Проблемное обучение в преподавании психологии в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности — гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.

Содержание работы

Введение.
История преподавания психологии средней школе.
Понятие, сущность и особенности проблемного обучения.
Основные функции проблемного обучения.
Организация проблемного обучения в средней школе.
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ проблемное обучение.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тамбовский Государственный  университет им. Г. Р. Державина»

Институт социальных и  образовательных технологий

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Проблемное обучение в преподавании психологии в средней  школе»

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

очной формы обучения

специальности «Психология»

Короткова К. В.

Проверила Смолярчук И. В.

 

 

 

Тамбов 2013

Содержание:

Введение.

  1. История преподавания психологии средней школе.
  2. Понятие, сущность и особенности проблемного обучения.
  3. Основные функции проблемного обучения.
  4. Организация проблемного обучения в средней школе.
  5. Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

        Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности — гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.

          Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре вообще и к психологической культуре в особенности. Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как хамство (грубость, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека) и лакейство (подхалимство, раболепие). У многих детей и подростков даже из благополучных семей — глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми, они нередко не чувствуют себя любимыми, нужными ни в семье, ни в школе. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, к неустойчивой самооценке, к сложностям в личностном развитии.

          Образование должно быть конкурентоспособным в деле приобщения учащихся к культуре, формирования их нравственной и гражданской направленности, гуманистического мировоззрения. В связи с этим изучение психологии в школе приобретает особую значимость.

          Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как зона ближайшего развития личности школьника, которую создает учитель, постепенно вводя ребенка в мир все более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств, размышлений, знаний, психологической культуры.

          Все вышесказанное делает актуальной проблему психологического образования как обязательной составной части общего среднего образования, ведь среди важных задач, которые стоят перед современным образованием, можно считать такие, как формирование критичности, самостоятельности мышления; развитие у учащихся способности свободно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Этого и много другого можно достигнуть, применив особый тип обучения – проблемного обучения.

         Принцип проблемности основан  на понятии научной или учебной  проблемы, сутью которой является  противоречие. Обучение нужно строить  и понимать как возникновение  и разрешение противоречий. Этот путь познания должны проходить и учащиеся.

         Любая научная проблема уже содержит реальные противоречия изучаемых объектов, явлений, процессов, противоречив сам процесс познания вообще, кроме этого, противоречия имеются в знаниях конкретного ученика. Эти три возможности являются предпосылками для конструирования проблемных ситуаций, которые могут моделировать внутренние противоречия самой науки и учебной дисциплины, строиться на недостаточном или одностороннем ее понимании, либо на опыте и знаниях учащихся. [3]

       Для  роста необходимо не столько  мышление, сколько размышление, которое  можно включить в учебный процесс,  если предусмотреть разрешение  учебно-познавательных проблем,  которое потребует подключения  памяти, общения с прошлым опытом, активного поиска нового.

       Саморазвитие  способности к поиску помогает  вскрывать потенциальные возможности,  позволяет испытать радость открытий, получить удовлетворение от преодоления  препятствий. 

 

  1. История преподавания психологии средней школе.

          Проблема преподавания психологии в школе обсуждается в течение последних двух столетий. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Психологию включали в учебные планы, через какое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество преподавания, которое объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала.

          Психология как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIX в. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимназий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Согласно этому уставу, в программу гимназий вводилось обязательное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной философии. В рамках четырехгодичного курса в гимназиях того времени преподаватель должен был ознакомить учащихся с комплексом предметов. На первом году обучения он преподавал логику и всеобщую грамматику, на втором — психологию и этику, на третьем — эстетику и риторику, на четвертом году обучения — естественное и народное право и политическую экономию. [4]

          Копируя программу зарубежной средней школы, составители устава не учитывали реальных возможностей отечественной системы обучения. А возможности были весьма ограниченны. В начале XIX в. еще не сложилась сама наука психология, не было квалифицированных педагогов, не было учебников, а главное — не было соответствующей подготовки учащихся.

         Все эти проблемы привели к тому, что через несколько лет учебный план был подвергнут переработке. В 1819 г. Главное правление училищ выпустило дополнительные правила, согласно которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного плана. [4]

          Таким образом, первая попытка введения психологии как учебного предмета в курс средней школы оказалась неудачной.

       В начале XX в. интерес к психологии как науке возрос как в общественной жизни, так и в сфере образования. В России после длительного (столетнего) перерыва курс философии и психологии был вновь введен в российских гимназиях в 1905 г. Георгий Иванович Челпанов проявил особенно большую энергию, отстаивая введение психологии в курс средней школы. Он прочитал ряд докладов и опубликовал ряд статей в различных изданиях. В них Челпанов доказывал необходимость введения психологии в курс гимназии. Был также проведен опрос учащихся. На его основании Челпанов пришел к выводу, что психология доступна пониманию учащихся. Трудны лишь некоторые вопросы, например о восприятии пространства, о методах психологии, о различии между явлениями физическими и психологическими. Отсюда автор сделал вывод о том, что важнейшие вопросы научной психологии вполне доступны для понимания учащимися средней школы. [4]

          Считалось, что преподавание философской пропедевтики будет способствовать общему развитию учащихся. В частности, знакомство с психологией приведет к расширению кругозора учащихся, способствуя ознакомлению с тем деятелем (субъектом), который лежит в основе всех исторических явлений. А это должно повести к более вдумчивому отношению к окружающим явлениям, к самим себе, что, в свою очередь должно заложить основу для формирования более глубокого и правильного мировоззрения. Таким образом, значение изучения психологии оценивалось довольно высоко.

          В то же время в преподавании психологии проявился целый ряд трудностей. По мнению Г. И. Челпанова, существовало три основные проблемы, которые не были решены:

  1. отсутствие у преподавателей специальной подготовки (психологию в школе преподавали историки, филологи и преподаватели семинарий);
  2. методическая непроработанность учебного курса (недостаток учебных пособий и количества учебного времени);
  3. непрочное положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального. [10]

          После Октябрьской революции 1917 г. в связи с реорганизацией средней школы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы психология совсем исчезла из школьных программ. Преподавание психологии не входило в цели новой советской школы.

          Психология как учебный предмет в средних школах России была вновь введена лишь в 1947 г. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе. В научно-педагогических журналах был опубликован ряд статей, которые обосновывали необходимость введения курсов логики и психологии в школе.

         Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946), преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза. Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.

          В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет. Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии. А психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.

          В России активное включение психологии как факультативного предмета в учебные планы школ вновь началось в конце 80-х гг. Связано это было, прежде всего с тем, что школы получили большую свободу в определении перечня изучаемых предметов и имели возможность гибкого учебного планирования. С другой стороны, психология становилась в те годы все более популярной в обществе областью знания, и потому учащиеся проявляли к ней большой интерес и охотно выбирали ее для изучения. Преподавание психологии имело положительное влияние на воспитание и развитие учащихся. [4]

          Таким образом, в истории преподавания психологии в средней школе было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета. Однако дефицит соответствующего учебно-методического обеспечения и преподавательских кадров, а также и изменение целей образования были причинами прекращения ее преподавания.

  1. Понятие, сущность и особенности проблемного обучения.

          Технология проблемного обучения получила свое распространение в 20 - 30-х г. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, исследовательский, инстинкт конструирования и художественного выражения.

          Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. И авторы дают различное определение этому явлению.

          Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». [9]

        Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

       Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». [5]

         Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.

          М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». [8]

Информация о работе Проблемное обучение в преподавании психологии в средней школе