Проблемы детей сирот оставшихся без родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Ни для кого не секрет, что в последние годы в Беларуси в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 25 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.
Цель работы: исследование проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 5
1.1. Причины социального сиротства 5
Выводы 8
2. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 9
2.1. Проблемы интеллектуального развития 9
2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития 10
2.3. Проблемы общения детей-сирот со сверстниками 12
2.4. Проблемы здоровья 14
Выводы 16
3. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕИЯ РОДИТЛЕЙ В РЕСУБЛИКЕ ЕЛАРУСЬ 17
Выводы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Контрольная1 (3).docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

    Подобные нарушения  объясняются всем предыдущим  развитием детей, а также условиями  пребывания воспитанников в учреждениях  закрытого типа. Значительная часть  детей поступает в детские  дома из домов ребенка, где  они воспитывались до трех, иногда  до четырех лет. Эти дети  часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни  они отличаются не свойственной  детству пассивностью. Лишенный  с рождения самого главного  для него - материнской любви и  ласки, а в условиях закрытого  учреждения - возможности нормального  общения со взрослыми, в возрасте 6 - 8 месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. С другой стороны, у ребенка появляется огромное количество бесполезных и непродуктивных для развития двигательных форм, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла.

 Ребенок, растущий  в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

 Отчужденность, эмоциональная  холодность, неумение эмоционально  общаться, отсутствие навыков общения  - вот далеко не полный перечень  отклонений в развитии. У детей  в детских домах ярко проявляется  так называемый эмоциональный  голод: они легко вступают в  контакт с любым человеком,  который приходит в учреждение.

Деловые контакты с взрослыми  возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом  могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными  и активными участниками дети не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Проблемы общения  детей-сирот со сверстниками

     В целом  потребность в общении со сверстниками  менее напряженная. Обычно контакты  со сверстниками бедны по содержанию  и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа.

     Постоянную  привязанность к сверстникам  имеет незначительное число детей.  Она не зависит от возраста  и положения ребенка в группе. Нет и постоянно изолированных  детей. Игры часто окрашены  нервозностью, сменой настроения; конфликты  протекают резко, с острыми  эмоциональными отрицательными  переживаниями. События часто  драматизируются.

     Ситуативность  в поведении, неспособность к  конструктивному решению проблем,  организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил  игры обусловлена тем, что уже  общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний[4].

     В детских  домах к детям нередко обращаются  по фамилии, имя часто сочетается  с фамилией. Часто имя используется  для приказа и почти никогда  для проявления любви. В результате  у ребенка формируется отрицательное  отношение к своему имени.

 

Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко  обращаться со своим сверстником  или ребенком младшего возраста. Эта  позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного  родительского попечительства. У  этих детей масса проблем, которые  неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники  из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные  конкурентные, негативные отношения  детдомовских и домашних детей.

   У воспитанников  детских домов разрушено еще  одно важное звено самосознания - звено психологического времени  личности. Ребенок не в состоянии  соотнести себя настоящего с  собой в прошлом и будущем:  индивидуального прошлого они  часто не помнят, будущее для  них неопределенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Проблемы здоровья

 

Ещё большую тревогу во все времена вызывало здоровье и  развитие детей, с рождения или с  раннего возраста лишённых родительской опеки и воспитывающихся в  государственных детских учреждениях: домах ребёнка, детских домах, интернатах. Известно, что воспитание в условиях государственных детских учреждений в значительной мере тормозит развитие ребёнка и его социальную адаптацию, что впоследствии, в период взрослой жизни, реализуется в виде психоневрологических расстройств и маргинального поведения [1]. Безусловно, задержка психического развития и умственная отсталость не являются лишь только результатом пребывания детей в интернатных учреждениях, но прежде всего и в наибольшей степени обусловлены состоянием физического, психического и нравственного здоровья женщин, родивших этих детей.

 К сожалению, количество  детей-сирот и детей без попечения  родителей в Беларуси не уменьшается.  Ежегодно органы опеки и попечительства  выявляют и устраивают на воспитание  примерно 4 тысячи детей. На начало 2010 г. в Беларуси было 4,5 тысячи  детей-сирот и 21,4 тысячи детей,  оставленных без попечения родителей.  Более 18 тысяч детей были переданы  на воспитание приёмным родителям,  в опекунские семьи, в детские  дома семейного типа или в  детские деревни. Но более 7 тысяч детей всё ещё находятся  в интернатных учреждениях, где при самых благоприятных условиях пребывания невозможно создать необходимую для нормального роста и развития атмосферу обычной хорошей семьи.

 Здоровье детей в  интернатных учреждениях имеет свои особенности. Во-первых, все поступающие туда дети уже изначально имеют неблагоприятный фон и одно, а то и несколько заболеваний [2]. Причин этому много:

 • плохая наследственность (алкоголизм, наркомания, психические  расстройства, врождённые пороки  развития);

 • различные врождённые  аномалии и пороки развития, которые  в большинстве случаев бывают  результатом желания женщины  избавиться от беременности и  использованием с этой целью  различных повреждающих средств;

 • неблагоприятным  для младенца является уже  само вынашивание нежелательной  беременности, когда женщина не  хочет появления на свет младенца, внутренне отвергает его ещё  до рождения и всячески старается  избавиться от него как во  время беременности, так и после  родов.

Диагноз «синдром жестокого  обращения с детьми» (СЖО) ещё  не получил «прописки» в Беларуси, тем не менее, проблема эта существует, как и в любой другой стране мира [3]. Если обратиться к статистике заболеваемости детского населения, то становится очевидным тот факт, что жизнь детей в нашей стране недостаточно защищена ни в семье, ни в обществе: травмы, отравления и несчастные случаи занимают в структуре заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет 2-е место (на 1-ом месте – острые респираторные заболевания, 70%); а в структуре смертности детей в возрасте до 18 лет травмы, отравления и несчастные случаи составляют 31% от всех случаев смерти; в возрастной группе от 15 до 17 лет – 77,8% всех случаев. Наиболее подвержены СЖО дети из социопатических семей, а также дети, находящиеся в интернатных учреждениях.

 Известно, что длительное  пребывание в большом коллективе, однотипных условиях, ограниченный  контакт с внешним миром приводят  к тяжёлым последствиям для  здоровья и психики человека [4]. По данным российских учёных, почти у всех воспитанников детского дома к 3-7 годам выявляется задержка физического и нервно-психического развития, нарушены интеллектуальная, моторная, игровая деятельность. Несмотря на сохраненные потенциальные интеллектуальные возможности, подготовка к школе не приводит к коррекции отстающих функций, а лишь позволяет формировать социально-бытовые навыки [7].

Особенностью работы медицинского персонала в интернатных учреждениях является то, что они должны заниматься не только узконаправленными медицинскими видами деятельности, но и участвовать в методической, организационной, воспитательной и учебной работе, контролировать и направлять профилактическую и оздоровительную деятельность, все моменты организации жизни и воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Итак, можно говорить о следующих проблемах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

    1. Проблемы интеллектуального  развития

    2. Проблемы эмоционально-волевого развития

    3. Проблемы общения  детей-сирот со сверстниками

    4. Проблемы здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ  ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕИЯ РОДИТЛЕЙ В РЕСУБЛИКЕ ЕЛАРУСЬ

Проблема детей, лишённых надлежащей родительской заботы, возникла не сегодня и актуальна не только для Беларуси. На международном уровне для её решения предпринимаются  определённые шаги: разрабатываются  соответствующие нормативные документы, рекомендации, аккумулируются финансовые средства для оказания технической  помощи государствам, стремящимся к  сотрудничеству с международным  сообществом в этом направлении, осуществляется мониторинг положения  детей в различных странах.

К числу наиболее значимых международных документов, затрагивающих  проблемы детей, лишённых надлежащей родительской заботы, можно отнести Конвенцию  ООН о правах ребёнка, Женевскую  декларацию прав ребёнка, Европейскую  конвенцию об усыновлении детей.

На уровне государств также  предпринимаются определённые меры: разрабатываются и реализуются  долгосрочные стратегии и краткосрочные  программы, направленные на решение  проблемы сиротства, и прежде всего, социального сиротства. В качестве примера можно привести стратегию, разработанную в соседнем государстве  «Украина без сирот».

Многое для решения  проблемы делается и в Республике Беларусь. К числу последних наиболее значимых документов этого направления  можно отнести Национальную программу  демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы. В эту программу  включены основные направления подпрограммы «Дети-сироты» президентской программы  «Дети Беларуси».

По сообщению Юрий Емельяненко  в первом полугодии 2012 года будет  разработана новая редакция постановления  правительства о порядке государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[3].

Министерством образования  запланировано в 2012 году подготовить ряд постановлений правительства о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления опеки и попечительства, создания приёмных семей, детских домов семейного типа, детских деревень и городков. Планируется создание электронных банков данных о детях-сиротах в возрасте до 23 лет, включая сведения из профессионально-технических, средних специальных, высших учреждений образования различных министерств и ведомств. Положение о порядке создания и функционирования таких банков данных уже разрабатывается.

Вместе с тем проблемы, требующие внимания государства, остаются, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему высоко – более 25 тыс.

Основным направлением решения  в республике проблемы социального  сиротства определено семейное жизнеустройство  детей-сирот. Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребёнку возможность  получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс  социализации[1].

Семейным законодательством  Республики Беларусь предусмотрены  раз-личные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – усыновление, опека (попечительство), приёмная семья, детские дома семейного типа.

Согласно ст. 120 Кодекса  о браке и семье, усыновление  – является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения  родителей. Усыновление – принятие в семью ребёнка на правах кровного, ребёнок, в свою очередь, становится полноправным членом семьи и так  же, как родные дети, будет иметь  право на наследство и содержание. Что же касается физиологических  родителей ребёнка, то они теряют все права, основанные на факте родства  с ребёнком.

Приёмная семья – это  новый институт семейного законодательства, форма воспитания ребёнка (детей) в  семье на дому у приёмного родителя-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или  приюте. По отношению к ребёнку  приёмные родители являются ему опекунами. Эта форма возникла и развилась  из идеи создания детских домов семейного  типа.

По данным Гомельского  областного отделения РОО «Белорусский детский фонд» на начало 2012 года в области зарегистрировано более  пяти тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы в Гомельской области  открыты 25 детских домов семейного  типа (восемь из них – по программе  «Дети Беларуси»), в которых живут  более 180 детей.

Информация о работе Проблемы детей сирот оставшихся без родителей