Проблемное обучение в преподавании психологии в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности — гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.

Содержание работы

Введение.
История преподавания психологии средней школе.
Понятие, сущность и особенности проблемного обучения.
Основные функции проблемного обучения.
Организация проблемного обучения в средней школе.
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ проблемное обучение.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

          Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

          Отличительная черта теории проблемного обучения состоит в  ее глубокой психологической обоснованности. Эта теория ставит своей целью использование психологических закономерностей мышления для управления усвоением знаний.

          Психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. По его мнению, человеческое бытие есть непрерывное   взаимодействие субъекта с объектом, осуществляющиеся в форме  целесообразной предметно-преобразующей деятельности субъекта. Объекты деятельности не даны человеку в завершенном и  готовом  виде. Они всегда  содержат в себе определенные внутренние противоречия, проблемы, которые объект должен разрешить в процессе их практического и мысленного  преобразования. Предметный мир, таким образом, открывается человеку как исполненный проблемностью. Это и вызывает необходимость в мышлении.

          По современным научным представлениям мышление — это решение такой специфической задачи, когда одни из ее условий лежат на поверхности, а другие — нет. Мышление — это психическая деятельность, направленная на выявление скрытых от наблюдения отношений в предмете анализа. Если все условия задачи представлены, то мышления не требуется, и человек может решить такую задачу по памяти или путем непосредственного восприятия. Мышление «включается в работу», когда есть вопрос (задача), а готового ответа не находится ни в памяти, ни при внимательном наблюдении. Так, человек оказывается в ситуации, когда задача в данный момент выглядит проблемой, неразрешимой известными способами. И чтобы найти то, что скрыто и неясно, требуется мышление. Этому и нужно учить школьника, студента. [1]

        Т. В. Кудрявцев и А. М. Матюшкин так описывали проблемное обучение: «Проблемное обучение не сводится лишь к активизации усвоения знаний путем постановки перед учащимися проблем... Современные знания психологии мышления позволяют не только ставить перед учащимися проблемы, но и создавать условия, служащие для управления их решением».

          Значит, с психологической точки зрения особенность проблемного обучения не только во включении учащихся в процесс решения задач-проблем, но и в научении их процессу решения таких проблем на основе знания психологических закономерностей мышления.

          Конечно, процесс обучения шире и разностороннее процесса мышления. Однако оба эти процесса можно рассматривать как некоторую поисковую деятельность, нацеленную на решение возникающих перед человеком теоретических и практических проблемных задач. Процесс же обучения, моделирующий процесс мышления, можно назвать проблемным обучением.

Особенности проблемного обучения:

        Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению  новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает   сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание  становится  действительным  достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

        Вторая особенность состоит в том, что проблемное  обучение  –  наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное   решение   проблем   учащимися является основным условием превращения знаний в убеждения, поскольку только диалектический подход к анализу процессов  и  явлений  действительности формулирует систему глубоких убеждений.

          Третья особенность определяется дидактическим принципом  связи  обучения  с  жизнью.  Связь  с  жизнью  служит   важнейшим средством создания  проблемных  ситуаций и  критерием  оценки  правильности решения учебных проблем.

          Четвертой особенностью проблемного  обучения  является систематическое применение учителем сочетания  разнообразных  видов самостоятельных работ учащихся, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения  новых  знаний  и  способов деятельности.

          Пятая особенность определяется дидактическим принципом  индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация  обусловлена  наличием  учебных  проблем  разной  сложности,   которые   каждым   учеником воспринимаются  по-разному.  Индивидуальное  восприятие  проблемы   вызывает различие в ее формулировании, выдвижении гипотез и  нахождении иных путей их доказательства. 
          Шестая особенность проблемного обучения состоит в его  динамичности, которая заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и  взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

          Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности ученика,  обусловленной,  во-первых,  тем,  что  сама  проблемная   ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что   активная мыслительная деятельность ученика неразрывно связанна с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает  личное переживание ученика, его эмоциональную активность. В свою  очередь, эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

          Восьмая особенность проблемного обучения заключается в  том,  что,  оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции  (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и  продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль  именно творческой познавательной деятельности учащихся. 
          Таким образом, первая особенность проблемного обучения состоит  в  том, что оно обеспечивает прочность  знаний  и  особый  тип  мышления,  вторая  – глубину убеждений, третья – творческое применение знаний в  жизни.  Эти  три особенности  имеют   наибольшую   социальную   значимость   и   обеспечивают выполнение основных  задач  современной школы.  

  1. Основные функции проблемного обучения.

          Выделяют следующие функции проблемного обучения: 
- усвоение учениками системы знаний и способов  умственной  и практической деятельности;                                                                                              - развитие интеллекта учащихся, а именно их познавательной самостоятельности и творческих способностей;                                                        -  воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);           - воспитание навыков творческого применения знаний (применение  усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;       -  формирование и накопление  опыта творческой деятельности (решение практических   проблем, овладение методами научного исследования и художественного отображения действительности);                                                 - формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей;                                                                                   - формирование всесторонне развитой личности.

          Каждая  из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения. 

    1. Организация проблемного обучения в средней школе.

          Организация проблемного обучения предполагает применение таких  приемов и методов преподавания, которые приводили бы  к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение учащимися соответствующих методов учения. 
          Однако  возникновение  проблемных  ситуаций  и  поисковой  деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно возможно  в  таких видах учебно-познавательной  деятельности  учащихся,  как: решение нетиповых задач; составление задач и их решение; логический  анализ  текста; ученическое  исследование; изобретение и др.

          Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных  видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их  мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний  путем самостоятельного решения учебных проблем составляет сущность  проблемного обучения.

          Исходя из идеи развития познавательной самостоятельности учащихся,  все разновидности современного урока на основе принципа проблемности делятся на проблемные и не проблемные. Проблемным следует считать урок, на котором  учитель  преднамеренно  создает проблемные  ситуации  и  организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем  и  их решению или сам ставит проблемы  и  решает их, показывая учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации.

          Дидактическим показателем  проблемного  урока  является  его комплексность.  Сущность  комплексного  урока  заключается  в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с  введением  нового материала, происходит непрерывное повторение  знаний,  умений  и  навыков  в новых связях и сочетаниях, что характерно как раз для проблемного урока. [7]

          Структурными  элементами современного урока являются: 
1) актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их в новой ситуации, стимулирование познавательной активности  учащихся);

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) формирование умений и навыков (включающих и специальное повторение, и закрепление).

          Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы  организации современного урока. Но по отношению к мыслительной  деятельности  учащихся она не отражает процесса продуктивной   познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление  этой  деятельностью.

         Поскольку показателем проблемности урока является наличие  в  его  структуре этапов поисковой деятельности, то они  и  представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: 
1) возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения  проблемы.

          Таким образом, структура проблемного урока, в  отличие от  структуры непроблемного, имеет элементы логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения.  И эта структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и  внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

 

 

    1. Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.

        Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющемся в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

         Проблемное обучение в преподавании психологии возможно применять для усвоения обобщенных знаний - понятий, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний.

          Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств. При правильной организации оно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). [7]

        Проблемное обучение вооружает школьников методами познания основ психологии, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с их обоснованием.

         Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемых психологических явлений и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

          Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем и оно требует больших затрат времени.

          И все  же проблемное обучение – это фактор интеллектуального развития школьников, поскольку у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Информация о работе Проблемное обучение в преподавании психологии в средней школе