Проблемы детей сирот оставшихся без родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Ни для кого не секрет, что в последние годы в Беларуси в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 25 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.
Цель работы: исследование проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 5
1.1. Причины социального сиротства 5
Выводы 8
2. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 9
2.1. Проблемы интеллектуального развития 9
2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития 10
2.3. Проблемы общения детей-сирот со сверстниками 12
2.4. Проблемы здоровья 14
Выводы 16
3. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕИЯ РОДИТЛЕЙ В РЕСУБЛИКЕ ЕЛАРУСЬ 17
Выводы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Контрольная1 (3).docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО  СИРОТСТВА                                            5

    1.1. Причины социального  сиротства                                                        5

Выводы                                                                                                            8

2. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ  И ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                          9

    2.1. Проблемы интеллектуального  развития                                             9

    2.2. Проблемы эмоционально-волевого  развития                                     10

    2.3. Проблемы общения детей-сирот со сверстниками                             12

    2.4. Проблемы здоровья                                                                            14

Выводы                                                                                                            16

3. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕИЯ РОДИТЛЕЙ В РЕСУБЛИКЕ ЕЛАРУСЬ                                 17                 

Выводы                                                                                                            21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                      23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что в последние годы в Беларуси в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 25 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

 Неутешительна и статистика  о тех, кто вырастает и покидает  детские дома и интернаты. Каждый  третий становится алкоголиком  или наркоманом, 40 процентов - преступниками,  десятая часть юношей и девушек  кончают жизнь самоубийством.  И только 10 процентам удается  адаптироваться в обществе.

 Результаты психологического  обследования свидетельствуют о  значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности",  подобного рода  нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Объект исследования: дети сироты и дети оставшиеся без попечения.

 Предмет исследования: проблемы способствующие формированию тревожности у детей сирот.

 Цель работы: исследование проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения.

Задачи работы:

  1. Проанализировать теоретическую литературу по проблемам детей сирот.
  2. Сформулировать определение термина "социальный сирота".

3. Выявить условия возникновения проблем у детей сирот и детей оставшихся без родителей.

4. Определить отношение  государства к данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО  СИРОТСТВА

1.1. Причины социального  сиротства

Общеизвестным является термин "сирота". Согласно толковому словарю  С.И. Ожегова сирота - это человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних[5]. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим еще совершеннолетия. Таким образом, сироту можно определить как ребёнка в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель.

Что же такое "социальное сиротство"? Чем ребёнок, имеющий  статус "социальный сирота" отличается от ребёнка называемого "сиротой"?

"Социальное сиротство  является следствием устранения  родителей и неучастия их в  выполнении своих обязанностей  по отношению к детям". Так  определяет явление социального  сиротства Звенигородская Н.Ф.  в статье "Социальное сиротство:  причины и следствия". Так же  явление "социальное сиротство"  можно обозначить как социальное  явление, обусловленное наличием  детей, оставшихся без попечения  родителей вследствие лишения  их возможности удовлетворять  насущные потребности.

Исходя из вышеприведённых  определений явления "социальное сиротство", Мы можем дать чёткое определение термина "социальный сирота". Социальным сиротой называют ребенка, который имеет биологических  родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся  о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых  фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Из этого можем сделать  вывод, что социальный сирота отличается от сироты тем, что лишаются родительской заботы и опеки при живых родителях.

Главным источником социального  сиротства по прежнему остаётся беспризорность. По данным статистики на данный момент в Российской федерации насчитывается более 685 тысяч "социальных сирот". Причины ухода ребёнка из дома кроются в семейных отношениях. Можно выделить несколько основных причин возникновения социального сиротства:

1. Жестокое обращение по отношению к детям. Если мы посмотрим на понятия, которые мы применяем постоянно, когда описываем ситуацию с детьми: дети, "оставшиеся без попечения", "социальное сиротство", "жестокое обращение с ребенком", то мы можем сказать, что все дети, которые в свое время остались без попечения, пережили жестокое обращение в семьях. Если его трактовать так, как это принято в научной литературе, т.е. как область физического, сексуального, психического (эмоционального) насилия и пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка, то мы поймем, что все дети, оставшиеся без попечения, пережили тот или иной вид жестокого обращения. Поэтому, если мы говорим о жестоком обращении по отношении к детям, то мы называем корневую причину социального сиротства. Это важно понимать, когда мы хотим снизить уровень социального сиротства. Зачастую, дети бегут из дома становясь жертвами насилия. Это не только применение силы, но и сексуальное насилие[8].

2. Семья, находящиеся в стадии кризиса. Семьи проходят разные стадии кризиса, прежде чем становятся маргинальными, хронически пьющими, не работающими. Каждая семья начинает с того, что проходит стадию, на которой у нее возникают проблемы. Ее проблемы такие же, как у наших с вами семей. Например, рождение второго ребенка, или в семье жила бабушка, которая брала на себя часть нагрузки по воспитанию детей, потом она уехала или умерла. И в семье наступает кризис из-за того, что родители не готовы всю нагрузку взять на себя. Если семью в этот момент не выявить, то ее проблема, с которой здоровая семья справляется своими ресурсами, может вырасти для неблагополучной семьи в кризис. У такой "ослабленной"  семьи не хватает внутренних ресурсов для того, чтобы преодолеть проблему. Не получив помощи извне, кризис в семье начинает нарастать и в конце концов проблема усугубляется, и мы через какое-то время сталкиваемся с необходимостью отобрать детей, ибо дальнейшее проживание представляет угрозу их жизни или здоровью. Чем дольше семья находится в кризисе, тем меньше ее потенциал для восстановления, реабилитации и тем больший объем усилий необходим для того, чтобы помочь ей, чтобы она преодолела свой кризис. Это не только реабилитационные, но и финансовые усилия, которые необходимы, чтобы семью из кризиса вывести. Если мы имеем дело с поздним кризисом, то в нашей российской ситуации мы уже не имеем возможностей помочь семье. В основном мы уже занимаемся ребенком. Тут в работу включаются школы-интернаты, детские дома, дома ребенка.

3. Разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей. Причиной возникновения детской безнадзорности, а следовательно и социального сиротства, является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры и социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла стоимость и снизилась доступность дошкольных учреждений, домов детского творчества, детских санаториев, детских домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга, уменьшилось так же число учреждений летнего отдыха для детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла и коммерциализация профессионального образования. После окончания девятого класса многие подростки не работают и не учатся.

4. Злоупотребление родителями алкоголем и наркотических веществ. Достаточно большое число детей убегают от родителей-алкоголиков и родителей-наркоманов. Как правило эта причина не является единственной и дополняется другими причинами, такими как: голодание, жестокое обращение плохие отношения с родителями, не имение других близких родственников, не понимание и не имение поддержки со стороны учителей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными  причинами социального сиротства  являются:

  • Нарушение жилищных и имущественных прав ребёнка.
  • Ухудшение материального положения значительной части населения.
  • Безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей
  • Конфликты в семье
  • Алкоголизм и употребление наркотиков родителями
  • Жестокое обращение с детьми
  • Ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания

Основным методом профилактики социального сиротства - это раннее выявление семей, находящихся в  социально опасном положении. Причём к социально опасным ситуациям  относятся не только ситуации с пьющими  родителями, но и положение несовершеннолетней мамы, и семьи, оказавшейся в трудных  жизненных обстоятельствах. И если во время не оказать таким семьям помощь, то дети и подростки из этих семей могут оказаться в интернатных учреждениях. Лишённые семьи, они в дальнейшем испытывают огромные трудности в построении собственной семьи. Единственный выход из такой ситуации - развитие семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Исходя, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество не должно спокойно относиться как к проблеме сиротства, так и к мало публикуемой об этой проблеме информации, а и выдвигать свои беспокойства соответствующим государственным органам, т.к. это будет способствовать более тщательной работе по предупреждению и раскрытию негативных явлений в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ  И ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1. Проблемы интеллектуального  развития

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться  и выражаться в ослаблении или  несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило, вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?", "какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.

    Эти данные  свидетельствуют о том, что  основными причинами снижения  интеллектуального развития воспитанников  общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы эмоционально-волевого  развития

 

  Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Информация о работе Проблемы детей сирот оставшихся без родителей