путь становления убеждения может быть прослежен на примере формирования уровня отражения действительности, например существующих в обществе нравственных отношений. Уровень и глубина отражения (знание и понимание необходимости определенных нравственных принципов и норм) в значительной степени определяют характер убеждений.
Убеждение выступает тем сложным и важным образованием в сознании человека, в котором связаны воедино знания и чувства и которое выводит его из интеллектуальной и эмоциональной сфер познания в волевую сферу, т. е. обусловливает не только направленность ориентаций, четкость позиций, но и характер и эффективность социальных действий; является важнейшим элементом общественного сознания, общественной психологии, мировоззрения личности, коллектива, общества. При этом большое значение приобретает взаимодействие информационного и оценочного знания об окружающей действительности, обо всей совокупности общественных отношений.
Информационное знание отражает свойства и качества явлений, событий, людей, а также закономерности их развития и функционирования, т. е. является материалом, на основе которого формируются сами убеждения людей. Оценочное знание (знание-оценка) содержит в себе суждение об объективных свойствах и закономерностях окружающей действительности с позиций ценности (полезности — вредности) их для субъекта.
Чувства и эмоции как составные элементы убеждения находятся в непосредственной взаимозависимости от соответствия ценностной ориентации носителя убеждений фактам действительности, а также его потребностям и интересам. Эмоциональная насыщенность оценочного знания зависит от степени адекватности или неадекватности отражения жизненных ценностей, без которых человек не мыслит своего существования и деятельности. Вместе с тем эмоциональный компонент обладает и относительной самостоятельностью в своем функционировании в рамках убеждения.
Сами по себе ни оценочное, ни информативное знание недостаточны для характеристики жизненной позиции человека или коллектива. Только наличие определенного устремления дает право судить, что идеи овладели сознанием людей и что при определенных условиях они будут действовать исходя из принятой нравственной ценности.
Таким образом, убеждения выполняют познавательную, оценочную и регулятивную функции. Познавательная функция основывается на мировоззренческих знаниях, входящих в структуру убеждения; оценочная — вытекает из влияния убеждений на оценку происходящих событий и фактов действительности; регулятивная проявляется в воздействии на поведение.
Становление убеждения непосредственно связано с самооценкой и уровнем социальных притязаний. Политические и нравственные убеждения людей — единство мировоззренческих знаний, социального опыта и реализации личностно значимых потребностей и разумных социальных предпочтений. Даже незначительные трудности в их реализации неблагоприятно сказываются на взглядах людей, лишенных прочных убеждений. Убеждения выступают своеобразным регулятором отношений между людьми, способом согласования личных, групповых и общественных интересов и действий.
Знания приобретаются человеком в течение всей его жизни – с рождения и до старости. Но основная доля получения научных теоретических знаний получается нами в школе, техникуме, высшем учебном учреждении. Можно знания получать самостоятельно путем изучения специальной литературы, исследований и экспериментов, а можно с помощью педагога и наставника. Вероятность того, что полученные знания станут основой взглядов и убеждений личности во втором случае гораздо выше. Рассмотрим роль взглядов и убеждений в разрезе социальных сфер жизни.
В современных условиях классовая оценка и политический подход определяют и содержательную (социальную), и психологическую (функциональную) стороны процесса формирования убеждений. Нравственные убеждения, утверждая и закрепляя новые отношения между людьми, формируют стойкость, дисциплинированность, выдержку, ответственность и высокую патриотичность людей. Формирование нравственных убеждений — одна из главных задач в выработке твердой нравственной позиции.
Утверждение норм морали, регулирующих поведение людей, ведется через определенные нравственные знания (знания должного поведения) к убеждениям, от них к привычкам и традициям. В основе образования нравственных привычек лежат убеждения. Разумеется, это не единственный путь. Однако при утверждении высших нравственных принципов — интернационализма, патриотизма, гуманизма и т. д. — без глубокого внутреннего осознания необходимости данных принципов никак не обойтись. Поступки, соответствующие высшим нравственным принципам, в изменяющихся ситуациях не могут быть детально и всесторонне предусмотрены нравственными нормами и требованиями. Только убеждения дают возможность найти нужное решение, правильно применить требования общего принципа к конкретной ситуации, к частному случаю должного поведения. И можно сказать, что свобода выбора в нравственном поведении непосредственно связана с убеждениями человека.
Убеждения являются фундаментом, стержнем в нравственном сознании личности. Они цементируют духовный облик, обеспечивают единство мысли и действия, принципиальность и бесстрашие в борьбе за идеалы и цели жизни. Убеждения являются необходимым условием социальной активности личности, ее участия в решении экономических и политических задач, стоящих перед обществом. От характера убеждений человека зависит выполнение им своих социальных функций.
Убеждения формируются, рождаются, развиваются и утверждаются в сознании общества и отдельного человека путем превращения знаний правил поведения, норм и принципов в эмоционально окрашенные мнения, взгляды и привычки, во внутренние позиции, мотивы и идеалы. Они являются активными факторами, обусловливающими удовлетворение и развитие материальных и духовных потребностей людей.
Нравственные убеждения формируются через механизмы воздействия на объект воспитания. Через социальные механизмы осуществляется взаимодействие личности с макро- и микросредой. Социально-психологические механизмы проявляются в процессе общения (подражание, заражение, убеждение, пример), где вырабатываются представления, которые могут соответствовать или не соответствовать общепринятым нормам и принципам морали.
Довольно яркий пример использования образования для формирования убеждений – это система народного образования в СССР — система образования, начавшая складываться в советское время. Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Идейно-нравственное воспитание трудящихся было одной из важнейших сторон деятельности Коммунистической партии Советского Союза.
В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, в речи на нем Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова большое внимание было уделено углублению идейно-политического, трудового и нравственного воспитания молодого поколения, формированию молодых строителей коммунизма, идейно убежденных и беспредельно преданных Родине, высоко образованных и способных трудиться.1
Все это обязывало педагогические коллективы еще полнее использовать возможности для дальнейшего улучшения идейно-политического, трудового, нравственного, интернационального, военно-патриотического, атеистического, эстетического и физического воспитания подрастающего поколения, совершенствования форм и методов учебно-воспитательной работы.
Но процесс воспитания ставит своей целью развитие гармоничной личности. А также воспитание содержит в себе процесс социализации. Социализация является необходимой основой последующей самореализации личности. Сформированная в результате социализации ценностная иерархия, в том числе и воплощающий высшие ценности идеал, и составляет первоначальное содержание мировоззрения личности, с которой она вступает в самостоятельную жизнь. Ярко выраженный акцент советской школы на социальное в воспитании привел к воспроизводству недостаточно творческой личности. Один из возможных путей преодоления противоречий между личным и общественным предлагает нам идея ценностного воспитания. Знания, труд, природа, человек, мир, прекрасное - основные жизненные ценности. Воспитательная деятельность в современной школе должна приобщать человека к этим ценностям, формируя основы мировоззрения.
Процесс нравственного воспитания человека имеет двусторонний характер и включает в себя деятельность, как субъекта, так и объекта воспитания. Причем принципиальное значение в характеристике процесса воспитания и его возможностей приобретает установление соотношения между указанными сторонами. Так, если деятельность (в конечном итоге образование, развитие нравственных качеств, свойств) воспитуемого находится в определенной существенной зависимости от целенаправленных воздействий на него, то воспитание «ведет» за собой развитие личности. И, выявив существенные связи между воспитательными воздействиями и деятельностью воспитуемых, можно отобрать и охарактеризовать наиболее эффективные комплексы и системы воспитательных мероприятий, средств и методов.
Итог нравственного воспитания и формирования человека — активная жизненная позиция личности — является совокупным результатом механизма превращения знаний в убеждения личности. Научно организованное воспитание, определяя свои задачи с учетом не только целенаправленных воздействий, но и ведущих тенденций влияния на личность доминирующих социальных отношений, сложившихся в обществе, оказывается в состоянии регулировать процесс формирования жизненных мировоззрений личности.
Усвоение информации - основной путь обретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает специальными знаниями о предметах и способах взаимодействия с ними, обрабатывает информацию. Усвоение этих знаний и предметов материальной и духовной культуры и способов взаимодействия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения.
Усвоению присуща сложная внутренняя структура, которая содержит несколько компонентов: позитивное отношение к учению, информации; непосредственное чувственное ознакомление с материалом; мышление, как процесс активной обработки полученной информации; запоминание и сохранение полученной и обработанной информации.
В психолого-педагогической литературе выделяются два основных направления в построении путей (моделей) обучения, способствующего целенаправленному воспитанию убеждений и мировоззрения учащихся2.
Это целостный подход, в котором заложена мысль о решающей роли усвоения знаний в формировании убеждений. В случае целостного подхода механизм формирования убеждений рассматривается как постепенное освоение составляющих его компонентов: сначала усваивается знание, затем педагог пытается создать условия для переживания этого знания как личностно-значимого, и только после этих двух этапов путем включения учащихся в общественно полезную деятельность предполагается сформировать личностный смысл, побуждающий применять эти знания в регулирующей функции, т.е. в качестве убеждения. Речь идет, таким образом, о способе воспитания убеждений путем последовательного формирования составляющих его компонентов.
Информация о работе Проблема управления воспитанием личности