Проблема управления воспитанием личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – установить, каков же механизм взаимодействия этих понятий, то есть, каков механизм превращения знаний в убеждения и взгляды личности.
Задачи – рассмотреть механизмы формирования убеждений, механизм получения знаний и выявить их взаимосвязь.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии и педагогике.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

И ценностно-деятельностный подход, в рамках которого усвоение знаний хоть и рассматривается как одно из условий образования убеждений, но не является достаточным, так как другим условием служит включение усваиваемых знаний в состав мировоззрения обучаемого. В ценностно-деятельностном подходе усваиваемые знания предлагается сразу включить в структуру более общей и более значимой (по отношению к учебной) деятельности личности - в структуру ее собственного способа социальной ориентировки, к тому же на ее высшем этапе - в механизм целеобразования. Это достигается путем одновременного раскрытия не только содержания усваиваемого знания, но также и тех приемов, которые способны его реализовать в условиях личностно-значимой социально ориентированной деятельности, актуализировать тем самым потребность в выработке готовности руководствоваться этим знанием при выборе целей, мотивов, поступков. В таком случае все три основных компонента убеждения формируются одновременно, в единстве, во взаимодействии друг с другом. Здесь сразу задаются все условия формирования нового образования - устойчивого свойства, выражающего готовность использовать знание в регулирующей функции, т.е. в качестве убеждения.

Применительно к проблеме убеждений (мировоззрения) термин формирование следует понимать как целенаправленное их воспитание, как создание условий, в которых образование научных убеждений может быть порождено (выработано) самим субъектом, самим учащимся. Дальнейшую педагогическую работу нужно рассматривать как использование адекватных коррекционных мер. Предметом формирования убеждений в узком смысле слова служат в основном приемы теоретически обоснованной ориентировки, , которая приводит к выработке собственных убеждений, мировоззрения в целом.

Немаловажную роль в механизме формирования убеждений играет мотивация. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к достижению цели. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы связаны с ожидаемыми наградами или наказаниями, угрозами и требованиями, материальным положением и т.п. При этом сама цель – получение знаний - может вызвать безразличное отношение. К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к увлечению (интерес к знаниям, любознательность, потребность в новой информации и т.п.).

  1. Роль педагогики в механизме формирования убеждений

    1. Механизм получения знаний

Чтобы полностью проанализировать механизм превращения знаний в убеждения и взгляды личности, нужно также понимать, каким образом знания в принципе воспринимаются человеком. Как мы уже рассматривали выше, основным источником получения знаний являются такие общественные институты, как семья, школа, университет. Процесс получения и усвоения знаний называется обучением. В состав обучения входят несколько этапов – это восприятие, представление, осмысление, понимание полученной информации.

Восприятие учебной информации осуществляется в следующем порядке: переход от восприятия простых к восприятию более сложных предметов, увеличение предметов и явлений, воспринимаемых, расширение просторовых и временных рамок восприятия.

В результате восприятия возникают субъективные образы объектов, которые воспринимаются, то есть представление. Представление - это сохранение в сознании человека внешних черт (признаков, свойств) предметов и явлений. Они считаются низшей формой знаний, поскольку фиксируют лишь внешние свойства предметов и явлений, не раскрывая их сущности.

Восприятие также тесно связано с осмыслением учебной информации, т.е. установлением связей между явлениями и процессами, выяснением их строения, назначению, определению причин явлений или событий изучаемых мотивов отдельных поступков личности.

Осмысление учебной информации характеризуется более глубоким ходом процессов сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, выяснения различных зависимостей. В процессе осмысления значительно обогащается понимание информации, оно становится более разносторонним и глубоким. На этом этапе появляются определенное отношение к информации, научные понятия, убеждения.

Процесс осмысления включает следующие действия:

1) анализ внешних свойств и  признаков предметов или информации, которая была воспринята и  изучается, фиксируемые в представлениях;

2) логическое обобщение признаков  и свойств предметов и явлений, которые изучаются, и выделение из их числа наиболее существенных и общих для всех подобных предметов и явлений;

3) "мыслительной"- постижение сущности (причин и последствий) предметов и явлений, изучаемых и формирование теоретических понятий и обобщающих выводов, правил и т.д.;

4) проверку обоснованности и  истинности теоретических выводов.

Следует отметить, что в процессе осмысления информации могут возникать определенные трудности. Установлено, что значительно сложнее выделить общие признаки предметов и явлений, чем их отличия. Это связано с тем, что общие, существенные признаки чаще бывают внутренними, поэтому их сложнее выяснить.

Результатом осмысления является понимание изучаемой информации и образование понятий. Если в представлениях, как отмечалось ранее, отражаются единичные, внешние свойства и признаки, то в понятиях видны разделяемая их глубинная сущность, внутренние причины и следствия.

В психологии различают два вида осмысления: первичное и последующее. Если материал, который изучается, не содержит сложных понятий, то достаточно лишь первичного осмысления, чтобы его понять. Но если материал сложный, его первичное восприятие и осмысление позволяют достичь только понимания, которое чаще бывает поверхностным, неполным и не всегда устойчивым

На этапе осмысления учебной информации необходимо побуждать учеников выделять в ней существенное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять явления, факты, события, изучать, и включать их в ту систему знаний.

    1. Проблема управления воспитанием личности

Мы выяснили, что действительно существует и имеет значение во многих сферах социальной жизни механизм, который полученные знания о мире формирует в наши взгляды и убеждения. Также стало очевидно, что формирование их происходит на начальных этапах развития человека – в школе, университете и семье. В таком случае возникает логичный вопрос: как же этим процессом управлять? Управление предполагает не только деятельность воспитателя или преподавателя, оно включает все, что может так или иначе влиять на объект, формировать у него взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление обучением и воспитанием включает в себя такие элементы, как:

- проектирование развития личности, планирование необходимых воспитательных  воздействий;

- организацию воспитательных воздействий;

- регулирование и корректировку  хода воспитательных воздействий  на основе текущего сбора информации;

- итоговый учет и контроль  соответствия конечных воспитательных  результатов проекту развития.

Психологический аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата - сформировавшегося свойства и личности в целом. Психологический механизм управления воспитанием в настоящее время нельзя охарактеризовать в завершенном виде, представление о нем только складывается. Большинство отечественных психологов при рассмотрении данного вопроса исходят из теоретического положения о том, что внешнее действие превращается во внутреннее убеждение. Стало общепринятым мнение о том, что управление извне поведением человека в ходе процесса обучения превращается во внутренний механизм саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательного управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания.

На первом этапе формирования личностного свойства  внешнее управление осуществляется:

- воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают "педагогический образец";

- через организацию продолжительного  действия образца;

- за счет носителя педагогического  образца (яркость, популярность, авторитетность  и т.д.).

На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать и присваивать образец. Элементом самоуправления здесь является интерес, обеспечивающей легкость присвоения образца.

На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:

- воспитатель подбирает педагогический  образец и тем самым программирует  мотивы;

- актуализируется уже сложившийся  мотив, но по каким-то причинам  заглушенный;

- осуществляется коррекция мотивации.

Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выбора мотивов из уже имеющихся.

На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя:

- выбор и предложение приемлемой  для школьника формы поведения;

- прекращение развертывания мотива  в действие, поведение.

Саморегуляция проявляется в соотнесении человеком адекватности мотивации и формы поведения, он соотносит их друг с другом.

На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку. Внешнее управление создает:

- условия для успешного начала  и завершения избранной формы  поведения (это делает воспитатель, коллектив, педагог);

- условия для неоднократного  выполнения данного действия;

- положительный эмоциональный  настрой по отношению к начатому  действию;

- корректировка действия.

Через внутреннее управление (самоуправление): человек побуждает себя начать и закончить действие, которое уже многократно выполнялось. На этом этапе самоуправление становится внешним по отношению к звеньям-этапам. (1-5 этапы формирования свойства личности).

На пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление совпадают по целям.

Успех формирования личности школьника/студента/человека определяется соотношением внешнего и внутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управление и самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления обучаемого.

Именно организация работы в данном направлении позволяет решить три главных условия - превращения знаний в убеждение, что составляет своеобразный фундамент в формировании «эталонных» качеств личности.

Заключение

О нравственном убеждении можно говорить тогда, когда знания и понятия о мире глубоко преломляются в личном духовном мире человека, становятся его личным взглядом и проявляются в его деятельности, в линии поведения, в поступках, в отношении к другим людям и к самому себе. Нравственное убеждение - это деятельные силы личности, стремление отстоять правильность, доказать истинность своего взгляда. Убеждения - это не только то, что человек знает, но прежде всего то, как он это знание реализует в своей деятельности.

Нравственное убеждение - это идеал, вершина морального развития, путь к которой лежит через единство нравственной привычки и нравственного сознания. Исследование различных источников литературы на данную тему выявило, что прочная, основа нравственных убеждений закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда основные нравственные ценности доступны пониманию ребенка через инструменты образования и воспитания.

Убеждения по своему существу представляют сплав рационального, эмоционального и волевого осмысливания усвоения знаний. Знания превращаются в убеждения лишь в том случае, если они усвоены умом и сердцем человека.

Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения. Исходным в воспитании мировоззрения учащихся является положение о том, что в структуре мировоззрения определяющую роль играет взаимосвязь научной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основа, фундамент, на котором, базируется научное мировоззрение, – это научные знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оценивать или быть в чем-то убежденным, надо, прежде всего, иметь необходимые знания. Вот почему в процессе формирования мировоззрения первостепенное значение имеет овладение учащимися глубокими и прочными знаниями основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее человек анализирует факты, чем глубже проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические возможности для выработки научного мировоззрения.

Но из положения о взаимосвязи научной истины, взглядов и убеждений отнюдь не следует, что усвоение знаний автоматически ведет к выработке научного мировоззрения. Как отмечалось выше, знания могут носить описательно-констатирующий характер и не оказывать существенного влияния на взгляды и правильное восприятие личностью явлений и событий окружающей жизни. Нужны специальные педагогические усилия и осуществление специфической системы воспитательной работы в процессе занятий, которые способствовали бы переводу знаний в личностные взгляды и убеждения и оказывали действенное влияние на формирование у человека научного мировоззрения.

 Исследование процессов формирования убеждений и получения знаний позволило нам определить ряд наиболее существенных условий, создающих предпосылки для перевода усваиваемых знаний во взгляды и убеждения человека и выработки у него определенного мировоззрения.

Одним из условий формирования мировоззрения является обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера.

Информация о работе Проблема управления воспитанием личности